Жизнь в хоккее. Часть 1

 
Часть 1

   Это репортаж - воспоминание о моей деятельности в хоккее, что заняла у меня  большой    жизненный  период.   Этот же  материал  предзназначен для  интересующихся  кухней массового любительского спорта в бывшем СССР. Здесь же можно познакомиться с деятельностью хоккейного функционера на уровне команды невысокого ранга. Многие персонажи репортажа здравствуют и поныне, а потому я не раскрываю подлинных фамилий кого-то из них.
 
               
    
     Впервые я познакомился с Новочебоксарским  хоккеем из окна общежития №3 на ул. Парковой.  Тогда я  обретался там в первый год после переезда в Новочебоксарск. И очень удобно было наблюдать за играми из окна коридора рабочей общаги на 3-м этаже. Толчок к этому интересу дали игры сборной СССР с профессионалами  лиги Северной Америки ВХА  в сентябре – октябре 1974 года, что мы смотрели по телевизору в холле общежития на своем этаже.
    Потом я стал выбираться поближе к бортам хоккейной коробки. В этом же общежитии в подвале была раздевалка хоккеистов. Здесь же душевая. И сушилка для формы  на горячих трубах  отопления. Гостевой раздевалки не было, и соперники приезжали на игры уже полностью экипированные.  Выходили на игру и отдыхали в перерывах прямо в своем автобусе.
   Помню игры в том сезоне с Чебоксарскими командами "Текстильщик" и "Волга".  Тренировал новочебоксарскую  команду, а тогда она называлась «Юность», и одновременно играл за нее Владимир Лащенов.  Он, да еще Ваня Котов, что прибыл из Куйбышевского СКА после демобилизации, тащили на себе всю игру. А Лащенов, еще и все административные заботы.
 Жил он, как и многие хоккеисты в этом же общежитии. А остальные игроки были «с бору по сосенке». В общем, кто что-то мог немного  в хоккее, тот и играл.

             Уже на следующий год, ближе к осени, в комитете комсомола завода, а я там часто бывал по своим общественным поручениям, познакомился с тренером хоккейной команды.  Как-то сразу мы с ним быстро сошлись и  в новом сезоне я стал не совсем чужим в его  коллективе.
    Сначала придумали ей новое название. В «Химике»  было категорически отказано – на заводе было большое режимное химическое производство. А по тем совковым правилам секретили все, хотя всем было известно, что там у нас и как. Тот же Лащенов сделал предложение по «Соколу» и оно было принято.

     Это уже потом «подвели базис» под название -  как позывной чувашского космонавта Андрияна Николаева. А на самом деле в команде в то  время поигрывал, как говорилось «для пищеварения» зам директора городского  гастронома «Сокол» Николай Павлович Ахлестин. Так вот  там в подвале его гастронома собирались те, кто постарше и, попивая дефицитное тогда сухое винцо, придумали новое название для команды. Ну как было не уважить Палыча за его «сухарик».

               В сезоне 1975-76 года я, если позволяло свободное время,  ездил с командой на игры в Чебоксары.  В том же сезоне  придумали и командную эмблему. Сначала «слизали» монреальскую.  Там было и С и Н- типа Сокол Новочебоксарск.  А потом переработали то, что было у  «Калгари Флэймс». Вместо завитков огня на «С» нарисовали перья-крылья и вот он «Сокол». Был у меня в цехе художник и  мы с ним разрисовывали хоккейные свитеры через трафарет.

               Перед сезоном 75-76 года хоккейная площадка на Парковой у общаги была радиофицирована и я прочно на много лет занял там место судьи-информатора. Здесь же в крытой судейской с боксами для штрафников со мной вместе почти постоянно сидел Юрий Алексеевич Липкин. Зам. директора по быту химпрома, большой энтузиаст спорта и конкретный любитель хоккея.
     Именно благодаря знакомству с ним я получил в положенное время отдельную квартиру,  с самыми лучшими возможными вариантами.  Т.е. дом, планировка, расположение и этаж. Это случилось в конце апреля 1976 года.

  Тогда же в моем подъезде поселились четыре молодые хоккейные семьи. Они пока были бездетные и занимали на две семейные пары одну двухкомнатную квартиру. На первом этаже жили Будеев и  Шустров, а на пятом Ваня Котов и Виктор Панов. Команда хлрошо усилилась за счет приглашения демобилизованных игроков из системы хоккея Куйбышевского СКА. Это все заслуга тренера Владимира Лащенова.

     И в том же 1976 году я окончательно перешел на работу в хоккейную команду.  Числился по-прежнему в цехе. Только в другом,  и там   получал зарплату. Но вот вся моя деятельность с этого момента была полностью отдана хоккею. Начались контакты со спорткомитетом Чувашии, Республиканской федерацией, судьями, Новочебоксарскими горкомами КПСС и ВЛКСМ. И, разумеется, с парткомом и профкомом завода. Постепенно я начал познавать  хоккейную кухню так называемого любительского спорта.

    Все игроки числились слесарями и аппаратчиками на нашем Химпроме. И почти всегда в основных цехах. Это были «подснежники», что ни дня не работали там, но за зарплатой и талонами на спецпитание приходили регулярно

     Но и это еще не все. Почти все они   были устроены и в других  городских организациях по вторым трудовым книжкам. Это уже с подачи горкома партии. Кто же из руководителей, а небольших «контор» в городе было предостаточно, мог ослушаться руководящей и направляющей рекомендающей указывке партии. Так, что руководству команды достаточно было в определенное время подать табель и потом уточнить сумму полученную игроком за месяц. Этим я занимался плотно!

     Дело в том, что у приглашенных хоккеистов были оговорены определенные цифры месячного оклада. И если  зарплата на двух работах получалась больше, то остаток ими сдавался в кассу команды. А если меньше, то добавка игроку шла оттуда. И, конечно,  нужны были свободные деньги для проведения оргмероприятий.  Оттуда все и шло. На встречу судей,  оплату их проездных билетов и проживания. Это, если надо было иметь нужный результат. Да и много всего на что не подашь в профком ведомость на возмещение затрат. Конечно, на первых порах становления команды руководство завода об этом не знало «ни сном, ни духом».

 Продолжение http://www.proza.ru/2015/11/17/1814


Рецензии
Мало чего знаю о хоккее.
Интересно.

Реймен   23.06.2017 20:45     Заявить о нарушении
Тогда лучше всего последняя часть. Здесь самая соль. Вот она - http://www.proza.ru/2015/11/21/97

Владимир Островитянин   23.06.2017 22:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.