Альма-матер. Встреча поколений

       Хочу рассказать об одной встрече комсомольцев двадцатых, сороковых и шестидесятых годов, организованной по моей инициативе.

    Это было обычное мероприятие в советском духе, подобных которому тогда проводилось много. Но некоторые моменты её остались в моей памяти, что и послужило причиной включения рассказа о ней в этот цикл.

    Роль комсомольцев шестидесятых годов выполняли мы сами, сороковых – наши преподаватели, а за комсомольцами двадцатых пришлось сходить в Райком комсомола. Мне посоветовали мужчину вполне приличного возраста, который в двадцатые годы был уже коммунистом, но возглавлял комсомольскую организацию какого-то уровня, что не противоречило комсомольскому уставу.
В своём выступлении мужчина вскользь отметил, что в двадцатые годы был в командировке в Латинской Америке.

    Провожая его после встречи, я спросил:

     - А что за командировка в Латинскую Америку могла быть в двадцатые годы?

     - Да по партийным делам, - ответил мужчина.

     - Но ведь в двадцатые годы в Латинской Америке и компартий то ещё не было.

     - В том то и дело, что не было. А должны были быть, - ответил он.

    Комсомольцы военных сороковых рассказывали о трудной жизни в тылу, о вечном полуголодном существовании и голодных обмороках. Они очень завидовали  деревенским жителям, потому что те выращивали картошку – второй хлеб России и через неё спасались от голода. Все мы сочувствовали и сопереживали, но не удивлялись, потому что это всё было давно известно. Но вот доцент (назовём его Владимиром Ивановичем) всех удивил, так как на обычный вопрос, заданный ему одним пареньком, ответил не  привычно  по-советски, а совершенно честно и без какого-то обязательного пафоса.

    Владимир Иванович был приглашён лично мной как очень уважаемый студентами преподаватель и научный работник. Он был очень активный в жизни, работал над докторской диссертацией, организовывал и являлся каждое лето руководителем самодеятельной экспедиции в район Тунгусского метеорита.

    Однако, на вопрос «какова его главная цель жизни» он, пожав плечами, ответил:

     - Да нет у меня никакой цели в жизни. Я живу просто потому, что родился.

     - Ну как же, - не унимался спрашивающий, - Вы активно занимаетесь наукой, работаете над докторской диссертацией.

     - Да это так. Но мне это просто очень интересно. К тому же мне платят за это деньги.

    Спрашивающий был просто разочарован.

    Позже, в одну из поездок в Томск (а мы встречались каждые пять лет) мне сообщили, что Владимир Иванович исключён из Университета. И за что бы Вы думали? … За чтение запрещённой литературы. А это считалось антисоветской деятельностью.

    В ректорате Владимир Иванович был уважаемым человеком, поэтому удовлетворили его прихоть:  оформить его в Университете дворником. И его многие могли видеть с метлой, подметающим аллеи Университетской рощи.

    На вопрос друзей,  зачем ему это надо, он отвечал:

     - Хочу, чтоб многие увидели глупость государства, которое за какие-то действия, не угрожающие его безопасности,  добровольно  лишается ценного специалиста, заменив его человеком с метлой.

    О дальнейшей судьбе Владимира Ивановича я ничего не знаю. Возможно, он дождался вместе с метлой перестройки, которая была совсем рядом, и восстановился в Университете. Возможно, ещё раньше уехал за границу, чтобы заниматься наукой.


Рецензии
Владимир Иванович, по всей видимости, верил, что если его и застанут за этим чтением, то простят такой мелкий, на его взгляд, грешок. А вообще, за все годы советской власти, очень много людей несправедливо пострадали, многих из них, особо не заморачиваясь, к стенке поставили, на том простом основании, что революция обязана себя защищать. Р.Р.

Роман Рассветов   25.11.2020 23:46     Заявить о нарушении
Думаю,Роман, что в советское время преследовалось инакомыслие не для защиты революции, а для защиты установленных догм. Спасибо, Роман.
С уважением,

Анатолий Шнаревич   26.11.2020 08:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.