Мои соседи по Самаре. Цикл рассказов и миниатюр

         Саша Костромин. Окончание.
 
Ужин в честь моего дня рождения подходил к концу. Было около 9 часов, когда в дверь позвонили. Я вскочила из-за стола, чтобы впустить гостя. Конечно, это он, Саша. Мы не виделись год. Он сильно изменился: похудел, стал выше ростом и отрастил тонкие усики и мудрёную узкую бородку вдоль скул. Смущённый моим разглядыванием,неловко совал мне букетище роз и бормотал:
   -Извините, что так поздно. Не мог раньше - в конторе задержали.
 Под влияняем винных паров и радости от его прихода, я закричала:
   -Да ты мой хороший! Всё-таки выбрал время! Дай-ка мне твою щёчку!
 Он наклонился, широко улыбаясь и бормоча:
   -Небритый я и грязный, наверно...
  - Прежде всего, ты голодный. А нам срочно нужны едоки! Иди в ванную, мой руки и проходи к столу!

 Пока он приводил себя в порядок, я водрузила букет в вазу и поставила  его на пианино. Саша вошёл, поздоровался с присутствующими, сел за стол - и сразу все почувствовали, что начался настоящий праздник. До этого был просто вкусный ужин с вином. После тоста за моё здоровье Вера и Александр Васильевич обрушили на нового гостя град вопросов, но я цыкнула на них:
   -Дайте ребёнку поесть,он же голоден- с работы.
 
 Саша, не смущаясь, охотно отвечал на вопросы и с аппетитом ел. Когда же он насытился, ему пришлось "докладывать",что сделано за прошедший год. Защитил второй диплом(экономика и менеджмент), поступил в аспирантуру. Нет, жениться пока не думает. Времени нет, да и рановато ещё. В "конторе" стал руководителем группы. Трудно. Под его началом люди незаурядные,гении,можно сказать. По амбициям, по крайней мере. Плохо управляемые - каждый сам с усам.
   -А ты ими не управляй, - посоветовала я. -Дал задание,а потом громко удивляйся, как они его гениально выполнили.Плохо сделали дело - опять удивляйся, что такие классные специалисты дали маху.
   -На шею сядут, - возразил Саша. - Надо сразу поставить себя как волевого и решительного руководителя.
   -Мне кажется, Саша прав, - вмешался Александр Васильевич, который много лет работал на заводе старшим механиком, а потом замом у начальника цеха. -Если сразу не проявить твёрдость,толку не будет.

   -Трудность в том,- говорил Саша,- что в "конторе" народ особый. Мои парни признают не твёрдый характер, а высокий класс программирования. Конечно, я в этом 
не слабее их, но и не сильнее всех. Мне иногда просто опыта не хватает.А среди них есть настоящие асы, и я боюсь оказаться...ну, словом,некомпетентным.
   -Так и не стесняйся учиться у асов. Уверяю, что это не подорвёт твой авторитет,- сказала я.- Научись у них и превзойди их! Тем и сразишь своих подчинённых.
 Васильевич поинтересовался:
   -А отношения в группе хорошие? Товарищеские?
   - Скорее партнёрские,- ответил Саша.-Все партнёры и конкуренты. Поэтому расслабляться нельзя. Иногда,если работа срочная, и по ночам приходится сидеть.
   -Ну а есть за что по ночам-то корпеть? Платят-то хоть прилично? Сколько? - Вера Ивановна,любившая конкретику, поставила вопрос ребром. Саша засмеялся:
   -Без комментариев! На жизнь хватает.
   -То-то вижу,- встряла я,- ты деньгами бросаешься: небось за розы-то цЕлую получку отдал . Если всяким учительницам такие подарки дарить - по миру пойдёшь.
   Ну, за год-то можно и на розы скопить,- безжалостно отрезала сестрица,- и не нарывайся на комплимент! Тоже сказала! "Всякая"!


  Я поспешила перевести разговор и спросила, как дела у его сестрёнки. Я знала, что она учится в том же университете.Саша с гордостью сказал, что сестрёнка у него что надо, и учится хорошо, и подрабатывает у него в"конторе".

А потом он пел старинные романсы, аккомпанируя себе на пианино. Глубокий баритон мягко вёл знакомую мелодию, от которой сжималось сердце:
 
  Не пробуждай воспоминаний
  Минувших дней, минувших дней...

В самый томительный момент я робко подпела ему в терцию. Певец взглянул на меня, улыбнулся и приглашающе кивнул.Тихонько подпели нам Вера с Александром Васильевичем. Потом Саша импровизировал на пианино какие-то знакомые и незнакомые мелодии. На душе у меня было так тепло и радостно, как бывало, когда приезжала дочка с мужем и детьми.

  Мне думалось, что не так уж и трудно нам,старшим, понять этого молодого человека, внука нам по годам. Надо только самим, как людям,умудрённым жизненным опытом,не цепляться за то , чем он не похож на нас, а искать точки совпадения, находить общее, роднящее нас.

  Я смотрела на Сашу Костромина, и самые возвышенные мысли  роились в моей растроганной, разнежившейся голове. Я думала, как мне везёт в жизни на хороших людей. И как повезло, что я знаю Сашу, без сомнения, одного из тех"собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов",которых даже в самые смутные времена не перестаёт "российская земля рождать". Думала, что напрасно взъярилась,когда Саша сказал, что уедет в Америку. Может быть, он рождён не только для России, но и для всего человечества. И какая у него детская улыбка,когда он не застёгнут на все пуговицы. И как трудно ему придётся в жизни. И он не будет уходить от трудностей, а будет искать их и преодолевать.


Рецензии