Клубничное поле

Многие дачники любят разводить клубнику на своих участках, так как это самая вкусная и полезная ягода. Мои родители жили долгое время в Южном Казахстане и всегда имели клубничные грядки на своей даче. Когда я приезжала к ним летом в отпуск, то первое, что я хотела попробовать – это была клубника. Помню, что  в то время мой маленький сын Дима жил с дедушкой и бабушкой, и я как-то прилетела из Москвы летом домой,  мы поехали вскоре на дачу. Сын  угощал меня там клубникой прямо с грядки, при этом он сам клубнику не ел (она ему уже надоела) и с удивлением наблюдал,  с какой жадностью я поглощаю ягоду, которую он срывал с кустов и подавал мне.

Однако, выращивание клубники - дело довольно хлопотное, и когда в следующий раз я приехала домой к родителям, клубники у них на даче не оказалась, моя мама  Валентина Александровна сказала, что старые грядки заросли сорняками, клубника выродилась, и надо было в очередной раз её пересаживать на новое место, а им не захотелось этого делать. Я искренне удивилась и сказала: « А зачем тогда нужна дача, без клубники?».

Первое время моего пребывания в Москве я почти не покупала овощей и фруктов в Москве, так как после Южного Казахстана они казались мне некрасивыми и невкусными, и я с удивлением наблюдала, как москвичи терпеливо стоят за ними в очередях. В то время я жила ожиданием посылок и передач фруктов из дома от родителей, которые они осуществляли через наших знакомых на поездах и самолётах.  Постепенно я стала привыкать к тем не очень качественным фруктам и овощам, которые раньше продавали в Москве, и стала задумываться об организации собственной дачи в Подмосковье.

Я как-то спросила одну мою сотрудницу, имевшую дачу, сколько она собирает клубники за лето? Она сосредоточилась, подняла кверху глаза, видимо, делая в уме какие-то подсчёты, и, наконец, спокойно ответила: «Ведра два». Скажу честно, что я была прямо-таки поражена в самое сердце таким ответом, и твёрдо решила завести свою дачу, чтобы разводить там, прежде всего, клубнику.

Участок под дачу дали моему отцу, ветерану и инвалиду ВОВ, Тарасову Виктору Васильевичу, когда он переехал после развала Советского Союза ко мне в Москву. Садовый кооператив «Победа» располагался в Нарофоминском районе Подмосковья, территориально довольно далеко, но места там оказались замечательными. Нам выделили бывшее колхозное поле на краю леса, недалеко от которого протекала речка Протва, в округе было много грибов, а в долине реки на левом солнечном откосе в начале лета  росло большое количество земляники, которую многие собирали целыми банками, так как своей ягоды на новых участках у нас ещё не было. В лесу, не слишком далеко от нашего поля, дотошные москвичи обнаружили большой дикий  малинник.

В Нарофоминском районе раньше при советской власти было много пионерских лагерей, где дети прекрасно отдыхали и набирались сил за лето к новому учебному году. После перестройки пионерские лагеря были заброшены, колхозы распущены. А земли их отдали, на наше счастье, под дачные кооперативы и товарищества.Мы с отцом, имевшим большой жизненный опыт в организации дачи, за несколько лет освоили свой участок, поставили небольшой летний домик с верандой, сарай, посадили деревья, ягодные кустарники и сирень, сделали огород, и конечно посадили несколько грядок клубники. С тех пор клубники у нас на даче бывает много, мы едим её вволю, варим варенье, иногда даже делаем клубничный напиток с небольшими градусами. Уход за клубничными грядами, действительно очень сложный, трудоёмкий, через каждые четыре-пять лет приходится переносить грядки на новое место, так как земля вырождается, и урожайность падает.

Сейчас у меня плодоносят две грядки   клубники  размером 4х1 метр, а также одно небольшое  поле размером 4х5 метров. Сколько клубники мы собираем я за лето? Наверное, около двух 10 - литровых вёдер, как та моя давнишняя знакомая, о которой я писала выше, в самом начале рассказа. После сбора урожая клубники я скашиваю её листья косой на всех грядках,  удаляю старые листья, сорняки, лишние усы и молодые кустики, разрыхляю землю, подсаживаю недостающие кустики, удобряю землю  золой, опилками и минеральными удобрениями, обильно пропитываю водой из шланга.

После такой обработки на следующий год можно ожидать гарантированного урожая замечательных ягод. Сорта клубники у меня самые разные, они скрещиваются между собой, частично вырождаются, тогда я беру у соседей новые кусты хороших сортов и обновляю частично свои плантации. Покупала я также ремантантные сорта, но они у меня не прижились и оказались мало эффективными.
Теперь клубника распространилась у меня по всей даче: что-то остаётся на прежних местах её выращивания, что-то распространяется самосевом, и клубника нередко растёт рядом с цветами. Кроме того, у нас на участке много дикой земляники, она растёт с удовольствием и в траве, и на моих цветочных клумбах, и как я не пыталась призвать её к порядку, природа берёт своё, и я подумала, а зачем, собственно,  бороться с природой?  Не лучше ли благосклонно принять её дары, тем более, что земля в Подмосковье, как и во всей России, такая  щедрая!

Я написала про мою любимую ягоду клубнику несколько стихотворений, которые привожу ниже:

КЛУБНИЧНЫЙ РАЙ

Лучшей ягодой на свете
Я клубнику назову.
Ни по вкусу, ни по цвету
Лучше ягод не найду!
Ах, июнь! – начало лета,
Месяц радостных чудес,
Все цветет, благоухает
И клубника поспевает
К дню рожденья моему.

Но чтоб ею насладиться,
Надо много сил отдать,
И землице поклониться
И не раз, не два, не пять.
Прополоть, полить, окучить,
Подкормить и проредить,
Почвы новой, плодородной
С дальних грядок наносить.

Вот все кустики окрепли,
Сочной зелени листва,
Начинается цветенье,
Скоро ягода, ура!
На десерт пойду на грядке
Я клубники наберу,
Сочной, спелой, ароматной,
Так и тающей во рту!

КЛУБНИЧНОЕ ВАРЕНЬЕ

Когда клубничное варенье
Приходит нам пора варить,
Уходят разные сомненья-
Быть нашей даче иль не быть?
Клубника - ягод королева,
Вкусна, крупна и греет взгляд,
С ней забываем мы мгновенно
Труд по прополке длинных гряд,!

Когда варенье закипает,
Мы слышим дивный аромат,
Он душу нашу согревает,
Зимой напомнит райский сад!
А пенка, пенка, чудо - пенка!
Как розовый девичий бант!
Легка, вкусна и над вареньем
Плетёт волшебный полисад!

Кипит клубничное варенье,
Пришла пора его снимать,
Гостям готово угощенье,
И будем стол мы накрывать!

ЧУДО-ЯГОДА
(стих для детей)

Знают все – на каждой даче
Чудо - ягода растет,
Вкусная и сладкая,
Красная - прекрасная!
Клубнику обожают
Не только малыши,
Но всякие зверюшки,
И мыши, и кроты.

И птички прилетают
Полакомиться ей,
Клубники нам не жалко
Для птичек и зверей.
Клубники спеет много,
Ее мы соберем,
И вкусное варенье
На зиму припасем.

Попробовать варенье
Мы пригласим друзей,
Устроим День варенья,
С клубникой чай попей!


Рецензии