ЖЕНА ЛОТА

Они мечтали быть археологами! И Артем, и Лена бредили историей и научными открытиями еще со школьной скамьи. Оба учились в одном и том же университете. И даже на одном факультете – археологическом. Но познакомились лично лишь на раскопках во время прохождения практики.

 При всем романтизме археологии, археологическая практика – это не «пикник» на природе и не беззаботное времяпровождение на свежем воздухе, а продолжение, новый этап учебного процесса в поле, вне стен университета. В период практики действует распорядок дня, определяющий время подъема и отбоя, работы на раскопе, принятия пищи, теоретических занятий-лекций, культурно-массовых мероприятий. В распорядке дня значилось и время для купания, ведь раскопки проходили в Причерноморье. Предстояло исследовать горизонты жизни древнего народа – скифов. В период практики и работы экспедиции вообще лаборанты экспедиции и сотрудники лаборатории, помимо сугубо научных обязанностей, выполняют также обязанности по обеспечению быта всех находящихся на базе.

 В первый же день практики за приготовление пищи отвечал Артем. И сплоховал! Попробовав суп, он понял, что пересолил! Время близилось к обеду. Артем отчаянно пытался что-то придумать, но ничего кроме идеи приготовить обед по новой, в голову ему не приходило. И тут на глаза ему попалась Лена. «Спрошу у нее совета. Девушка все же. Может, что дельное  посоветует ».

- Давай рис! – быстро сориентировалась девушка, - И марлю!

- Марли нет, - поник Артем.

Лена на секунду задумалась.

- Ладно, пожертвую своей новой косынкой ради общего блага!

Она ножом проделала в ней маленькие дырочки, положила в нее горсть риса, завязала и опустила в кастрюлю с кипящим супом.

- Рис втянет в себя лишнюю соль.

Артем смотрел на девушку восхищенными глазами! Почему он раньше ее не замечал?!

- Ты меня спасла! Я твой должник!

- Я просто голодная очень, - рассмеялась Лена, - Но, учти, долг платежом красен.

Археологические раскопки – это не только работа, обязанности, но и отдых. Неизменные посиделки у костра вечером. Байки, песни. Артем всегда оказывался рядом с Леной. Они болтали, никого и ничего не замечая вокруг! Днем Артем украдкой поглядывал на Лену, которая трудилась довольно далеко от него.

Втайне от Лены Артем попросил профессора поставить его работать в паре с  ней. На следующее утро, увидев, как она обрадовалась этому, Артем засиял.

- Я мечтаю о раскопках в Египте, - делилась с ним девушка.

- Я бы тоже не отказался. Но, согласись, у нас еще тоже не все отрыли. Из книги Геродота известно, что места, где похоронены первые скифские цари, были окружены тайной. Загадочный, расположенный неведомо где, священный некрополь называли Геррами. Сокровища, скрытые там, в самых древних курганах, были воистину несметными. В Геррах скифы прятали также золото и драгоценности, принесенные из больших военных походов.  Внедрение современных технологий позволит делать новые открытия.

- Да, прогресс не стоит на месте. Слышал об  использовании приборов для инфракрасной съемки из космоса?

- Конечно! Ученые с их помощью обнаружили на территории Египта семнадцать новых пирамид. Современная технология позволила идентифицировать объекты, расположенные под толщей земли.

- Вот нам бы такой приборчик!

Они мечтали о славе Мозолевского, который на момент своего сказочного открытия – царской скифской пекторали, не имел ни степеней, ни званий. Он был всего лишь внештатным сотрудником Института археологии. Как и он в свое время, Лена и Артем были романтиками и верили в чудеса. И удача им улыбнулась!

 Артем расчищал густой глиняный наплыв, покрывавший пол, и почувствовал, как что-то царапнуло палец. Он замер и взглянул на Лену.

- Что? Ты что-то нашел? Ну, не молчи!

- Чтобы там ни было, эту находку я посвящаю тебе.

Артем осторожно отвернул глину. Блеснуло золото.
 
- О, Боже! – от восторга Лена потеряла дар речи, - О, Боже!

Это была пектораль! Кажется, они повторяют судьбу Мозолевского, которого не так давно вспоминали!

- Шум подымать не будем. Сначала покажем профессору.

- IV в. до  н.э., времена правления царя Атея,  – после тщательного осмотра сказал тот, - Но нужно еще провести ряд исследований, чтобы не было никаких сомнений. Поэтому пока что мы не станем оглашать эту находку.

Тогда Артем с Леной ничего не заподозрили. А увидев интервью, в котором профессор рассказывал о своей уникальной находке – прекрасной пекторали,  просто остолбенели! Попытки поговорить с ним к разговору не привели. Из университета профессор уволился, на телефонные звонки не отвечал. Да и что они могли ему сказать? «Как Вам не стыдно?» Но и так понятно, что ему совсем не стыдно! А предъявить им кроме упреков совершенно нечего! Ведь свидетелей их находки нет!
С тех пор много воды утекло! Артем и Лена давно порвали со своим студенческим прошлым. Какими же они тогда были глупцами! Своим трудом лишь заработали «звездочки» профессору.

- Мы должны самостоятельно вести раскопки, - заявил Артем, - Если хотим добиться успеха.

- Согласна, - Лена тоже была весьма амбициозной, - Но что конкретно ты предлагаешь? Стать «черными» археологами?

- Да. Это единственный путь добиться признания. Будем сами по себе, и никакие профессора не украдут наши открытия!

- Но это дорогое удовольствие!

- Я продам квартиру бабушки!

- Ты уверен?

- Абсолютно! Ты со мной?
 
- С тобой!

Они начали со степей Украины. Потом перебрались в Россию. Найденные артефакты они сразу же продавали, вырученные деньги тратили на новое оборудование и подкуп руководителей экспедиций. Ведь  за грабежами наиболее ценных объектов стоят вполне уважаемые в научной среде люди. Для "черных" археологов официальная работа — лишь прикрытие и возможность получить доступ к неопубликованным материалам, археологическим картам и архивам разведывательных экспедиций. Настоящие раритеты ищут люди, которые не один год жизни посвятили работе в поле и "кабинетному труду". Артем и Лена платили за информацию и зачастую проводили раскопки по наводке.

Скоро в узком кругу «черных» археологов и любителей древности Лена с Артемом стали знаменитостями. География раскопок расширялась. Египет, Турция, Тунис…

 В Тунисе, где находились руины Карфагена, работал их давний знакомый – Олег. Он возглавлял экспедицию, целью которой было найти место захоронения городской казны Карфагена. Известно, что правители богатейшего города, предчувствуя скорое его падение (Сципион уже стоял под стенами Карфагена), зарыли всю городскую казну. К сожалению, точное место захоронения клада неизвестно, ясно только, что оно находится недалеко от города. Даже по современным меркам оно составляет многомиллиардное состояние.

- Имейте в виду, моя доля – 60%, - заявил Олег, - А я делаю вид, что не вижу вас. Только никому на глаза не попадаться, вести себя крайне осторожно.
Артему и Лене удалось весьма неплохо поживиться, даже учитывая долю Олега. Они без зазрения совести грабили захоронения богатых карфагенских граждан. Но все это было не то! Лена и Артем по-прежнему мечтали найти что-то уникальное, что-то такое, о чем будут говорить все. И их имена навеки войдут в учебники археологии и истории.

Уже отчаявшись, они вдруг обнаружили в самом нижнем слое удивительную статую. Статуя женщины во весь рост была прекрасна! Женщина была обнажена, с небрежно наброшенной на плечи накидкой, открывающей ее грациозное чувственное тело. Она смотрела не прямо, а в сторону, как будто собиралась оглянуться назад. Мастер, вне всякого сомнения, был гением! Казалось, женщина сейчас заговорит, настолько реалистично она была сделана! Но из какого материала?

- Точно не мрамор! – Лена внимательно осматривала статую.

- Она лежит здесь очень давно, а учитывая толстый слой земли над ней… - Артем задумался, - Ничего в голову не приходит! Но однозначно – не мрамор!

- Да и голова с туловищем цельные. А судя по всему, относится она к тому времени, когда великие мужи поиздержались. И заготовки статуй делали без голов, чтобы при смене власти просто голову заменить. Экономия!

- Меня еще смущает то, что она совершенно не вяжется с общепринятым в то время видом статуй. Почему она смотрит в сторону или она оборачивается?

- Ну, - Лена задумалась, - А может, она воплощает образ матери, которая только что бросила в жертвенный огонь своего первенца? Вполне вероятно, что не все женщины могли смотреть, как их ребенок погибает в бушующем пламени.

- Насколько я знаю, человеческие жертвы, а особенно – детские, для карфагенян были обычным делом. Но, то, что мы нашли необычный артефакт – это факт, - скаламбурил Артем, - Нам нужно как-то вывезти статую отсюда и хорошенько обследовать! Я чувствую, что эта статуя – наш счастливый билет!

- Но как нам ее вывезти? Довериться Олегу?

- Нет! Хочешь повторить историю? Наступить на одни и те же грабли?

- Но без него нам ее не вывезти!

Артем молчал, задумчиво глядя на статую.

- Есть одна  идея, но она… рискованная очень и я бы не хотел тебя впутывать.

- Я с тобой!

- Ты послушай сначала,- Артем вздохнул и отвел глаза, - Мы ждем вечера,  заманиваем сюда Олега, он помогает грузить статую в свой грузовичек, а потом я…

- Убьешь его? – в ужасе воскликнула Лена.

- Я всего лишь прострелю ему ноги.

- Его можно связать.

Артем покачал головой.

- Так надежней. У тебя есть время подумать. Но я для себя все решил. Пойду до конца!

Сначала все шло четко по сценарию. Олег приехал (и уж наверняка,  никто не знал, куда именно он уезжал!  Не выгодно было ему разглашать свою связь с «черными» археологами!), восхитился находкой («Это, ребята, новое слово в истории Карфагена!»), помог погрузить статую и… заметил, как Артем достает пистолет. Реакция Олега была молниеносной – он бросился на вчерашнего друга. И поплатился за это жизнью!

Лена расширенными от ужаса глазами смотрела на лужу крови, образовавшуюся под Олегом. Она сама превратилась в статую.

- Ты его убил, - совершенно безучастным голосом констатировала она факт, обращаясь к Артему.

- Я не хотел. Но теперь уж точно отступать поздно. Садись в машину. Нужно ехать быстрее, дождь начинается.

Артем стянул со статуи брезент и кинул на тело Артема. Ехали молча. И вдруг Артем резко затормозил.

- Впереди пост полицейских.

- Что будем делать? – все так же безучастно спросила Лена.

- Их двое. Сейчас ты сядешь за руль. Мы остановимся. Один по-любому, подойдет к тебе, потребует документы. Тяни время! Типа, забыла куда их положила. Второй потребует открыть кузов. С ним пойду я и …

- Снова убьешь?

- Как получится. Но я уже все равно заработал себе смертный приговор. И уже неважно – одно убийство или три… Давай, садись за руль. Прорвемся!

Но они не прорвались! Первого полицейского, который пошел осматривать содержимое кузова грузовичка, Артем вырубил без проблем. Но на подмогу ему бросился второй.

- Уезжай! Уезжай и не оборачивайся! – кричал Артем Лене.

Она сдвинулась с места, но бросила взгляд в боковое зеркало. То, что она увидела, повергло ее в шок! Девушка остановилась, выскочила из грузовика. Дождь лил как из ведра. Прямо перед ней лежали три трупа. Лужи окрашивались в красный цвет. Лена будто смотрела кино, где играла главную роль. Она совершенно ничего не чувствовала – ни страха, ни боли, ни ужаса от произошедшего. Она даже не ощущала того, что промокла до нитки и дрожала, как осиновый лист.

 Лена переступила через тела, заглянула в кузов грузовика. Статуи не было! Удивление было настолько сильным, что сумело прорваться через стену опустошенности и отреченности! Лена обошла несколько раз вокруг грузовика, заглянула под него. Ничего! Она забралась в грузовик, посветила фонариком во все углы. В одном из них обнаружила кучку какого-то вещества. И тут услышала шум подъезжающего автомобиля.

- Жена Лота – безумно светя глазами, тыкала Лена пальцем в угол кузова, - Я все поняла! Я разгадала загадку! Это статуя жены Лота. Она была сделана из соли, понимаете?! Оглянулась – и превратилась в соляной столб! Я тоже… я тоже… Оглянулась! Не надо было оглядываться! Я бы довезла ее! Мы бы прославились!

Но кто «мы» психиатр так и не смог добиться от Лены!  Напрасно переводчик снова и снова задавал один и тот же вопрос. В памяти Лены осталась лишь статуя. О муже Лена не вспомнила ни разу и любое упоминание о нем игнорировала. Лишь тема побега Лота и его родных из Содома вызывала в ней бурную реакцию.

- Я уверена, что это была статуя жены Лота, - уже на родине, куда ее отправили, говорила Лена врачу в психиатрической клинике, - Иначе почему она оборачивалась, почему растаяла от сильного дождя? А может, это я – жена Лота? Я помню, я обернулась!

- Обернулась и что ты увидела? - пытался разговорить Лену врач. Но она безумными глазами смотрела на него и молчала.

В клинике, которая стала домом для Лены, ее так и стали называть – жена Лота.


Рецензии