8-2 Сельские дети войны

8-2 Сельские дети войны П.Краснощеков

                ШКОЛА В СТАРОМ БЫКОВО

  С работы на колхозной конюшне Ваню отпустили только вечером 31 августа. С Генкой они заранее договорились, что Ваня будет жить вместе в интернате, где Генка уже два года.  У Вани в Быково жила тетка и он бы мог жить у неё, но Ваня хотел жить вместе с ребятами Солянки в интернате. Рано утром Ваня на своём велосипеде выехал нижней дорогой в Быково. Он не спеша крутил педали, времени хватало. Вдруг налетела туча, крупные капли дождя падали на густые ветки тополя, под которым укрылся Ваня. Он берёг свою школьную одежду, ему не хотелось прийти в школу в грязной одежде, дождь вскоре кончился так же внезапно, как и начался. Ване пришлось еще подождать, пока просохнет дорога, так как с колёс велосипеда летели комья грязи на одежду, на лицо.

   Наконец, дорога просохла, и Ваня снова поехал в Быково. Оставив у своей тети велосипед, он пошёл в школу, но там его  встретила непривычная тишина, школьный двор был пуст. На школьную линейку он опоздал, растерянный он стоял посреди пустого двора.
- Мальчик, ты, наверное, опоздал, - спросила, выходящая из дверей молодая красивая женщина, - кто ты и откуда, в какой класс тебе надо?
- Я Ваня Глинский из Солянки, а учиться мне надо в пятый класс.
- Вот и хорошо, я классный руководитель пятого класса Полина Петровна Рубцова, пойдём со мной, я отведу тебя в класс. У тебя есть, где жить?
- Нет, но мне говорил семиклассник Генка Ефимов, что здесь в школе есть интернат.
- Хороший у тебя друг, значит, вместе будете жить в интернате.

   Зашли в класс, свободных мест не оказалось, его временно посадили третьим за первую парту перед учителем. В пятый класс собрали всех переростков, которые по каким-то причинам в своё время не учились. Здесь были в возрасте от одиннадцати лет до шестнадцати. Было такое постановление Партии и Правительства об обязательном неполном среднем образовании. Собрали со всех деревень и хуторов района подростков, подлежащих обучению. На следующий день класс разделили, всех переростков определили в 5 «Б» класс.
 
  Их интернат находился у Волги вблизи электростанции, все 35учеников жили в одной большой комнате. Кровати стояли в 3 ряда, отапливалась большой круглой печкой «Голландкой».  Была ещё одна небольшая комната с большой русской печкой, на которой ученики сами готовили себе еду из привезённых из дома продуктов. Варили супы, каши, жарили картошку. У всех были одинаковые домашние продукты, это картошка, крупа домашней выработки и немного сала или жира. Картошка и сало обычно кончалось уже в четверг, поэтому в четверг вечером или пятницу рано утром, ребята вчетвером лезли на чердак интерната ловить голубей. В пятницу и субботу у ребят был сытный кулеш. Иногда ребята ловили на Волге рыбу, тогда в пятницу и субботу у них была уха. А в субботу после уроков интернатских забирали на колхозных повозках кто-нибудь из родителей. Но так было не всегда, тогда собирались все Солянские ученики и шли домой пешком, всего два часа пёхом и они дома. В сухую тёплую погоду было проще – на Ванином велосипеде, через час и они дома.

  Однажды в начале февраля наступили сильные морозы, школа закрылась на несколько дней. Из интернатов всех детей забрали, присланные колхозами возчики, а из Солянки возчик не приехал. Ваня с Геной решили идти домой пешком одни. Мороз, встречный ветер. Вышли из Быково бодро, иногда останавливались у кустов в затишке, согревали дыханием свои руки.  Потом опять шли. Встретили стоящий на дороге заглохший трактор без тракториста.
- Видать от мороза перехватило солярку, - твёрдо сказал Генка. Он уже  всё лето работал прицепщиком у тракториста. – Лезь в кабину, посидим в затишке чуть согреемся.

  В кабине ребята немного отдохнули, что даже выходить не хотелось.
- Сиди, не сиди, а идти надо, - заметил Генка. – Давай во-он до того дерева дойдём и там уж отдохнём.
Дошли. Сели под дерево, прижались  друг к дружке. Молча, думали о тёплом доме, о горячей печке.  С такими мыслями, Ваня не заметил, как уснул.
- Ванька, просыпайся, - тормошил его Генка, - вставай, не то замёрзнешь. Давай в Нитаёв сад зайдём, помнишь, там погреб был, залезем, костер разведём, согреемся, а потом дальше пойдём.

   Залезли, развели костёр, сидят, дрова потрескивают.  По телу тепло разливается. Хорошо! Но надо идти домой, осталось уже всего ничего, километра полтора.  Дождались, когда костер догорел, вылезли из погреба снова на мороз, на встречный ветер, но теперь в теле есть живительное тепло. Быстро одолели это расстояние, ещё с мальчишками скатились пару раз на колхозных конных санях с Солянской горы!

  Дома сёстры начали оттирать Ване отмороженные щёки, уши. За ночь Ваня отогрелся на печи, а с утра они с Генкой снова на горке с санками.
- Генка-а, Ванька-а, вас милиционер с учительницей из Быково ищу-ут. Идите в школу они вас там жду-ут.

  Полина Петровна с милиционером за своевольство их отругали, даже обещали снизить оценку за поведение, но за время вынужденных каникул о них забыли.

  Особо нравились Ване французский язык, биология, сказывалась близость сельского  мальчика к природе и его природный ум.

  В конце учебного года его класс с Полиной Петровной вышли на экскурсию в Волжскую  пойму. Все активно участвовали в викторине «Угадай растение», каждый ученик приносил найденное растение, а класс сообща должен правильно его определить. Только Ваня не участвовал в игре, он отстранённо бросал плоские камешки по воде и считал «блины» на воде.
- Ваня, а ты что же не участвуешь в викторине?
- А я, Полина Петровна, эти растения  знаю, знаю какие из них съедобные, какие лечебные, а какие бесполезные или ядовитые.
- Откуда у тебя такие познания?
- Я с детства вырос вот здесь, в пойме, с детства кормился в основном рыбой и прибрежными травами. Вот эта трава, что сейчас у вас в руках, несъедобная, но полезная, называется Собачье мыло. Она мылится и годится для мытья рук, стирки одежды.
- А это что за трава?
- Эта? Это скорода, дикий чеснок. Хороша, как приправа к жареной рыбе.
- А вот ещё?
- Это несъедобная трава, ею хорошо залечивать ранки, ссадины. Мы её подорожником называем.
- Вот эту ты наверняка не знаешь?
- Ха. Да кто же козелика не знает? Его стебель сочный и сладкий, каждый пацан его знает.
- Да, я вижу, ты не зря по ботанике пятёрки получаешь. Тогда у меня просьба к тебе, за лето сделай гербарий из трав Волжской поймы. Сделаешь? Вот и хорошо!

  Вскоре Ваня приехал домой на летние каникулы, где он опять работал у отца на конюшне пастухом. Эта работа ему нравилась, носился по степи на Соколе, как ветер. Ездил рыбачить по вечерам с Генкой на Кобчике бреднем. Однажды они попали на рыбалке в грозу. Кобчика, чтобы не убежал, привязали к дереву, сами уселись здесь же. Вдруг молния ударила прямо в дерево, Кобчик дико заорал, его шерсть встала дыбом, глаза выпучились, верёвка оторвалась от дерева, и он понёсся прочь. Только время от времени ребята слышали его дикие вопли. Рыбалка на этот раз явно не удалась.
                *              *            *


Продолжение в 8-3


Рецензии