Фамильный центр старинного крестьянского рода

     Известна фраза М.В.Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», показывающая, что изучение истории, как своего края, так и людей, населяв¬ших и вышедших из него – является важнейшей задачей в назидание потомкам, и для расширения действующих знаний.
     Выдвижение гипотез является важнейшим шагом любого научного иссле¬дования.   Поэтому, интересуясь историей родины предков, рассмотрим воз¬можные гипотезы возникновения на нашей земле одного из заметных кресть¬янских родов, выходцы из которого встречаются во многих регионах России и за её пределами. 
     Одна из гипотез гласит, что фамилия Желамский появилась на Псковской земле  с подачи Сокольнического францисканского монастыря, и храма во имя Антония Падуанского, воздвигнутых в Старосокольниках в 1771 году, сразу после  окончательного вхождения Невеля в состав России после первого раздела Польши.  Недалеко от храма находится озеро, из которого начинается река Уща, доходящая до наших мест. По этой реке наши предки – поляки и могли спуститься до приглянувшегося Усть – Долысского бора, где обосновались для жизни. Известно, что в тех местах до предвоенных лет существовала деревня «Желамское», из которой могла исходить описанная экспедиция вниз по реке. Данная версия согласуется с рассказами старожилов, которые я лично инициировал в 80-х годах: «Первый Желамский – поляк, эмигрировавший в Россию, привез 8 сыновей, 100 лет были под Польшей…». Получается, что эмиграция могла состояться в 1670-ых годах.   Но тогда первые Желамские должны были быть католиками? Названный храм просуществовал до 1832 г., когда был закрыт по указу Императора Николая 1-го среди многих других, в связи с недавним польским восстанием, а ближайшая католическая часовня в Езерище была передана римско – католической церкви. С тех пор католический дух в наших предках действительно мог выветриться, а православный приход в Чернецово способствовал установлению истинной веры. Таким образом, по этой версии поляки хотели «окатоличить» всю округу, для чего создавали монастырь и  храм, но  сами стали православными, по крайней мере, на нашем примере.
     Против данной версии говорит тот факт, что основные сайты польских и еврейских фамилий не дают сейчас результата в поиске нашей фамилии. Мои прямые разговоры с чистыми поляками также показывают, что фамилия им незнакома.
     Другая гипотеза предполагает, что нашей фамилией обладали крепостные крестьяне, совершившие побег из неволи  (кстати, игра слов: Невель – неволя)   уже от русских помещиков.  Недаром же рядом находится село Гультяи, принимавшее вольных искателей приключений, записывавшихся в панцырные бояре для охраны пределов польского государства от России. 
     По этой версии русская фамилия Желамский образована от прозвища Желам, как следует из доступных сетевых ресурсов. В основе этого прозвища лежит слово «желя», то есть «жаль», «сожаление». Кроме того, слово «желя» имеет такие значения, как «печаль», «грусть», «скорбь». Скорее всего, это прозвище выполняло так называемую «охранительную» функцию и использовалось в качестве оберега. Согласно суеверному обычаю, существовавшему на Руси, подобные прозвища присваивались детям с целью отвращения злых сил. Для того чтобы не искушать судьбу и отвести зло, детям давались прозвища со значением прямо противоположным тому, что ожидали или желали родители для детей. В данном случае, надеясь иметь счастливого и удачливого мальчика, родители назвали его Желамом. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами –ов /-ев, -ин, -ск, изначально указывающие на прозвище отца. Желам, со временем получил фамилию Желамский.
     Наконец, третья гипотеза может быть построена на неком сходстве  фамилии с названием одного из регионов Литвы - Жемайтия. Если мы из литовцев, то можно, при желании,  увидеть некую вербальную общность в произношении корней «Жема…» или «Жела…», учитывая, что в русском языке буквы «м» и «л» находятся рядом. Тогда не мудрено перепутать, и вместо племенного литовского имени «Жемайты» выговаривать на русский манер «Жела…мский». 
     Так или иначе, но  многие родственники считают, что центр рода Желамских находится вокруг деревни Ласино, что под Усть-Долыссами, вместе  с исчезнувшими уже хуторами  Ганилов Остров, Засеки и с деревнями Полыково,  Берёзовка. Позже здесь образовались другие деревни, показанные на схеме 1869-го года в начале статьи - Полуйково, Залавочье,  Полтинница, Сельцы (1-е и 2-е), Бучеха, Сахарово, Старое, Червоеди, Дербиха, которые и сейчас составляют географическую основу рода.
      По схеме видно, что село Чернецово со своим православным храмом как бы возглавляло все родовые селения. Однако Чернецово, где всегда жил помещик, не давало вольности «непригонным», то есть свободным людям – нашим предкам, зачисленным позже в разряд  государственных крестьян, а лишь исполняло административную роль волостного центра.
     Исторические исследования показывают, что деревня Сельцы находилась в геометрическом центре родового гнезда, откуда уже несколько веков идут по всему свету указанные ветви рода Желамских. Видимо поэтому там и сейчас находится родовое кладбище, где с XIX-го века сохранились могилы, несмотря на советский период, разрушительный для культуры и традиций, и две войны, не один раз прошедшие по этой земле. Это фамильное место до сих пор влечёт к себе каждый год на Троицу несметное количество представителей рода со всех краёв земли.  Удивительно, что границы этого «гнезда», проходящие как через существующие, так и через уже исчезнувшие деревни, описывают участок земли, площадью всего в несколько десятков квадратных километров.
     Чем занимались наши предки?  Воевали за Россию, крестьянствовали, собирали (сочили) сосновую смолу, варили деготь и  делали древесный уголь, растили скотину, ловили рыбу, охотились, собирали грибы и ягоды, держали пасеки, занимались растениеводством,  сеяли рожь,  лён, овес, ткали холсты и делали себе одежду, обувь, изобретали средства сельскохозяйственного производства.   Нечасто, лишь по серьёзным поводам «кидали всё об землю», и на два-три дня устраивали праздник всей деревней, чтобы после опять работать с рассвета и до темна.
     Сейчас нашу фамилию можно встретить где угодно. Это Москва, Санкт-Петербург с пригородами (Мга, Сосновый Бор), Рига, Сегежа – куда пошел поток деревенских жителей в 60-е годы после получения паспортов, в связи с началом строительства ЦБК. На Псковщине наибольшая плотность наших родственников в Невеле и в окрестностях, включая  Усть – Долыссы и непосредственно родину предков, в В.Луках, в Пустошке.  Есть наши в Тверском регионе (Нелидово), на Украине (Кировоград, Мариуполь) куда расселение состоялось в основном в голодные послевоенные годы, в Екатеринбурге, в Караганде. 
     Много нашей фамилии в Сибири (Омск, Томск, Новосибирск, Лесосибирск, Красноярск), куда миграция за лучшими землями началась еще в 20-х годах прошлого века. Многие вернулись, как например мой родной дед, но некоторые остались, живут там, плодятся и с ними, слава Богу,  поддерживается устойчивая связь. Можно предположить, что ехали эти переселенцы не на пустое место, а к кому-то, но, к сожалению, о более ранних выездах информации пока нет. Но есть село Чернецово в Большеуковском районе Омской области, которое  служит явным признаком наличия там наших людей, создавших себе память о родных местах. В июне 2015 года отмечалась105-я годовщина основания клона нашего родового села на Омской земле, что подтверждает существование там Желамских еще до революции. 
     Мои родственники во главе с родным дедом Семёном Степановичем, вернувшиеся из Сибири, привезли такую версию возвращения, которую я привожу здесь по памяти, в прямой речи: «Вспашут мужики землю, боронят, а на бороне – куча гадов. И сказали бабы – Нет! Здесь жить нельзя. И вернулись все».
      Другая фамильная легенда гласит, что  когда-то в одной деревне на нашей земле жили две группы людей с одной, нашей фамилией, но не признававшие друг друга родственниками.  В чем тут было дело – разные национальности, вероисповедание? Это чудо XIX-го века до сих пор не разгадано, и еще требует отдельного исследования.
     По воспоминаниям родственников до войны на площади в 5 кв. км вокруг Ласино проживало 350 человек, как в хорошем посёлке, из которых 150 были Желамские. А в несуществующей уже деревне Берёзовка жили одни Желамские. И как они женились и разбирались в родственных отношениях? 
     Родовая молва гласит – «отличились на войне с турками, и бор дарственный был дан…» -  я лично помню автора этих слов, рожденного еще в 19-м веке. И действительно, сохранились официальные «выписи» на право собственности на землю, начиная от 1893 – года, что подтверждает данную легенду и даёт основания для дальнейших исследований. Можно предполагать, что речь идет о русско - турецкой войне 1877-78 годов.
     В русско – японскую  войну наши прадеды воевали и  получали Георгиевские кресты за доблесть. Про гражданскую  войну известно, что  «Никто из наших против царя не шёл».  В Отечественной войне на нашу фамилию выписано более трех десятков боевых наград, а воинские звания присваивались до полковника. Партизаны с нашей фамилией доставляли большие проблемы оккупантам на нашей земле, а мой второй дед Данила Лукьянович, по воспоминаниям мамы «…пускал немецкие поезда под откос под Идрицей…».
     В роду есть действующие кандидаты наук в разных областях, есть упоминания о докторах наук, но поименный список ещё предстоит уточнить.      На современном этапе  в социальной сети организована рубрика «Наши достижения», куда собираются все сообщения о достойных проявлениях наших представителей  [https://vk.com/club13744151]. Ведется интенсивная работа над родословным древом, насчитывающим уже свыше двух десятков ветвей в разных концах страны. 
     В заключение следует сказать, что  исследования достоверно показывали - все  Желамские за этой планете являются выходцами из указанного фамильного центра. Другого такого места на земле нет.  Однофамильцев тоже нет -  все родственники, и все из одного гнезда.
     В то же время известны и другие казацкие фамилии на нашей общей земле:  Болдыш,  Гультяй, Жигач, Заремба, Кисель, Мутьев, Пузыня,  Сморыга, Табутович, Шалыга,  Юринов и многие другие, которые ждут своего изучения. 
     Исследования только начинаются…


Рецензии
Фамилии переселенцев встречающиеся в архивных документах по переселенческим участкам Долгомостовской волости: Жигач(Лазарево), Мутьев(Водная), Заремба(Ивановка, Абанской в.), Пузыня (в Долгом Мосту с 40-х годов), Шалыга (Ермаковка, Ряпино, Суздалово - Абанской волости, позже в Долгом Мосту).

Николай Трощенко   09.01.2018 04:19     Заявить о нарушении
Спасибо. Будем на связи.

Михаил Желамский   09.01.2018 15:40   Заявить о нарушении