Русский язык, на котором невозможно молиться

   Человек не может не думать, тем более за пультом клавиатуры. Думая по-русски, вспомнилась мировая классика:

Плененный в двадцать лет красавицей беспечной,
Задумал я в стихах излить свой жар сердечный,
Но, с чувствами язык французский согласив,
Увидел, как он груб, неясен, некрасив.
Тогда для Франции, для языка родного,
Трудиться начал я отважно и сурово:
Я множил, воскрешал, изобретал слова,
И сотворенное прославила молва.
Я, древних изучив, открыл свою дорогу,
Порядок фразам дал, разнообразье слогу,
Я строй поэзии нашел – и волей муз,
Как Римлянин и Грек, великим стал Француз!

   Пьер Ронсар имел право так говорить, поскольку не зря считается одним из основателей французского литературного языка. У нас же в последнее время наблюдается совсем обратная картина. Зачастую в литературе, постоянно в прессе, и неизбежно в Интернете («Фонтанка» не исключение) идет огрубление, примитивизация, искажение, загрязнение русского языка. И делается это усердно, настырно, с явным подчеркиванием собственных форматов и оборотов автора, который горделиво полагает, что его мысль (вопрос, есть ли она) достигнет читателя через все дебри насаждаемой фразеологии. Это не безобидное явление – язык наряду с территорией и валютой есть основное средство объединения населения в народ, государство, отечество.
   Когда я учился в институте, слово «дизайн» считалось ругательным из лексикона буржуазной идеологии. Однако преподаватель-технолог стремился привить нам понимание роли и места красоты. Он убедительно внедрял нам мысль, что красота продуктивна, конструктивна, действенна: детали и изделия, которые проектируются и выполняются с ориентацией на красоту, оказываются экономичнее, технологичнее, менее металлоемкими и, в конечном счете, более функциональными.
   В не меньшей, а может даже большей степени это относится к «изделиям» литературы – текстам. Красота текста создает выразительность, убедительность, запоминаемость, делает его чтение легким и приятным, позволяет проникать в образно-идейный мир произведения, не спотыкаясь о нелепости и корявости языка. И хотя «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», красота текста обеспечивает его ясность, доходчивость и понятливость.
   В дискуссии с небезызвестным лингвистом профессором А.К. Жолковскиим, автором и пропагандистом теории инвариантности текстов, мы как-то пришли к суждению, что вся художественная литература содержательно лишь отражает вариацию и детализацию исполнения или отвержения заповедей Господних. Литературе присущ предельный инвариант, общий для всех жанров и всех языков, содержащий суть человеческого существования индивидуально и в обществе, каким являются установления Господни.
   Художественное разнообразие реализуется комбинаторикой структур текстов, богатством их фразеологии, сюжетными извивами, которые создают красоту и впечатлительность произведений. Все это обеспечивается средствами и возможностями литературного языка, которые, увы, не безграничны. Фундаментальная «Лемма о лингвистической относительности» утверждает, что ни один язык не способен охватить своими выразительными средствами полноту сущности Божьей и всю красоту мироздания. Именно этим обусловлено существование множества языков, ибо в своей совокупности они способны более полно соответствовать указанной функции.
   А мы ныне нарочито и искусственно урезаем и ограничиваем выразительные свойства русского языка, сужаем рамки его возможностей, исключаем из оборота его сильнейшие впечатлительные и образные средства.  Пройдитесь по массовым публикациям Интернета или той же «Фонтанки», и вы увидите, что в рамках обозримого здесь лексикона невозможно молиться, невозможно искреннее, осмысленное излияние сердца и души перед Богом, нет для этого подходящих слов и языковых структур. Это свидетельство обеднения духа, ведущего далее к оскудению всех проявлений жизни.
   Эта тема бесконечна, ибо проблема велика, а возможности решения расплывчаты.
   Хотелось бы, чтобы порядок фраз и разнообразие слога наряду с воскрешением слов стали бы приоритетами создателей современных текстов.  Но где нам!


Рецензии
Уважаемый Евгений, я полностью поддерживаю вас в вашей озабоченности по поводу обеднения русского языка, эта тема большая и болезненная. Но как понимание просто логической задачи тема обеднения русского языка имеет решение. Первое, надо изменить условия познания русского языка в школе, ведь именно в школе нашему человеку во многом прививают нелюбовь к русскому языку часто бездарным и нудным преподаванием (в отличии изучения на пример английского языка, где разучивая слова и грамматику произношения читают и заучивают на пример забавные стихи, разучивают английские игры, песни...). Да, заучивание тех же падежей и других грамматических правил русского языка требует времени и практики произношения, но почему же не сделать такое заучивание весёлой игрой, забавой. Есть и второе решение этой задачи, открытие нового знания о русском языке, о русской букве, о русском слове... Смысл этого утверждения в том, что русские буквы сами по себе несут смысловое знание, которое делает само слово информационно ёмкой конструкцией из букв. это позволяет дважды - трижды читать русское слово: слово как односмысл, по слоговое смысловое раскрытие, по буквенное смысловое раскрытие (статья "Знаете ли вы свой родной русский язык"). На моё понимание такое знание только прибавит уважения к изучаемому в школе родному языку, а значит и любви (любви без уважения не бывает). Успехов вам в вашем познании этого мира.
С уважением к вам, ишо тот слововед, Толька ветер.

Анатолий Боков 2   17.11.2015 20:02     Заявить о нарушении
Уважаемый Анатолий! Благодарю вас за внимание и терпение.
Мы с вами солидарны в главном: эта тема бесконечна, ибо проблема велика, а возможности решения расплывчаты.
Школьное обучение, несомненно, важнейший фактор приобщения к правилам и нормам языка. И всякие новации, методики и дидактические ухищрения здесь только приветствуются.
Однако носители языка (так формально называют тех, для кого он является родным) впитывают его вовсе не в школе.
Жизнь, литература, зрелища и общение задолго до школы приобщают подрастающее поколение к родному языку.
Но в этой же сфере происходит искажение и опошление языка, которое беспокоит меня.

Евгений Медем   17.11.2015 22:50   Заявить о нарушении
Обеднение языка связано со стандартизацией личности. Все смотрят на один экран, усваивают речевые штампы, установки социального поведения, экран "живет" за людей. Мысли за ненадобностью не приходят в голову, а для выражения эмоций хватит... междометий.

Мира Папкова   03.05.2016 19:11   Заявить о нарушении