Как ходят барханы

Когда Байраму было семь лет, а Даврану пять с половиной, в барачном поселении Восточное рудоуправление №2, с одной стороны окружённом степью, а с другой пустыней произошло нечто интересное и необычное, возбудившее непреодолимое любопытство всех детей, и особенно мальчишек. На неделю в поселение приехали гости. Десять человек русских и узбеков, все мужчины. Самое интересное было то, что они привезли с собой: коробки с циферблатами и приборными досками внутри; чемоданы с какими-то секретами, которые так хотелось узнать, но к ним никого близко не подпускали; рулетки, угломеры, сачки для ловли насекомых, садочки и клетки для мелкой живности, лопатки, карандаши, журналы, раскладушки, посуду, одежду.
   Как только гости вошли в поселение, мальчишки и девчонки сразу окружили их толпой, и, тесно облепив, забросали кучей вопросов. И успевали уворачиваться от толчков и шлепков родителей, которым уговоры не помогали привести их к порядку. Из ответов гостей дети узнали, что они называются - учёные, и приехали изучать пустыню и степь.
   Оборудование и пожитки учёных разместили в заброшенном бараке. Перед этим вынесли из него хлам и мусор и навесили новую дверь. Потом внесли всё внутрь и заперли на замок. А учёных разместили по два человека на квартиры к поселянам.
   После обустройства и одного дня отдыха учёные поговорили со взрослыми о том, что им нужна помощь: собирать разные камни, мелкую живность,  делать деревянные вешки. Взрослые посоветовали:
-- А вы привлеките детей, им всё равно делать нечего.
Были как раз летние каникулы. Поселяне разобрали одну сторону никому не нужного забора, стоявшего вокруг заброшенного барака, из досок настругали вешки,  на которых учёные написали краской буквы и цифры.
  После этого они приступили к работе. Пришли в пустыню и десять выбранных  барханов пометили вешками - поставили по четыре вешки вокруг каждого бархана. Мальчишки прибежали к ним и спросили:
-- А что вы делаете?
Получили ответ:
-- Изучаем движение барханов.
И очень удивились! Они каждый день лазали среди этих самых барханов, но не замечали никакого движения! Им показалось фантастикой то, что они услышали. И мальчишки решились попросить:
-- Разрешите нам тоже выстругивать вешки и втыкать вокруг барханов!
Но им не разрешили. А попросили:
-- Нам нужно много разных камней, идите к холмам и наберите разноцветных побольше. И ещё дров для костра.
    И все мальчишки и девчонки побежали к гряде холмов, называемой Спящая Красавица. Собирали камни разного цвета, умещающиеся по одному в руке. Один мальчишка, перевернув камень, воскликнул:
-- А здесь сидит скорпион!
И тогда дети получили просьбу приносить из степи и пустыни всё живое, что найдут.
Вместо дров выдернули один низкорослый тонкий саксаул и нарвали много сухой травы. Камни приносили больше всего обыкновенные, которые учёных не слишком интересовали. И всё же они за каждый  камень честно платили конфетой. Но среди всех принесённых камней шесть были очень интересные, редкие и необычные. Те, кто их принесли, получили за них по две конфеты и услышали восхищённые возгласы и непонятные научные термины.
   Когда чемоданы геологов были наполнены камнями, животы мальчишек и девчонок были наполнены конфетами, и ещё много осталось про запас. Тогда дети собрались в тени у палатки на песке, и стали меняться конфетами. Конфеты были все разные: вафельные, шоколадные, морские камешки, раковые шейки, мармеладные, карамельки, ириски, леденцы.
   Потом зоологи попросили ребят ловить и приносить им насекомых и других мелких животных. Девчонки приносили много черепах. Одна из них поймала самую большую черепаху, за которую получила целую шоколадку. Мальчишки занимались всей остальной живностью. Собирали яйца птиц, ловили ящериц, детёнышей варанов, сусликов, пауков, жуков и даже скорпионов, маленьких змеек-стрелок; птиц - двух  садж-копыток и одного удода, которых учёные осмотрели, обсудили, что-то про них написали в журнале и отпустили. Ещё пытались ловить тушканчиков, но они оказались слишком шустрыми.
   У одного из зоологов было сито, которым  он просеивал песок и добывал таким образом гораздо больше разных интересных насекомых, чем ему приносили мальчишки - таких они даже сами никогда не видели! Некоторые, увидев это, прибежали домой, каждый из кухни взял себе сито, и у них дело пошло на лад - не хуже, чем у самих учёных. Только их мамы были недовольны. После использования не по назначению все сита были выброшены, и вместо них куплены новые и спрятаны подальше. 
   Ботаникам дети принесли батат и несколько грибов, растущих прямо в степи, которых сами учёные не могли найти и очень удивились. Ещё мальчишки показали зоологам старую шакалью нору, в которой давно никто не жил. И нашли следы пустынного зайца, которые зоологи зарисовали.
   Все эти дела учёные и дети закончили  за один день, вечером взрослые разошлись по домам. Девчонки тоже ушли домой. А мальчишки вспомнили обиду, как их не пустили к барханам ставить вешки. И стали обдумывать, как им наказать учёных.
Пришли в пустыню к помеченным  барханам. Байрам  оперся на вешку и задумался. Потом подёргал её, и ему пришла в голову мысль, которую он немедленно высказал:
-- А давайте, поменяем  вешки местами!
И все согласились. Вешки были все помеченные. Но в тот день, когда их поставили, учёные не  записали в журнал их  расположение, рассчитывая сделать это утром. И Байрам с Давраном,  а за ними  и все остальные, стали выдёргивать вешки и ставить их как попало. Потом вернулись домой и легли спать.
   Утром ребята проснулись немного раньше учёных, вместе с ними позавтракали и пошли в пустыню. Там они смотрели и забавлялись, когда учёные, осмотрев несколько барханов со смещёнными и перепутанными вешками, не поняли, что произошло, и начали громко спорить. Когда им надоело спорить, они переставили вешки заново и ушли.
   В этот вечер Байрам и Давран и все остальные мальчишки пришли к барханам опять, и стали перепутывать вешки. Но они не заметили, что в стороне за не помеченным барханом сидел один учёный, и с ним чей-то папа. И у них был бинокль, в который они всё видели. Они дождались, пока озорники закончат свои действия, и пришли следом за ними в поселение, где рассказали всё, что видели. После строгих воспитательных бесед больше никто не пытался хулиганить. Но учёные стали записывать, как расставлены вешки, и следить за ними. И всё-таки они наконец выяснили, как движутся барханы. Позвали поселян - и взрослых и детей в пустыню и рассказали им скорость движения барханов. Оказалось - четыре сантиметра в день. Взрослые спросили:
-- Как вы это выяснили?
Учёные объяснили:
-- Мы вставляли вешки в подошву бархана, в песок. Измеряли рулеткой расстояние между вешками, измеряли углы. И отмечали систему расположения пяти барханов. Так, чтобы один был по середине, один справа, один слева, один спереди, один сзади. Приходили через день и обнаруживали, что боковые  и задние вешки отстают от бархана, а передние засыпаны песком. Мы измеряли расстояние от отставшей задней вешки до подошвы бархана, и так узнали. И ещё мы узнали, что барханы движутся сразу все вместе. Потому что расстояние между барханами было тоже измерено до и после их сдвига. И оба измерения оказались одинаковыми.
   Когда учёным пришло время уезжать, дети очень не хотели отпускать их. Потому что с ними было интересно и весело, и они за помощь, которая сама по себе была удовольствием, ещё давали конфеты.
   После отъезда учёных дети решили повторить то, что делали учёные для изучения движения барханов - они всё хорошо запомнили. Тоже настрогали вешек и, пометив их, поставили по сторонам подножий барханов. Проверив и измерив, они сами во всём лично убедились и остались очень довольны.


Рецензии
Евгения, с удовольствием прочитала этот рассказ!
Для малышни это были, конечно, интереснейшие дни)
Сколько событий для них! Сколько нового!)
Понравился Ваш стиль изложения и порадовало ощущение того, что этот рассказ написал очень добрый человек)
/
Мои самые добрые пожелания Вам, Евгения!

Наталья Николаевна Максимова   28.02.2024 21:46     Заявить о нарушении
Благодарю Вас! Я очень жалею, что меня самой там не было с этими детьми - я жила в Сибири. А эту историю рассказал мне сам Байрам. Для меня, как для любителя природы, это всё тоже было бы большим удовольствием!

Евгения Сулаева   28.02.2024 21:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.