Ночь в театре

          3 ноября 2015 года проходила «Ночь искусств», в рамках которой в Театре имени Пушкина показывали спектакль режиссёра-хореографа Сергея Землянского «Жанна д'Арк».

          Жанр он определяет как «версию без слов». Версию чего? Наверное, пьесы Бернарда Шоу «Святая Иоанна».

          Перед спектаклем я судорожно дочитывала либретто, смотрела список действующих лиц и исполнителей, решив по актёрам понять, кто есть кто в сюжете.

          Рассказывать о том, что происходило на сцене, сложно.

          Спектакль мощный, воздействует на зрителя всё: и свет, и звук, и пластика… Что-то от цирка было, что-то от балета, что-то от театра.

          Лестницы – символ того, что чем выше заберёшься, тем больнее падать, конь, на котором Жанна тоже возвышается над всеми. Костёр красиво, оригинально сделан при помощи длинного куска алой ткани, и так страшно делается при виде его!

          Порой артисты проделывали очень сложные трюки, и я заметила, что партнёры очень бережно и внимательно относятся друг к другу, особенно - к исполнительнице главной роли, подстраховывают.

          Актриса Анастасия Панина играет волевую, боевую Жанну, которая командует целой армией мужчин, а сама такая хрупкая-хрупкая. Зрители особенно отметили зеленовато-голубой платочек, который используется как символ женственности и хрупкости героини.

          Во всё время спектакля мне было жаль Жанну. Она показана как человек, разговаривающий с Богом, верящий в свою исключительность, избранность, в свою роль спасительницы Франции. И в то же время – как женщина, которую предали. Мотив предательства, по мысли режиссёра, сближает историю Жанны с нашим временем.

          На поклонах мы пошли вручать цветы. Лесная протянула свой букет Анастасии Паниной, а я что-то долго собиралась, никак не могла разглядеть, кто есть кто в этом ужасном утрированном гриме, где чёрные пятна вокруг глаз, мне юная театралка Сашенька подсказала, кто Антон Феоктистов.

          Слава богу, Александра Матросова-то я сама разглядела. Ему первому и протянула цветы. А Феоктистову мой букет передал Владимир Моташнёв. Я жёлтые нынче дарила, жёлтый цвет явился контрастом с общей чёрной атмосферой спектакля.

          Да, Анастасии больше всех цветов досталось, но если бы я шла, не планируя, кому дарить букет, то сегодня мой выбор был бы – режиссёр-хореограф Сергей Землянский! Это настоящий руководитель, лидер, сумевший скрепить и сплотить весь творческий коллектив, человек беспредельной выдумки, фантазии и профессионализма.

          В рамках «Ночи в театре» после спектакля была запланирована встреча с творческой группой, но мы с подругой ещё успели дать интервью компании «Москва 24». Я рассказала, как попала на «Ночь в театре», на какие вопросы отвечала, а Ирина прочла экспромт, который сочинила, глядя на игру Анастасии Паниной, на весь спектакль.

          Раньше всех в фойе пришёл Александр Матросов, и я побеседовала с ним, поблагодарила за роли, за удовольствие смотреть на его игру, спросила и о гастролях в Испании, откуда только что вернулись артисты, игравшие «Меру за меру». Сказал, что хорошо съездили, тепло было, и зрители жарко принимали. Испанцы, говорит, народ горячий, и это чувствовалось по театральной публике. Я очень рада за наш театр.

          На встрече с нами актёры говорили, что слово – один из основных инструментов актёра, а здесь они лишены его, зато полнее и мощнее используются другие средства.

          Любопытным показалось признание режиссёра, что перед началом работы над спектаклем он не знал ещё, что в Камерном театре Александр Таиров тоже ставил пьесу Бернарда Шоу «Святая Иоанна». А также он сказал, что они смотрел немой фильм «Страсти по Иоанне», может быть, именно старый фильм 20-х годов и вдохновил на пластическое решение этой истории.

          Он говорил о разных «знаках», сопровождавших его работу над спектаклем. Так, он вспоминал, что в этом Пушкинском фойе им даже сама Алиса Коонен дала своё одобрение (там какая-то деталька отскочила в потолок и разбила плафон). А совсем уже перед премьерой, будучи в Риме, подняв глаза на вывеску на углу улицы, Сергей Землянский увидел: «Улица Святой Жанны д’Арк». В общем, мистика сопровождала работу.

          Говоря о композиторе Павле Акимкине, Землянский подчеркнул, что тому приходится сочинять музыку под режиссёрские находки постановщика, а не наоборот.

          А в конце, когда все стали расходиться, я сфотографировалась с Антоном Феоктистовым и взяла у него автограф. Он нам очень доброжелательно уделил время.

          Такие вот впечатления от «Ночи в театре». Театр имени Пушкина обещал и впредь устраивать подобные конкурсы и встречи.


Рецензии