Священномученики кирилловские

        Без комментариев предлагаем читателю фрагменты из двух разных источников, разделенных во времени отрезком в 34 года, а еще больше - мировоззрением авторов.
          Нас интересует в данном случае жестокая ВНЕСУДЕБНАЯ  расправа над ЗАЛОЖНИКОМ - высшим духовным  лицом в уезде.
Это было время «красного террора» (4).
                ***
        «По решению Кирилловской ЧК, Ревтрибунала и уездного исполкома Советов от 14 сентября 1918г. 37 контрреволюционеров, совершивших тяжкие злодеяния  против Советской власти, были приговорены  к расстрелу. 15 заложников оставили под арестом до первого случая террористического акта в уезде.
     Привести приговор в исполнение было поручено красногвардейцам череповецкого отряда. Списки расстрелянных и заложников публиковались в кирилловских «Известиях». В числе расстрелянных были:…епископ Кирилловский - Варсонафий (Лебедев), у которого при обыске обнаружена бомба французского образца; игуменья Ферапонтова монастыря-Серафима(Сулимова),  укрывавшая белогвардейцев и резидентов иностранных разведок…» (с. 110-111) (1).
                ***

       Священномученик  Варсонофий, в миру Василий Павлович Лебедев (1971-1918)  уроженец Новгородской области  в семье сельского псаломщика, рано осиротев, он стараниями матери сумел окончить духовное училище, затем Новгородскую духовную семинарию, определен помощником епархиального миссионера. Пострижен в монашеский чин в 1895г., рукоположен в дьякона, затем - в  иеромонаха. Принес много пользы, разъезжая  по уездам с проповедями. Возведен в сан архимандрита в 1909г., в 1916г. назначен епископом Кирилловским, викарием Новгородской епархии, к которой тогда относились Кирилловский, Белозерский, Череповецкий и  Устюженский  уезды, хиротония его в епископы состоялась в Софийском соборе Новгорода 8 января 1917 г.
     «Вскоре началась смута. Епископ Варсонофий в своих проповедях этого времени неустанно призывал народ к вере, к жизни в Церкви, звал учиться истине в храме  Божием, указывая на предосудительность изгнания Закона Божия из школ. Видя все ухудшающееся  положение православных, он открыл в Кириллове Братство православных жен и мужей, основанное на сохранении чистоты веры православной, охраны православных  церковных святынь и церковного имущества.
     Епископ  Варсонофий обладал даром горячей проповеди, и народ  верующий  внимал каждому его слову среди лжи, которую разливали революционеры. Хотя епископ был далек от политической борьбы,  он давал духовную оценку  происходящему, призывая паству не участвовать в грабежах и насилии.
     Его арестовали  14 сентября по пути из  Горицкого  монастыря в Кириллов. «За что меня арестовали?» - спросил он красноармейца, тот протянул бумагу: «Епископа Варсонофия предписывается арестовать и препроводить в тюрьму». Его спутник по поездке стал успокаивать, говоря, что аресты- обычное дело в наше время. «Если расстреляют, то что ж сделаешь», и попросил прислать духовника из монастыря. В тюрьме ему стали говорить, что его арест может кончиться расстрелом. На это епископ ответил: «Я не боюсь насильственной смерти, но я не смею думать, что бы Господь нашел меня достойным  мученической смерти».
           Всю ночь епископ молился. Одни говорили, что он пел псалмы, другие, что совершал всенощную. На следующий день около 5 часов утра Епископа Варсонофия, игуменью Серафиму и четырех мирян вывели из тюрьмы и повели по направлении к Горицам. Их сопровождал отряд палачей из 20 человек.  Некоторые  были из них  были уроженцами Кирилловского уезда, они-то потом и рассказали о дальнейших событиях.
          Один из приговоренных стал резко говорить по адресу палачей, но   Владыка остановил его: «По примеру Спасителя нам нужно всем все простить, в иную жизнь мы должны перейти в мире со всеми».
           Приговоренных  поставили на горе Золотухе, спиной к Кирилло-Белозерскому монастырю. По команде один за другим раздались выстрелы. Все были убиты. Только Владыка стоял с воздетыми  небу руками. Он продолжал молиться и когда,  закончив читать отходные молитвы, произнес «аминь», услышал, как один из палачей закричал: «Да опусти ты руки!». «Я  кончил, сказал святитель, - кончайте и вы».
           С  этими словами он повернулся лицом к обители, благословил её и опустил руки. Последовал выстрел в упор и Владыка упал. Тела предали земле на месте казни. Могилу велели копать купцам, бывшим в заложниках.
          Архиерейским  Собором, проходившем в Москве 13-16 августа 2000г. Епископ  Варсонофий, все расстрелянные с ним, и о. Иоанн(Иванов) причислены к лику святых для общецерковного почитания.» (2)
     "...О событиях, связанных с расстрелом еп. Варсонофия и м. Серафимы...сохранился отчет Владимира Финикова, члена Новгородской консистории,...(он) по свежим следам опрашивал очевидцев, разговаривал с властями о возможности перерезахоронения еп. Варсонофия и получил отказ." (3)



Примечания и справки:

1.Павловцев Павел  Лаврович (1897-1970), журналист, участник установления Советской власти в Череповце, участник гражданской и Отечественной войн,ответственный работник центральных организаций в СССР (7).

2. «11 сентября (1918) в деревне Сосуново, в своем доме, был убит коммунист Костюничев. Это убийство, как показал анализ документов (4) был типичной провокацией, подготовленной чекистами для «оправдания» последующих массовых репрессий всех находящихся на подозрении у большевиков. Между убийством Костюничева и первыми расстрелами, им якобы вызванными пошло всего 4 дня. За провокационными выстрелом последовало постановление ревтрибунала: "Ответить на убийство коммуниста Андрея Костюничева красным террором, а именно: кроме наглых убийц и заговорщиков подвергнуть расстрелу из ЧИСЛА ЗАЛОЖНИКОВ (выделено автором), взятых Кирилловской ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, более выдающихся активных контрреволюционеров, 37 человек расстрелять, НА КОИХ ИМЕЕТСЯ ОСОБОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ И СПИСОК» (3).
3. "Вместе с епископом Кирилловским были приговорены к расстрелу Николай Игнатьевич Бурлаков (родился в 1899 году, был гласным Кирилловской думы),Анатолий Андреевич Барашков ( родился в 1870 году, крестьянствовал), Михаил Дормидонтович Трубников ( родился в 1955 году, капитан второго ранга в отставке, занимал должность мирового судьи и возглавлял местное земство) и Филипп Кириллович Малышев (родился в 1864 году, купец)"(8).
4.  "Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли в небывалое по жестокости братоубийство...Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела... Казнят епископов,священников,монахов и монахинь, ни в чем не повинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой  и неопределенной "контрреволюционности".( из послания патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров от 13(26) октября 1918г,(4).
5. "5 сентября Совнарком принял Декрет о красном терроре. Поводом явилось покушение эсеровских боевиков на Ленина, в результате которого он был тяжело ранен. В практику вошли массовые расстрелы "классовых врагов", заключения в концлагеря, взятие в заложники...
   Массовая незаконная расправа с политическими противниками была свойственна в годы Гражданской войны и красными, и белыми. Противостояние сил носило жестокий кровопролитный характер, с той и другой имелись многочисленные примеры бесчеловечной расправы с противником. Тем не менее красны террор имел первичным явлением, белый-производным. Красный террор коренился в самой природе советской власти, в её стремлении насильственно перестроить мир на новых началах... "Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против Советов. Первый вопрос, который вы должны ему предложить,- к какому классу он принадлежит" (видный чекист М.И.Лацис)...Проводником террора стала ВЧК, получившая еще в феврале 1918г.  ПРАВО ВНЕСУДЕБНОЙ РАСПРАВЫ  "над неприятельскими агентами, спекулянтами, громилами, хулиганами..." Красный террор, таким образом,-государственная система, декретированная сверху уже в первые месяцы большевистского режима. Белый же террор, что в свое время замечал С.П.Мельгунов, выступал в качестве экцесов на местах, с которыми пусть вяло, непоследовательно, но вели борьбу носители белой идеи"(5). 


Источники:

1.  П.Л.Павловцев. Полвека назад. СЗКИ. 1968. Тираж 10000 экз.
2.  Е.Р.Стрельникова.  Глава «Священномученик Варсонафий  епископ Кирилловский», в книге «Рассказ о Евгении Васильевне Тихановой» (духовные истоки, жизнь, воспоминания о ней). М. Самиздат. 2002, сост. А.Е.Фёдоров. с. 47-50. Тираж 500 экз.
3.  Е.Р.Стрельникова, А.Е.Федотов, глава «События 1918.», там же, с.46.
4.  Дело митрополита Вениамина (Петроград, 1922г.) Студия "ТРИТЭ"-Российский Архив", М., 1991г.
5. История России с древнейших времен до начала XXI века. Ред. А.Н.Сахарова, М., Астрель, 2005г., с. 1396-1397
6. С.П.Мельгунов. Красный террор в России. М., 1990 ( с издания 1924г.)
7.Центр хранения документации при архивном отделе мэрии г.Череповца.
8. Пострадавшие за веру. Доклад ученицы школы №17 г. Череповца Наталии Венедиктовой,  научный руководитель Шалашов Е.В.( Материалы III Малых Таисиевских чтений 10 декабря 2005 года, Череповец.


Рецензии
Здравствуйте Александр!

Основательные у вас рассуждения и весомые документы.
Однако, что побудило вас спустя век поднимать этот вопрос?

Имею ещё вопрос: здесь вы под #2, а есть у вас #1.

Виктор По   29.11.2015 16:38     Заявить о нарушении
Добрый день, Виктор! 1. Ответ очень простой: я-член правления ассоциации жертв политических репрессий при Совете ветеранов города в Череповце. Так сложилась история этого города ( я живу в нем с 1956г), что скромный памятный знак ЖПР появился здесь только в 2014г. Причин этого печального факта несколько, одна из них-город населяют в основном приезжие или их дети, есть и другие причины(политические). Мы задумали по примеру других регионов собрать книгу о судьбах детей ЖПР, ох участии в жизни страны, о светлом и печальном. Публикации на моей странице ( в том числе перепечатки)-это весьма сырой и предварительный макет б. книги. Потом будем отбирать, сокращать, редактировать и т.д. Зачем в Инте? Над проектом бесплатно работают несколько инвалидов в возрасти 70-80 лет. Завтра все может случиться: болезнь и хуже, глядишь-что-то останется для историкам. Мы против политических споров-мы просто стоим на том, ЧТО ЭТО БЫЛО. Наша история состояла не только из побед и великих свершений. В нашей организации-все патриоты России, только кричат об этом мы на кричим, а делаем,что можем.
Я зарегистрирован как "Александр Зельцер2", о других не знаю и не знаком. Удачи Вам.

Александр Зельцер 2   29.11.2015 21:39   Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за толковый ответ и Вашу работу.

У Вас симпатичная позиция, вызывает участие, как всякое здоровое дело.
Почему в инете, мне объяснять не надо - у вас просто нет денег,
как нет их сейчас ни на что хорошее.

Но это отнюдь не плохо, а напротив прекрасно!
Мало ли мы видим книг ветеранов, богато оформленных - и на помойке?

Эта судьба может постичь любое издание - а интернет вечен!

Здоровье и успехов всем Вам!

Виктор По   30.11.2015 09:35   Заявить о нарушении
Спасибо за поддержу и понимание. Такое дорогого стоит, придает силы. Здоровья вам и удачи!

Александр Зельцер 2   01.12.2015 17:44   Заявить о нарушении