Круг или День ангела - школьная драма времён перес
Круг (День ангела)
(драма времён перестройки)
Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е Л И Ц А
Катя !
Лена - Моцарт ! подруги десятиклассницы
Анжела – Жора !
Женя - Жека !
Марина - девятиклассница
ЭПИЗОД I. ПОЛЕ
/Картофельное поле. Накрапывает
дождь.Грязно и неуютно.
Слышен звук удаляющегося автобуса.
Катя сидит на перевёрнутом ведре, курит.
Женя сидит на земле, привалившись к Кате,
жуёт что-то. Анжела стоит в стороне,
смотрит вслед ушедшему автобусу./
АНЖЕЛА: /Кричит вслед уехавшим/ Козлы! Чтоб вы перевернулись! /Подошла к Кате. И снова - уехавшим/ Чтоб вы захлебнулись ... в луже! /Спокойно/ Козлы... уехали...
ЛЕНА: /появляется с валежником/ Анжела! Что ты пупок надрываешь? Из трусов выпрыгиваешь? Сейчас картошки напечём, покурим!.. Что, ты! Пусть едут. Вы с Жекой лучше поищите сухоньких веточек-былиночек.
/Женя и Анжела. Уходят./Вслед/ Немножко, костер запалить. И может - бумаги! Только не с дерьма!
КАТЯ: /Спокойно/ Ленок, она не имела права оставлять нас. Она не имела права оставлять нас здесь. /Заводясь/. Она не имела права оставлять нас здесь одних! И она, сука, об этом знает! Знает!
ЛЕНА: Да ты брось, Кать! Она об этом и не думала. Довели её - она и разозлилась. Саботаж - это преступление. За преступлением следует наказание. Успокойся.
КАТЯ: Знает, а делает. Почему-то. А мы должны учиться, Ленок, а не простужать яичники. Наши мамы и папы должны быть спокойны за нас. А Ольга Александровна, любезная, бросает нас в поле одних! Девочек! На растерзание беглым уголовникам и насильникам. /неожиданно смеется, прямо-таки ликует/ А вдруг изнасилуют.
ЛЕНА: /весело/ Ну тебе-то чего бояться?
КАТЯ: /весело/ Заткнись, Ленок! Поживёшь с мое – узнаешь. /серьезно/ А Ольга своё получит. Значит так. Никаких костров. Идём к дороге. Мир не без добрых людей – уедем! Ещё не вечер.
ЛЕНА: А там ещё Маринка ковыряется. Сказать ей?
КАТЯ: Не надо, пусть остаётся. /подумав/ Нет. Если пропали – все. И никаких следов. Стоп. Следы борьбы и похищения оставить надо. Вёдра не берём. С Жоры снимаем один кед – боролась. Ты оставь косынку. Остальных забрали целиком.
/возвращаются Женя и Анжела/
ЛЕНА: /не зная, что предпринять/ Принесли, вот и хорошо. А теперь …. /смотрит на Катю/ Катя вот придумала…
КАТЯ: Разводите костёр вон там, подальше. В кустах. Там ветра нет. Жека – за Мариной. Зови – пусть погреется. Жора, зажигай!
/Женя и Анжела уходят/
КАТЯ: Лена, неси картошки.
ЛЕНА: Но ведь ты сказала, что … не надо. Мы уходим.
КАТЯ: В костре больше правды. Ты что полагаешь, что Ольга Александровна надеется на наш энтузиазм? Да она уверена, что мы будем сидеть у костра. Только она не знает, что случится у костра. Иди! Иди, иди.
ЛЕНА: /восхищенно/ Ну, Катя, вообще!
КАТЯ: /одна, поет/ Мой костер в тумане светит...
АНЖЕЛА: /возвращается/ Всё, Кать. Может картошки принести?
КАТЯ: Ленка уже пошла. /вдруг весело/ Ну, что порядок, Жора? Погреемся – и в путь! Как твой братишка там, учится?
АНЖЕЛА: Да, ну его на фиг. Все поучает. Только он знает как жить надо. Как же, - 4-й курс, почти инженер, из рабочей семьи!
КАТЯ: Хороший у тебя брат, Жора. Ты его слушай.
АНЖЕЛА: Мне и с тобой хорошо.
/возвращается Лена/
ЛЕНА: По-моему, Маринка не хочет.
КАТЯ: С чего взяла?
ЛЕНА: Жека возвращается.
АНЖЕЛА: Ну, не хотит и не надо.
КАТЯ: /одергивает Анжелу/: Жора - подержи мой макинтош!
/Анжела примолкла. Возвращается Женя/
КАТЯ: Ишь, ты - не хочет. Хочет! Будет хотеть. /Жене./ Не идёт?
/Женя отрицательно машет головой/
КАТЯ: Жора, Жека - ведите её. Помогите человеку, раз сам не может.
/Женя, Анжела уходят/
ЛЕНА: Может не надо? Не надо, Катя!
КАТЯ: Надо! Для чистоты эксперимента.
ЛЕНА: Я с ней дружу.
КАТЯ: Мы с тобой - тоже.
ЛЕНА: С тобой - одно, а с ней - другое.
КАТЯ: Ишь ты, что говоришь ты!
ЛЕНА: Как ни странно, но Марина очень влюбчивая и доверчивая. Влюбляется часто и тотально. Без остатка. От этого и страдает: от безответственности, от предательства. Однажды я её спасла, буквально.
КАТЯ: Вон оно что.
ЛЕНА: Я - нормальный человек, Катя. И мне приятно делать людям приятное.
КАТЯ /с подтекстом/: Понимаю.
ЛЕНА:. Я не о том. И мне приятно получать признательность за сделанное. Я думаю, Маринка и в поле осталось в знак солидарности со мною. Не надо её ломать. Она чистая, хрупкая. Гордая, если хочешь.
КАТЯ: А как влюбляться тотально, так куда гордость прячется.
ЛЕНА: Насколько я знаю: до постели дело ни разу не доходило. Драматическая развязка наступала раньше. И сейчас у неё пауза: нет парня.
КАТЯ: У нас тоже. /Дошло/ Ты хочешь сказать, что... что она ни с кем...
ЛЕНА: Ни с кем. Вот такой феномен.
КАТЯ: Интересно. Индивидуальность... Ин-те-рес-но! Очень. А вдруг шпана её изнасилует? Вот смеху то будет! Это же для Ольги Александровны подсудное дело, /напевает: Мой костер в тумане светит...
ЛЕНА: Не надо, Катя. Не пей лишнего. Это чревато. /Пауза./ Послушай лучше, что со мной происходит. Студент, о котором я тебе говорила, не трогает меня.
КАТЯ: Это ты о котором?
ЛЕНА: Ну, что с Жориным братиком, учится! Я же тебе говорила. На выставку, в театр - пожалуйста, а .../ смеется/. Я так долго не выдержу! Я его соблазню!
КАТЯ: Захочется - в подвал сходишь.
/Возвращаются Женя и Анжела. Они тащат упирающуюся Марину/
КАТЯ: Вот и мы - дети перемен. Отпустите её. Ну, что ты, Мариночка! Успокойся. Погрейся.
МАРИНА: Я вам мешаю? Мешаю, да? /Кате/ Чего тебе нужно от меня?
КАТЯ: От коллектива отрываешься. Мы о тебе заботимся. Благодарности хочу. Как Лена? Спасиба хочу.
МАРИНА: Спасибо за заботу. Каждому свою: ты - для заботы, я для - работы. / Повернулась, пошла/
КАТЯ: Стоять! Жека! /Женя хватает Марину./ Вон ведь какими мы стали: раньше говорили: «Спасибо партии родной!» Благодарили очередного Ильича и Кузьмича, /подходит к Марине./ А теперь - меня! «Спасибо за заботу!» Приятно! (Лене) Нет, правда, приятно.
ЛЕНА: Не ёрничай.
МАРИНА: Как я вас ненавижу!
КАТЯ: Кого? Жору? Это ущербное дитя гегемона? Её жалеть надо. К ней милосердной надо быть. Ленку? Не верю. Это же Моцарт сексуальной революции! Ей все даётся легко. Ей - завидовать надо. Жека - издержки перестройки: молчит, двух слов связать не может - любопытно.
МАРИНА: Ну, да! А ты - благородная путана!
КАТЯ: Ты посмотри, какое разнообразие индивидуальностей, а ты...
МАРИНА: Я осталась из - за Лены. А вас - ненавижу!
КАТЯ: Ненависть и любовь -
Двуликая кровь.
Радость и труд -
Рядом идут.
Жека потрудись! /Женя не понимает./ Врежь!
ЛЕНА: Нет! (отталкивает Женю, становится рядом с Мариной)
/Женя бьёт Марину/
КАТЯ: Ты просто завидуешь нам, белая ворона нашего времени. И не сможешь жить так, как мы, даже если бы захотела. Даже если бы очень захотела. А мы живем, как хотим! И - когда хотим!
АНЖЕЛА: И с кем хотим!
КАТЯ: /Анжеле./ Стоять! И делаем, что хотим! И с тобой сейчас сделаю, что захочу, девственница... Орлеанская. Жека!
ЛЕНА: Не надо, Катя!
КАТЯ: Пошла!...
ЛЕНА: /отталкивает Женю/ Женька, стоять!!
КАТЯ: Жека!!
/Марина схватила палку/
АНЖЕЛА: Автобус!
/Все замерли/
АНЖЕЛА: Наш автобус.
КАТЯ: Странно. Ну, ладно. Извини, Мариночка, за дурацкую шутку. Ещё не вечер. Вся жизнь впереди, разденься и жди. Только слабо тебе вкусить нашей жизни. Слабо. Пошли, девочки. А то Ольга Александровна описается от переживаний.
ЭПИЗОД II. КВАРТИРА
/Квартира Лены. Это гостиная. Звучит магнитофон. Диван, журнальный столик, на столике цветы в вазе, вино, рюмки. Два кресла. Слева — входная дверь. Справа — дверь во вторую комнату. Сцена пуста. Звучит дверной звонок. Никого. Звонок повторяется. Звук магнитофона затихает. Появляется Лена, застегивая халатик, поправляя причёску. За нею появляются полуодетые Катя, Анжела, Женя. На ходу приводят себя в порядок. Снова звучит звонок./
ЛЕНА: Родители!
КАТЯ: Ну, что, Ленок?
Сей раз не повезло:
Ворвался в твою жизнь Сальери
Дверным звонком.
АНЖЕЛА: Все, хана! Пропали.
КАТЯ: /берёт пакет, у зеркала/ Я зашла к тебе на минуточку. Расхлёбывайте сами. Меня не впутывать. Я пошла.
/звонок повторяется/
ЛЕНА: Стоять, Катя! Не пей лишнего, /в дверь/ Сейчас, сейчас! Быстро одевайтесь. Выключите маг. Жека, сгреби всё со стола, спрячь... в ванную. / В дверь/ иду, иду! Учебники на стол. Готовимся к экзаменам. Катя, скажи мужикам — пусть оденутся. /звонок/ Быстро! / убегает и мгновенно с мокрой головой и полотенцем к дверям/ Господи, голова раскалывается. Иду!
/Какое - то время сцена пуста. Слышно, как Лена открывает дверь. Затем дверь хлопает. Возвращается растерянная Лена. Садится на стул. Молчит. Появляется Катя с пластиковым пакетом /
КАТЯ: /улыбаясь/ Добрый день!
ЛЕНА: Привет, родная.
КАТЯ: А - а ...
ЛЕНА: Никого. /Вдруг срывается, бежит к окну, смотрит/. Там - Марина. Это она ... Выгоняй мужиков. Быстро. /Открывает окно/. Марина! Марина! / Машет ей рукой. Из комнаты в прихожую проскальзывают трое парней, появляется Катя / Это точно Марина звонила. Зови этих гетер.
/Появляются все./
АНЖЕЛА: /Лене/ Ты же говорила, что родители уехали!
ЛЕНА: Так они и не приехали!
АНЖЕЛА: А кто же ...
ЛЕНА: /Перебивая/ и ключи у них есть. /Звонок/ Продолжаем праздник. Жора -цветы из вазы. Встречаем Марину. /Пошла открывать/. Цветы - ей!
АНЖЕЛА: Зачем?
/Берет цветы из вазы. Стоят все в недоумении.
Появляются Лена и Марина. Марина с цветами./
ЛЕНА: Проходи, проходи Мариночка. А мы ждали тебя. Так ждали, так ждали. ... И так рады! Жора выручай! /Марине / Цветы приготовили./Анжела стоит/ Ты что, не рада?
АНЖЕЛА: А мне чё! /Марине/Это тебе.
МАРИНА: Мне? / Все молчат /. Перестаньте выпендриваться. / Лене / Я поздравляю тебя с днём ангела.
/Все молчат. Лена с недоумением принимает букет/.
МАРИНА: Ты же сама говорила перед соревнованиями: «Сегодня без меня - у меня день ангела».
КАТЯ: /через паузу закатываясь смехом/ Поздравляю, Ленок, с днём ангела! Ангел, наконец, появился! А конец-то - тю-тю.
АНЖЕЛА: /дурачась/ Поздравляю тебя, Моцарт! /подаёт ей цветы/
/Дикий хохот. Хохочут долго, даже Анжела упала на пол и дрыгает ногами. Видно, что на ней нет штанишек, а и у других груди «гуляют». Резко повернувшись, Марина идёт к двери. /
ЛЕНА: /бросаясь за Мариной/ Марина! Ну, ты что, шуток не понимаешь?
МАРИНА: Не понимаю! Я знала, что ты врёшь но не была уверена.
/У всех прошло шоковое состояние после «прихода родителей» и теперь весело, легко/
КАТЯ: Да никто тебя не обманывает.
АНЖЕЛА: У Ленки внатуре день рождения /хохотнула/. Без понта. Скажи, Моцарт!
ЛЕНА: А… со стола нужно было убрать… бутылку. Думали – родители.
МАРИНА: Так у тебя действительно день рождения?
ЛЕНА: Ну, конечно! Проходи, Жека! Скатерть – самобранку! Жора, врубай маг. День ангела продолжается!
/Женя носит спрятанное в ванной. Катя сидит, закурила. Анжела и Лена помогают накрывать/
МАРИНА: /вдруг/ Лена, а почему ты сказала: «Мы тебя ждали?»
ЛЕНА: Не понял.
МАРИНА: Ты сказала, что вы меня ждали. Откуда вы знали, что я приду.
ЛЕНА: А – а!.. Ну так когда-то ты должна была придти к нам! Так, Катя?
КАТЯ: Хотя бы потому, чтобы сказать нам в очередной раз: «Вы – дерьмо!» Но:
От ненависти до радости
Путь через зависти.
Ты зависть свою исполнить пришла.
МАРИНА: Можешь яснее?
КАТЯ: Могу. Но не будет пищи для интеллекта.
ЛЕНА: /невпопад/ А пища мирская готова. Прошу к столу.
/Все рассаживаются. Лена разливает по рюмкам вино./
КАТЯ: А Марине – штрафную! Опоздала.
МАРИНА: Я не пью.
АНЖЕЛА: Да ты чё! Слабенькое – портвейн.
ЛЕНА: За меня, Марин?
КАТЯ: Не пьёшь – не пей.
АНЖЕЛА: Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким умрёт!
КАТЯ: Жора, подержи мой макинтош! Ну, что ж! Давайте за расширение нашего круга. Зависть и любопытство - великая вещь, «человека создал соблазн,» - сказал поэт. Соблазн вкусить запретный плод - сладок. За сладкий соблазн.
/Анжела аплодирует. Все, кроме Марины, чокаются, Выпивают. Неожиданно Марина берёт свою рюмку и залпом выпивает. Все аплодируют./
АНЖЕЛА: Ни фига!
ЛЕНА: Вот так Марина!
МАРИНА: / выпив / За тебя, Ленка. / всем. / За Ленку, а не за ваш круг.
КАТЯ: Держись-ка, Моцарт,
Друг мой одно-кружный.
Вот твой Сальери –
Он тебя убьёт!
МАРИНА: Заткнись, путана, наполняй-ка кружки. Не спрашиваю, кто тебя ...
/Стало тихо-тихо. Женя поднялась. Катя кивнула Анжеле, та бросилась включать магнитофон. /
КАТЯ: Браво, девочка! Браво целочка! Главное неожиданно.
МАРИНА: История наполняется смыслом. Кстати об истории. Ты, путана, на одной дорожке со своими литературными и историческими предшественниками: как Катька - так стерва. Наливай.
КАТЯ: Браво, браво! Плесни, Ленок, коль просит антипод.
/ Лена наполняет рюмки /
КАТЯ: Гулять, так гулять! Кстати, куда отправились твои родители? Не пора ли им вернуться?
ЛЕНА: Не должны. Это я с перепугу. Парни здесь и вдруг ... / и вдруг поняла, что проговорилась. Сглаживает оплошность. / Ну, за моих предков, которые меня родили сегодня. И сегодня находятся у постели смертельно больной бабушки. /Никто не поднимает рюмки, / Они будут и завтра в воскресенье, там. ... В случае чего — позвонят ...
/ Чокаются, молча выпивают. Марина не пьет. /
МАРИНА: / поднимается / Я пошла. Гуд бай. / Лене / Как легко ты это делаешь: и опуститься и предать.
ЛЕНА: Куда же ты? Еще не сидели. ... Подожди ...
МАРИНА: Мне хватит ...
КАТЯ: Разговор-то хороший начинается.
МАРИНА: Как вы можете?! «День рождения»... А три парня, которые спускались по лестнице? Ленка, у тебя бабка при смерти, а ты…
КАТЯ: Марина, се ля ви: жизнь продолжается.
МАРИНА: /Лене/ Или опять врёшь?
/Лена молчит/ Сучки вы!
/Женя и Анжела перекрыли выход в прихожую/
КАТЯ: Ну как могут родиться в такой прелестной головке такие паршивые слова? Как поворачивается язык девятиклассницы, отличницы такое произносить?
МАРИНА: С волками жить…
КАТЯ: … по волчьи выть. Оставайся: посидим, повОлкаем.
АНЖЕЛА: От тебя запах винища, куда ты сейчас?
/Как ни странно, этот довод убеждает Марину. Она возвращается. Садится. Потом берёт рюмку и выпивает залпом/.
МАРИНА: Ну, что ж: разговор, так разговор.
/Все возвращаются на свои места. Женя садится по-турецки на пол у входа/
МАРИНА: Мы выиграли, Лена. Даже без тебя. Валя Острякова сказала, что никакой у тебя не день ангела, а очередной кайф. Со всеми выбегающими отсюда последствиями. Я не поверила и пришла.
АНЖЕЛА: Проверить?
МАРИНА: Убедиться.
КАТЯ: Убедилась. Вывод.
МАРИНА: /проигнорировала Катю/ Ленка, брось ты их! Уйди. Ты лучше. А станешь такой же.
КАТЯ: А может мы вырастим до Моцарта, а Лен?
МАРИНА: Гони ты их. Уйди! Брось!
АНЖЕЛА: /Марине/ Да ты чё в натуре! Воспитуешь!
КАТЯ: Жора!
Анжела: «Подержи мой макинтош!» Ну, а чё? То брат, то… /сникает под взглядом Кати/
ЛЕНА: Ладно, Марина. Ты обо мне не беспокойся. Я – в порядке.
КАТЯ: Мы, Мариночка, в порядке.
МАРИНА: Я не с тобой …
КАТЯ: А я – с тобой! В порядке мы. Живем нормально. Нормально учимся. Не приносим огорчений родителям: не приносим в подоле, не делаем аборты, всё время дома. Не лицемерим.
МАРИНА: Ну, да! Знали бы родители…
КАТЯ: Это наша интимная жизнь. Я думаю и ты спишь со своим парнем, только скрываешь.
/Марина встала/
ЛЕНА: Катя!
КАТЯ: Поддерживаешь реноме голубой Мальвины.
ЛЕНА: /Кате/ Да ты что?!
МАРИНА: У меня нет парня! Я ни с кем… Ты не смеешь так!
ЛЕНА: /Кате/ Прекрати!
КАТЯ: А вот у Моцарта есть парень! Хороший! Студент! И она с ним не спит!
АНЖЕЛА: Зато с другими…
КАТЯ: Стоять!
ЛЕНА: Кстати о студенте. Последняя информация: он меня изнасиловал.
/пауза/ Да! Лелеял, холил, а потом трахнул без моего согласия.
АНЖЕЛА: Ну, гад! Я брату скажу. Он…
ЛЕНА: Кстати! Твой братик, рабочий, тоже принимал участие в этом акте. Так сказать на паритетных началах со студентом. «Всё равно» - говорит – «ты со всеми спишь». /Анжеле/ Любопытно: откуда у них такая информация?
АНЖЕЛА: Я?! Да ты чё?!
МАРИНА: /Вышла из-за стола/ «Мы живем как хотим и когда хотим».
/Звонит телефон. Лена берёт трубку/
Да вы же… Господи!
ЛЕНА: Алё? Да. Да, Лена, Лена… Нету. А кто звонит? Что надо?... Пошёл ты… / бросила трубку, все ждут объяснений/ Девочку на ночь за стольник! /усмехнулась/ Может есть желающие?
АНЖЕЛА: У нас Марина - девочка. /Марине/ А?
/Звонит телефон. Лена берёт трубку/
ЛЕНА: Да!... Дурацкие шутки! /Кате/ Тебя!
КАТЯ: /берёт трубку/ Да! Да. /слушает/ Я не могу… Я же сказала: не могу. У меня сегодня… Да не могу я это отменить! Это природа. Непонятно?... Да, да, да! Любопытно, как ты проверишь?.. Успокойся! Лучше повтори где и когда… Чтоб не кот в мешке… Через пару дней можно будет… Привет. /кладёт трубку/.
АНЖЕЛА: /Кате/ У тебя менструация? /хохочет/ Ну, ты в натуре…
КАТЯ: Заткнись!
ЛЕНА: /Кате/ Они? Шакалы твои?
КАТЯ: Да…
ЛЕНА: Я тебе говорила, я тебе говорила!...
КАТЯ: Ладно, Ленок. Всё в порядке. Я не иду. Я сегодня на замке. /обвела всех взглядом, остановилась на Анжеле/ Бог не выдаст – свинья не съест. Так, Жора?
АНЖЕЛА: Да ты чё…
/Катя закуривает. Анжела, Женя, Лена как по команде – тоже./
КАТЯ: /Марине/ Приобщайся.
МАРИНА: Мне жаль вас, пленники свободы. /встаёт/
КАТЯ: Так нельзя, Мариночка: беседа только набрала обороты. Побудь с нами, мы ещё раскрутимся.
МАРИНА: Раскручивайтесь – выкручивайтесь сами.
КАТЯ: Ну, что ты торопишься. У нас жизнь пропащая, у тебя – день. Побудь уж день с пропащими. Мы не всё тебе сказали, не всё показали. У нас программа большая. Ну как?
ЛЕНА: Не держи её. Пусть идёт.
КАТЯ: Стоять, Ленок!
МАРИНА: Будете удивлять?
КАТЯ: Ну, не то чтобы, но всё-таки. Так как ?
МАРИНА: Остерегайтесь чумы двадцатого века, спидоноски. Будьте здоровы /двинулась к двери/.
КАТЯ: /смеётся/ Сканила! /Женя стал у выхода/ Да не держи ты её! Девушка спешит на свиданье! Сменит штанишки и сразу – к мальчишке.
/Марина остановилась/
КАТЯ: Ну, что ты! Я ведь тоже отложила свидание ради такого случая, ведь слышала.
/Марина стоит, не поворачиваясь/
ЛЕНА: Иди, Марина, иди. Жека, пусти её. Не надо Катя.
КАТЯ: Да, кто её держит?! Я же понимаю: может быть сегодня она решила отдаться – и место, и настрой – пусть …
МАРИНА: Уговорила, подруга.
КАТЯ: Вот и ладушки. Уж если идти в народ, так до конца. /хохочет/ Последовательность – черта принципиальных. Спускаемся вниз.
ЛЕНА: Зачем?
КАТЯ: Боюсь, бабушка умрёт. Твоя, твоя. И всё испортит. /Лена не понимает/ Подальше от греха: вдруг – родители.
ЛЕНА: Или ближе к нему…
КАТЯ: Что?
ЛЕНА: Ничего. Порядок навести надо. /всем/ Давайте быстро: убрать, помыть, вытереть!
/Включает магнитофон. Анжела, Лена и Женя убирают. Марина садится. Катя ловит Женю/.
КАТЯ: Иди к мужикам. Через полчаса в подвале с водкой /садится/.
/Звучит магнитофон. Лена и Анжела заканчивают, входят в комнату. Лена с сумочкой.
/
КАТЯ: /поднимается/ Ну, пошли.
/Марина поднимается/
АНЖЕЛА: А где Жека?
КАТЯ: Она туда придёт.
АНЖЕЛА: Для вас весь вечер на сцене – группа «Бульвар» и Маша Распутина! /берёт цветы из вазы/ Для солистки.
/Звучит магнитофон. Затемнение/
ЭПИЗОД III. ПОДВАЛ
/Подвал жилого дома. Темно. Когда включается свет, видим: дощатый настил на подставках из пеньков, брусков и бетона – вместо стола; выброшенный старый диван; сломанные, но «обшитые» стул и табуретка; нацарапанный плакат – надпись: «Кафе «Кайф». Слышится хохот Анжелы, слова: «Осторожно!» Затем Катин голос: «Жора, включи свет!» Загорается «голая» лампочка./
АНЖЕЛА: /продолжая хохотать/ Ну, старухи! Ваще! /изображает/ «Мокрохвостки! Тьфу!» Сутками на лавочке. /находит стол/ День ангела продолжается! /и снова захохотала, плюхнувшись на диван/.
/Катя и Лена уже сидят. Марина стоит, осматривается. Молчание./
КАТЯ: Ну и как?
МАРИНА: На этой помойке вы предаётесь греху?
КАТЯ: Точнее сказать: передаемся. По кругу. Или по графику.
МАРИНА: /не поняла/ Как?
АНЖЕЛА: /хохотнув/ А как хотишь. Хоть лёжа, хоть стоя.
КАТЯ: «Учись, мой сын: науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни.»
Немного истории. Открытие кафе состоялось полтора года назад, в зимнюю стужу. Какой-то мужик насиловал в лифтах всех подряд. Город в ужасе. Мужья дежурят у подъездов: встречают и провожают своих жён и дочерей. Нас, естественно, повыгоняли из подъездов. Тогда мы и отыскали этот райский уголок. Здесь и произошло наше грехопадение. /вдруг/ Дверь закрыли? Жора, закрой. /Анжела закрывает дверь на крючок/ А что? Тепло. Свет неважен для нас. Начинали при свете сигареты и свечи.
ЛЕНА: Хорошо начинали..
КАТЯ: Что?...
ЛЕНА: Хорошо, говорю, было, даже стихи…
КАТЯ: Точно. А что вспомним? Жора, поищи свечу. Первой пала, как ни странно – Жека. А Лена и Жора – уже на диване. Помнишь, Ленок?
АНЖЕЛА: /со свечой и презервативом/ Это чей гандон? Болта?
КАТЯ: Ну, что ты Жора… Мы о поэзии, а ты… /Марине/ Жора оказалось ненасытной: в любое время дня и ночи она хочет. «Хотит». Даже дырочку в трусах сделала, чтобы быстрее, не снимая штанишек. А, Жора?
АНЖЕЛА: Да если бы я знала, что это такой кайф, я бы в тринадцать начала. /Лене/ Дай спички! /берет Ленину сумку, раскрывает/ О, да здесь ещё пузырь! /Вытаскивает спички и недопитую бутылку «Портвейна/
КАТЯ: Прекрасно! Зажигай!
/Анжела ставит бутылку на стол. Зажигает и закрепляет свечу. Катя выключает свет/.
Создаём атмосферу!
АНЖЕЛА: Жаль, что музыки нет.
/В дверь стучат условным стуком. Анжела прячет бутылку под стол. Катя включает свет. Стук повторяется. Катя идёт открывать. Через паузу возвращается с Женей/
КАТЯ: А мы здесь решили устроить вечер воспоминаний: стихи при свечах. Начнём? Анжела, выключай свет. Садись, Мариночка на диван: почётный гость.
МАРИНА: Я всё поняла. Я прониклась.
Вы – хорошие, чистые девочки.
Бывшие ангелы, бывшие евочки.
Съели по яблочку с дерева злого,
А теперь жрёте снова и снова.
КАТЯ: Браво! Начало положено. Теперь кто?
МАРИНА: Мне достаточно. Я вам сочувствую: грубая действительность оказалась сильнее вас. Трепыхайтесь, боритесь – не всё потеряно. /направляется к выходу/.
КАТЯ: /перекрывает ей путь/ Какая проза. Стоять! Ты ещё не слышала как Жора читает…
АНЖЕЛА: Я?!
КАТЯ: Как Лена декламирует…
МАРИНА: Слышала. Она хорошие стихи знает. Пусти!
КАТЯ: Обижаешь, подруга! Для тебя стихи, а ты – игнорируешь. /Анжеле/ Жора, стихи давай!
АНЖЕЛА: Да я не умею.
КАТЯ: /рванула Марину к дивану, заорала/ Стихи, Жора!!!
/Марина падает на диван/
АНЖЕЛА: Муха села на варенье, -
Вот и все стихотворенье.
Катя: /не отходя от Марины/ Ага!
Горит на солнышке флажок,
Как будто я огонь зажёг.
Лена – твоя очередь.
ЛЕНА: Я не буду.
КАТЯ: Будешь. Сделай милость для гостьи. Она же тебе симпатична.
ЛЕНА: Не надо, Катя.
КАТЯ: Надо, Федя, надо! Читай!
ЛЕНА: Господи! Казнить и миловать. На плахе,
Родное тело распластав,
Простить, прощать... Простить и плакать
У погребального холста. /Замолчала/
КАТЯ: Дальше!
ЛЕНА: Не пей лишнего, подруга! Кончай!
КАТЯ: Болту сейчас посоветуешь кончать! Он горазд. Дальше! По кругу! Марина!
МАРИНА: /встаёт/ Ты мне отвратительна!
/Катя бьёт по щеке Марину/
Мерзкая шлюха!
/Катя снова бьёт Марину/
Потаскуха!
/Катя сильно толкает Марину. Та падает на диван/
КАТЯ: Жора, вина! /придавила Марину на диване/
МАРИНА: Тварь! Потаскуха! Шлюха!
КАТЯ: /бьёт Марину/ Жора, держи её!!!
/Женя подбегает, берёт руки Марины, держит их. Катя берёт у Анжелы бутылку с вином, хватает за волосы Марину/
Скажи: «А – а!»
МАРИНА: Тварь!
/Катя всовывает ей в рот горло бутылки, вливает вино. Лена бросилась выручать Марину, но та в пылу борьбы сильно толкает её ногами. Лена падает на пол, затихает/
КАТЯ: /Анжеле/ Ноги держи! /отбрасывает бутылку/ Отпускай! /Марине/ Стихи! По кругу! Давай целочка! Время есть! Ну! /бьёт Марину/
МАРИНА: /лёжа на диване/
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
/встала с дивана, пошла к выходу/
Дробясь о гранитные ваши колени,
Я с каждой волной – воскресаю!
КАТЯ: Жека! Вали её! /Женя толкает Марину на диван /Марине/ Успеешь воскреснуть. Сначала примешь крещение от Болта. /Жене, Анжеле/ Снимите с неё юбку, чтоб не сбежала!
/Женя и Анжела выполняют, преодолевая сопротивление Марины. Катя подходит к Лене/
Что с ней? /щупает пульс/
АНЖЕЛА: Очухается. Это её эта… пнула.
КАТЯ: Положите её на диван
.
/Женя и Анжела кладут Лену на диван/
АНЖЕЛА: Хорошо лежит! Приготовлена. /Кате/ Что, сейчас пацаны придут? В натуре?
КАТЯ: Да. Что-то их долго нет. Жека, твоя вина. Читай за это стихи. /Анжела хохочет/ Читай! Читай!
ЖЕНЯ: /садится на табуретку, какое-то время молчит/ Я – беременна… /замолчала/
АНЖЕЛА: НИШТЯК!
КАТЯ: Хорошее начало
ЖЕНЯ: Беременная я! Залетела! Что вы скалитесь?!
АНЖЕЛА: Ты?!
КАТЯ: От кого?
ЖЕНЯ: Откуда я знаю!
КАТЯ: Да, действительно.
ЖЕНЯ: Три месяца… /кричит/ Я жить хочу!
МАРИНА: / на диване, наклонившись к Лене / Вы её убили.
/Катя и Анжела поворачиваются к Марине /
Суки! Дворовые суки, вы убили её!
ЖЕНЯ: Я жить хочу!
КАТЯ: Заткнись! Аборт сделаешь!
ЖЕНЯ: / скулит / Я жить хочу ...
/ Анжела и Катя подходят к дивану. Марина отходит. Хватает скатившуюся с дивана бутылку. /
МАРИНА: /Подбегает к Жене / Юбку!
КАТЯ: Стоять!
МАРИНА: /отбивает дно бутылки об пол. / Ну, кто?! Юбку! Быстро!
/Женя, Катя и Анжела надвигаются на Марину./
/ условный стук в двери /
КАТЯ: /Жене / Открывай, Жека! / Марине. / Ну, крещайся, раба божия Марина!
/Врывается звук магнитофона. Громко. Гаснет свеча: то ли от сквозняка, то ли кто задул. В темноте и звуке тонут вопли, крики. Звучит магнитофон. Затем музыка резко обрывается, как и ворвалась. Тишина.
Высвечивается подвал. Бутылки из-под водки, разбросаны цветы. На диване «валетом» Лена и Марина. Лена - ногами к зрителям: ноги оголены до бёдер.
Марина зашевелилась. Поднялась. Села спиной к зрителям. Она без блузы. Спина голая. Пошарила по дивану рукой, нашла блузку, надела. Нашла юбку, надела. Поднялась. Повернулась к зрителям. Затем стала что-то искать. Нашла оставленный кем-то пояс. Приготовила из него петлю. Тихо зазвучал орган./
МАРИНА: Прости, меня, Лена. /подошла к Лене, поправила на ней юбку, отошла. Лена зашевелилась./ Спасибо за спасение ...
/Лена поднялась на диване. Увидела Марину с петлей, поднялась и рухнула./
ЛЕНА: Марина!
/Марина не слышит, становится на табуретку/
ЛЕНА: Не надо! /сползает с дивана, на коленях подползает к табуретке, берёт за ноги Марину/ Марина, прости меня! Прости! Помогите! Люди! Люди! Кто-нибудь!
/занавес/
Свидетельство о публикации №215111601628
Что сказать, жестокая у Вас пьеса, впрочем, как и наша жизнь. Вот одного не понимаю - у Марины отсутствовал инстинкт самосохранения? Что за такая странная тяга порицать чужой образ жизни? Это ее юношеский максимализм, пылкая поэтическая натура, желающая во всем видеть только прекрасное и ненавидящая всей душой безобразие? В общем, тот факт, что она спустилась с этими девчатами в подвал, ярко свидетельствует о любопытстве. Я обожаю психологические моменты в творчестве и за этот поворот сюжета Вам благодарна, ибо тут есть, над чем подумать. Если бы она осуждала эту компанию и хотела бы вытащить из нее подругу, то и обращалась бы к подруге, а не спускалась в подвалы, где "предаются греху". Словом, это, конечно, должно оставаться интригой, пищей для размышления, но я все же спрошу Вас: кем Вы сами представляете Марину? Чистой девушкой, желающей сохранить свое достоинство, обличающей порок, или эдакой "святошей", которая сама искала приключений, пусть и неосознанно? В итоге, она напоролась на то, за что боролась, какими бы ни были ее мотивы. И сразу - в петлю. Печально, но в жизни действительно выживает сильнейший, а Марина оказалась слабой со всех сторон.
Кстати, Катя, - личность-то неглупая, своего рода "философ". Ее поведение, как и ее негодование, вполне понятны. Любого взбесило бы такое отношение, как у Марины. Виноватой я лично считаю Лену, которая, зная своих подруг, не смогла вовремя объяснить Марине, что не надо лезть в чужую жизнь. Каждый имеет право ее тратить на то, что считает нужным, если это не мешает напрямую обществу. Марине грехопадение Кати и ее подруг, собственно, не мешали жить нормально. Что ж, скорее, это ее юношеский максимализм.
Знаете, в моем романе, который опубликован тоже на "Прозе", есть одна героиня по имени Патриция. Вот она тоже эдакая пречистая дева, благородная, правильная, добрая. Но от Марины отличается тем, что смотрит на ситуацию под другим углом: "Я не пытаюсь осудить и обличить зло в человеке, я пытаюсь увидеть добро, на которое он способен". Я думаю, это правильно. Если человек неприятен тебе - не трогай его. Но нравоучениями и унижениями ты ничего не добьешься, кроме расплаты. А девчонок жалко всех. Страшное то было время. Да и сейчас не лучше.
Извините, если отзыв чересчур пространный, и спасибо Вам за пищу для размышлений!
Удачи и успехов!
Катерина Серова 25.11.2015 20:02 Заявить о нарушении
"Я не пытаюсь осудить и обличить зло в человеке, я пытаюсь увидеть добро, на которое он способен". Это Ваша Патриция. А вот - Вы: "Если человек неприятен тебе - не трогай его". Как проявляется эта позиция физически и психологически - в жизни - как? Наблюдаю, не вмешиваюсь, анализирую - так? Вот вижу: воруют, обманывают, насилуют - я не осуждаю, не обличаю, а жду, когда в этом отребье проявится добро. Мучаюсь и жду когда прорастёт добро. И в моей нравственной орбите только два объекта: я и действующее зло. А факт того, что есть ещё и третий объект, "страдательный" - неважно, он не вписывается в мой нравственный постулат, в мою парадигму, если хотите. Так я Вас понял?
"Если человек неприятен тебе - не трогай его" - не трогай, он сам тебя "тронет". Марина и пробует уйти от конфликта и столкновения, но её же каждый раз достают, разве Вы не заметили? И в чужую жизнь Марина "не лезла" - её туда окунали, втаскивали, втаптывали. "И сразу - в петлю" - дура, конечно по сегодняшним меркам. Марина сегодняшнего дня отряхнулась бы, да и отправилась бы на ток-шоу на какой-нибудь из федеральных каналов. Да и деньги ещё бы за это получила. И она бы по Вашей мерке, Катерина, оказалась бы сильнейшей, потому что выжила.
30 лет назад были другие нравственные установки (пьеса написана в 1985 году). И Марина именно "чистая девушка, желающая сохранить своё достоинство". Именно поэтому она и пробует удержать Лену. Именно потому, что она не наблюдатель, как Ваша Патриция(а значит, и Вы), она и старается спасти подругу.
"Страшное то было время" - забавно звучит из Ваших уст, Вы же родились на шесть лет позднее описываемых событий.
С уважением и вниманием А.М.
Александр Мишутин 26.11.2015 08:11 Заявить о нарушении
Не стоит рассуждать о том, как я реагирую на проявления насилия или несправедливости, - Вы просто этого не знаете. Я презираю ложь и подлость и никогда не молчу, но я отличаюсь от Вашей героини тем, что оцениваю ситуацию и реальную пользу, которую могу принести. Я бы никогда не стала приходить к этим девчатам с обличительными речами - да я бы просто не смогла назвать человека "шлюхой" - у меня и на меньшее язык не поворачивается. Я бы пыталась переубедить Лену, и, если бы удалось, ее пример оказал бы, может, действие и на остальных беспутных девушек, но уж точно не обзывтельства и желание изо всех сил показать, что я лучше, выше их, как человек. Это вызывает лишь большую озлобленность. К тому же, я не одна живу на планете и помню о своих родных, которым будет тяжело перенести, если со мной случится что-нибудь дурное.
Что касается Патриции, то она вовсе не сторонний наблюдатель. Если Вам будет интересно, то почитайте о ней в моем романе. Он, правда, большой и мистический, своеобразная притча, и в нем красной лентой через весь сюжет идет тема "Что такое монстр" и "Что есть человечность". Но если Вам он покажется достойным внимания, то почитайте, я буду очень Вам признательна.
Мир не черно-белый. Вся разница в том, что в моей "нравственной орбите", как и у Патриции (но я совершенно иной человек, не такая терпимая, как она) нет понятия "Я и зло" или "Я и добро". Мы пытаемся исправить человека, показав ему, что он достоин, что он может, а не осуждая и оскорбляя. Ибо в конкретном случае, повторюсь, речь идет не о преступлении, а о безнравственном образе жизни. (Не рассматривая доведение до суицида). Катя и ее компания - я не воспринимаю их как зло, мне их жаль. Они тоже жертвы времени. И неважно, что я родилась на 6 лет позже - я общалась с очевидцами и читаю достаточно, чтобы иметь представление о тех временах. Распад страны, распад сознания, деградация и потеря ориентиров, ломка умов - что тут может не напугать? Достаточно обладать просто неплохим воображением, чтобы это представить. Я сторонник того, что человеку надо давать второй шанс и помогать повернуть на верный путь, если человек еще не потерян (я не говорю о ворах, маньяках и насильниках). Я говорю о тех, кого поломала жизнь. Засаживая их в большее, пардон, дерьмо, мы уж точно никого не спасаем и себя не с лучшей стороны проявляем. Я не осуждаю Марину и не считаю дурой - она просто наивная девочка, и мне ее искренне жаль. Все в Вашей пьесе - жертвы обстоятельств.
Спасибо за внимание!
Катерина Серова 26.11.2015 08:50 Заявить о нарушении
Вы зачем-то стараетесь убедить меня в том, что я не правильно Вас понял, да и Марину тоже, как, впрочем, и всю пьесу свою.
А я стал сомневаться в том, что Вы пьесу ПРОЧЛИ, а не ПРОСМОТРЕЛИ.
"Если человек неприятен тебе - не трогай его" - Ваша ведь позиция ("Я думаю это правильно", -говорите Вы.) И тут же уточняете свою позицию:"Я презираю безразличие...ложь и подлость". Разберитесь в себе: определите свои нравственные ориентиры.
"Распад страны, распад сознания, деградация и потеря ориентиров" - это не 1985 год, Вы что-то спутали.
И, наконец-то, наш с Вами диалог - иллюстрация, которая перечёркивает Вашу позицию: "Если человек неприятен тебе - не трогай его".
С ув. А.М.
Александр Мишутин 27.11.2015 06:23 Заявить о нарушении
Катерина Серова 27.11.2015 13:47 Заявить о нарушении
Ну и (удержаться не могу!) несколько перлов из Вашего последнего послания (надеюсь - последнего): "я давно поняла, что Вы не поняли"; "не кичиться тем, что ты не в беде"; "если Вы, как автор, хотели сделать Марину". Наверное Вы их воспримите, как акт "бессмысленного и бесполезного тыканья".
А уж эта фраза меня бесконечно умиляет: "...НОГИ РАСТУТ именно из 80-х, тогда уже и стала происходить ломка сознания". Надеюсь безо всякого воображения ("Достаточно обладать просто неплохим воображением..." - Ваше) достаточно опустить глаза долу, чтобы понять: откуда что растёт.
А.М.
Александр Мишутин 27.11.2015 14:56 Заявить о нарушении
Удачи и всего доброго
Катерина Серова 28.11.2015 19:24 Заявить о нарушении