Священномученики кирилловские
Нас интересует в данном случае жестокая ВНЕСУДЕБНАЯ расправа над ЗАЛОЖНИКОМ - высшим духовным лицом в уезде.
Это было время «красного террора» (4).
***
«По решению Кирилловской ЧК, Ревтрибунала и уездного исполкома Советов от 14 сентября 1918г. 37 контрреволюционеров, совершивших тяжкие злодеяния против Советской власти, были приговорены к расстрелу. 15 заложников оставили под арестом до первого случая террористического акта в уезде.
Привести приговор в исполнение было поручено красногвардейцам череповецкого отряда. Списки расстрелянных и заложников публиковались в кирилловских «Известиях». В числе расстрелянных были:…епископ Кирилловский - Варсонафий (Лебедев), у которого при обыске обнаружена бомба французского образца; игуменья Ферапонтова монастыря-Серафима(Сулимова), укрывавшая белогвардейцев и резидентов иностранных разведок…» (с. 110-111) (1).
***
Священномученик Варсонофий, в миру Василий Павлович Лебедев (1971-1918) уроженец Новгородской области в семье сельского псаломщика, рано осиротев, он стараниями матери сумел окончить духовное училище, затем Новгородскую духовную семинарию, определен помощником епархиального миссионера. Пострижен в монашеский чин в 1895г., рукоположен в дьякона, затем - в иеромонаха. Принес много пользы, разъезжая по уездам с проповедями. Возведен в сан архимандрита в 1909г., в 1916г. назначен епископом Кирилловским, викарием Новгородской епархии, к которой тогда относились Кирилловский, Белозерский, Череповецкий и Устюженский уезды, хиротония его в епископы состоялась в Софийском соборе Новгорода 8 января 1917 г.
«Вскоре началась смута. Епископ Варсонофий в своих проповедях этого времени неустанно призывал народ к вере, к жизни в Церкви, звал учиться истине в храме Божием, указывая на предосудительность изгнания Закона Божия из школ. Видя все ухудшающееся положение православных, он открыл в Кириллове Братство православных жен и мужей, основанное на сохранении чистоты веры православной, охраны православных церковных святынь и церковного имущества.
Епископ Варсонофий обладал даром горячей проповеди, и народ верующий внимал каждому его слову среди лжи, которую разливали революционеры. Хотя епископ был далек от политической борьбы, он давал духовную оценку происходящему, призывая паству не участвовать в грабежах и насилии.
Его арестовали 14 сентября по пути из Горицкого монастыря в Кириллов. «За что меня арестовали?» - спросил он красноармейца, тот протянул бумагу: «Епископа Варсонофия предписывается арестовать и препроводить в тюрьму». Его спутник по поездке стал успокаивать, говоря, что аресты- обычное дело в наше время. «Если расстреляют, то что ж сделаешь», и попросил прислать духовника из монастыря. В тюрьме ему стали говорить, что его арест может кончиться расстрелом. На это епископ ответил: «Я не боюсь насильственной смерти, но я не смею думать, что бы Господь нашел меня достойным мученической смерти».
Всю ночь епископ молился. Одни говорили, что он пел псалмы, другие, что совершал всенощную. На следующий день около 5 часов утра Епископа Варсонофия, игуменью Серафиму и четырех мирян вывели из тюрьмы и повели по направлении к Горицам. Их сопровождал отряд палачей из 20 человек. Некоторые были из них были уроженцами Кирилловского уезда, они-то потом и рассказали о дальнейших событиях.
Один из приговоренных стал резко говорить по адресу палачей, но Владыка остановил его: «По примеру Спасителя нам нужно всем все простить, в иную жизнь мы должны перейти в мире со всеми».
Приговоренных поставили на горе Золотухе, спиной к Кирилло-Белозерскому монастырю. По команде один за другим раздались выстрелы. Все были убиты. Только Владыка стоял с воздетыми небу руками. Он продолжал молиться и когда, закончив читать отходные молитвы, произнес «аминь», услышал, как один из палачей закричал: «Да опусти ты руки!». «Я кончил, сказал святитель, - кончайте и вы».
С этими словами он повернулся лицом к обители, благословил её и опустил руки. Последовал выстрел в упор и Владыка упал. Тела предали земле на месте казни. Могилу велели копать купцам, бывшим в заложниках.
Архиерейским Собором, проходившем в Москве 13-16 августа 2000г. Епископ Варсонофий, все расстрелянные с ним, и о. Иоанн(Иванов) причислены к лику святых для общецерковного почитания.» (2)
"...О событиях, связанных с расстрелом еп. Варсонофия и м. Серафимы...сохранился отчет Владимира Финикова, члена Новгородской консистории,...(он) по свежим следам опрашивал очевидцев, разговаривал с властями о возможности перерезахоронения еп. Варсонофия и получил отказ." (3)
Примечания и справки:
1.Павловцев Павел Лаврович (1897-1970), журналист, участник установления Советской власти в Череповце, участник гражданской и Отечественной войн,ответственный работник центральных организаций в СССР (7).
2. «11 сентября (1918) в деревне Сосуново, в своем доме, был убит коммунист Костюничев. Это убийство, как показал анализ документов (4) был типичной провокацией, подготовленной чекистами для «оправдания» последующих массовых репрессий всех находящихся на подозрении у большевиков. Между убийством Костюничева и первыми расстрелами, им якобы вызванными пошло всего 4 дня. За провокационными выстрелом последовало постановление ревтрибунала: "Ответить на убийство коммуниста Андрея Костюничева красным террором, а именно: кроме наглых убийц и заговорщиков подвергнуть расстрелу из ЧИСЛА ЗАЛОЖНИКОВ (выделено автором), взятых Кирилловской ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, более выдающихся активных контрреволюционеров, 37 человек расстрелять, НА КОИХ ИМЕЕТСЯ ОСОБОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ И СПИСОК» (3).
3. "Вместе с епископом Кирилловским были приговорены к расстрелу Николай Игнатьевич Бурлаков (родился в 1899 году, был гласным Кирилловской думы),Анатолий Андреевич Барашков ( родился в 1870 году, крестьянствовал), Михаил Дормидонтович Трубников ( родился в 1955 году, капитан второго ранга в отставке, занимал должность мирового судьи и возглавлял местное земство) и Филипп Кириллович Малышев (родился в 1864 году, купец)"(8).
4. "Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли в небывалое по жестокости братоубийство...Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела... Казнят епископов,священников,монахов и монахинь, ни в чем не повинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной "контрреволюционности".( из послания патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров от 13(26) октября 1918г,(4).
5. "5 сентября Совнарком принял Декрет о красном терроре. Поводом явилось покушение эсеровских боевиков на Ленина, в результате которого он был тяжело ранен. В практику вошли массовые расстрелы "классовых врагов", заключения в концлагеря, взятие в заложники...
Массовая незаконная расправа с политическими противниками была свойственна в годы Гражданской войны и красными, и белыми. Противостояние сил носило жестокий кровопролитный характер, с той и другой имелись многочисленные примеры бесчеловечной расправы с противником. Тем не менее красны террор имел первичным явлением, белый-производным. Красный террор коренился в самой природе советской власти, в её стремлении насильственно перестроить мир на новых началах... "Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против Советов. Первый вопрос, который вы должны ему предложить,- к какому классу он принадлежит" (видный чекист М.И.Лацис)...Проводником террора стала ВЧК, получившая еще в феврале 1918г. ПРАВО ВНЕСУДЕБНОЙ РАСПРАВЫ "над неприятельскими агентами, спекулянтами, громилами, хулиганами..." Красный террор, таким образом,-государственная система, декретированная сверху уже в первые месяцы большевистского режима. Белый же террор, что в свое время замечал С.П.Мельгунов, выступал в качестве экцесов на местах, с которыми пусть вяло, непоследовательно, но вели борьбу носители белой идеи"(5).
Источники:
1. П.Л.Павловцев. Полвека назад. СЗКИ. 1968. Тираж 10000 экз.
2. Е.Р.Стрельникова. Глава «Священномученик Варсонафий епископ Кирилловский», в книге «Рассказ о Евгении Васильевне Тихановой» (духовные истоки, жизнь, воспоминания о ней). М. Самиздат. 2002, сост. А.Е.Фёдоров. с. 47-50. Тираж 500 экз.
3. Е.Р.Стрельникова, А.Е.Федотов, глава «События 1918.», там же, с.46.
4. Дело митрополита Вениамина (Петроград, 1922г.) Студия "ТРИТЭ"-Российский Архив", М., 1991г.
5. История России с древнейших времен до начала XXI века. Ред. А.Н.Сахарова, М., Астрель, 2005г., с. 1396-1397
6. С.П.Мельгунов. Красный террор в России. М., 1990 ( с издания 1924г.)
7.Центр хранения документации при архивном отделе мэрии г.Череповца.
8. Пострадавшие за веру. Доклад ученицы школы №17 г. Череповца Наталии Венедиктовой, научный руководитель Шалашов Е.В.( Материалы III Малых Таисиевских чтений 10 декабря 2005 года, Череповец.
Свидетельство о публикации №215111701732
Основательные у вас рассуждения и весомые документы.
Однако, что побудило вас спустя век поднимать этот вопрос?
Имею ещё вопрос: здесь вы под #2, а есть у вас #1.
Виктор По 29.11.2015 16:38 Заявить о нарушении
Я зарегистрирован как "Александр Зельцер2", о других не знаю и не знаком. Удачи Вам.
Александр Зельцер 2 29.11.2015 21:39 Заявить о нарушении
У Вас симпатичная позиция, вызывает участие, как всякое здоровое дело.
Почему в инете, мне объяснять не надо - у вас просто нет денег,
как нет их сейчас ни на что хорошее.
Но это отнюдь не плохо, а напротив прекрасно!
Мало ли мы видим книг ветеранов, богато оформленных - и на помойке?
Эта судьба может постичь любое издание - а интернет вечен!
Здоровье и успехов всем Вам!
Виктор По 30.11.2015 09:35 Заявить о нарушении
Александр Зельцер 2 01.12.2015 17:44 Заявить о нарушении