Отзыв о цикле рассказов Людмилы Улицкой Девочки
В книгу вошли повести (среди которых и повесть «Сонечка»), а также объединенные в циклы рассказы, написанные так живо, талантливо, что поражаешься тому, как о простых (на первый взгляд) и, казалось бы, порой «непоэтичных» вещах можно поведать настолько увлекательно и проникновенно. Что способствует этому: мастерство композиции, удачный выбор языковых средств, когда в тексте нет ничего лишнего, «перекличка» (иногда по контрасту) предметных деталей, человечное отношение к героям, скрытый психологизм? Наверное, всё вместе.
Сегодня мне хотелось бы остановиться подробнее на цикле рассказов «Девочки» из этой книги. Ведь все мы «родом из детства».
Вы помните свою любимую учительницу? Помните её то добрый, то строгий голос, мягкий блеск её глаз? И при этом вам казалось почему-то, что вы любили её всё-таки чуточку больше, чем она вас?
Кода мне было четырнадцать лет, я написала стихотворение в прозе, посвящённое моей любимой учительнице. Этот текст я не смела передать ей, и он так и остался в моём девичьем дневнике. Но сколько было доброго общения! Сколько эмоциональной поддержки, сколько веры со стороны учительницы в мои чуть- чуть приоткрывшиеся литературные способности!..
А вот повезло ли «бедной счастливой Колывановой», героине из одноимённого рассказа, влюбившейся безответно и безоглядно в новую учительницу немецкого языка? (Недаром ведь в самом названии рассказа таится некоторая «оксюморонная» противоречивость ...)
В Евгении Алексеевне Тане нравилось всё: и то, что дочка у неё «заморская» какая-то девочка, и то, что живёт учительница в «генеральском» доме, и «пряный» аромат её духов, и изысканная дорогая одежда, и вся непохожесть на серую обыденность, которая окружала Таню в школе… Более того, всё связанное с Евгенией Алексеевной представляло резкий контраст с тем, что ожидало Таню Колыванову дома, в убогом бараке: ругань, драки между соседями, выпивки взрослых, «мамкины полюбовники».
Поэтому, незаметно сопровождая Евгению Алексеевну, «Таня шла по красно-жёлтым листьям как по небу и готова была идти так всю жизнь…». «Счастье прикосновения к прекрасной жизни» и «смутный восторг» – вот что испытывает впервые в жизни Таня Колыванова.
Она жертвует своей невинностью, чтобы набрать денег на букет любимой учительнице. Она никогда не узнает, что за корзину цикламенов, оставленных у порога квартиры и ставших роковой последней каплей, Евгения Алексеевна получит пощёчину («крутую оплеуху») от своего мужа-генерала; и девочка уйдёт счастливая от сознания того, что смогла подарить что-то достойное прекрасной Евгении Алексеевне.
Выполняя свою задачу, и сравнения («шла…как по небу», «испытывала счастье прикосновения к прекрасной жизни – как в кино, как в театре…»), и антитеза, т.е. контраст на разных уровнях, от предметных деталей до самого образа жизни двух семей, «генеральской» и прозябающей в трущобе «колывановской», и несобственно-прямая речь (« … никакого хихиканья, возни, кряхтенья, которое разводит их мамка со своими полюбовниками. Никогда, никогда…»), и прямая авторская оценка («В сущности, это была счастливая любовь…») помогают нам понять чувства главной героини Тани Колывановой, девочки из барака, открывшей для себя другой – «прекрасный» – мир.
Улицкая достоверно раскрывает беспредельную самоотверженность этого подростка, не ведающего себе цены. И всё это как-то щемяще грустно, и спасибо автору, что концовка смывает барачный налёт с героини. И читатель, по-настоящему сочувствуя «бедной счастливой Колывановой», искренне радуется, когда Таня, подобно Золушке, выходит замуж за заморского принца, вернее, шведа, и за границей покупает себе такой же наряд, как у любимой учительницы (хотя Золушке повезло, конечно, больше: она-то любила своего принца).
А как убедительны рассказы Людмилы Улицкой о сёстрах из цикла «Девочки»! Лидер с задатками манипулятора, Вика, обладающая необузданным воображением, приводит в трепет своими рассказами о «страшной» соседке Бекерихе доверчивую сестру Гаяне (рассказ «Подкидыш»). И даже подбрасывает ей письмо «от Бекерихи», которая якобы оказывается мамашей несчастной Гаяне. Правда, потом и сама жалеет глупенькую доверчивую «близняшку». Автор обнажает проблему взаимоотношения сестёр, и, если конкретнее и жёстче, – проблему детского «манипуляторства»: жестокие выдумки Вики едва не стоили жизни впечатлительной Гаяне.
Тому, кто читал рассказ Бунина «Телячья головка», конечно, помнится, каким разочарованием, даже потрясением оборачивается поход мальчика с мамой в мясную лавку, когда от всего там увиденного рушится гармоничный мир этого ребёнка... Вот такое же потрясение испытывают третьеклассницы (рассказ « Дар нерукотворный»), которые, отправляясь на свой едва ли не первый и притом тайный пионерский сбор, чтобы познакомиться с замечательной «безрукой девочкой», вышившей (ногами!) портрет Сталина, сталкиваются с неприглядной, жестокой прозой жизни Тамары Колывановой, «калеки-тётки» их одноклассницы.
Но не знают они, что эта грубоватая, тщеславная и резко- насмешливая Тамарка, которая, к недоумению и ужасу Алёны Пшеничниковой, даже «Сталина… не любит», и сама «опекает» (по мысли автора) «дружка»- соседа. И в том, как считают многие критики, тоже гуманизм прозы Улицкой – рассмотреть в людях обездоленных способность к искренним человеческим привязанностям.
Завершается моё (трёхстраничное – увы!) эссе о цикле рассказов «Девочки» из книги «Бедные, злые, любимые», но не заканчивается знакомство с прозой популярной современной писательницы. В городской библиотеке на одном из последних стеллажей (поскольку на букву «У») стоят томики прозы Людмилы Улицкой. По вклейкам-формулярам видно, что куйбышевские читатели не обходят стороной этого автора. А мне самой предстоит ещё столько прочитать, чтобы осмыслить всё многообразие прозы Людмилы Улицкой!
Свидетельство о публикации №215111701380