Элька школьная

     Мы родом из школы                Элька  школьная
Это понятие лично меня касается в буквальном смысле. Всё дело в том, что в далёком 1946 году моя мама работала учителем  в начальной школе в деревне Уваровица  Биряковского (ныне Междуреченского) района  Вологодской области. И семья наша жила при школе. 21го мая вечером в пустом классе я и появилась на свет. Начала ходить в школу одновременно с  тем, как только ходить научилась. Приду ,усядусь на первую парту и сижу,  смотрю, слушаю пока не надоест. Так и читать научилась. Помню, лежу на полатях, а потолок был оклеен газетами «Красный север», «Учительская « и складываю слова. Однажды попались мне на глаза крупные буквы США. Как не пыталась сложить из них слово, не получается .Тогда я заявила маме о том,  что в газете ошибка. Решила,  что если слово САША, то буквы А не хватает, а если слово ВША, так тоже неверно.
В 1953 году я пошла в первый класс .  Единственным учителем в нашей деревне была моя мама. Родом из школы… Знаете, у меня даже прозвище было ЭЛЬКА ШКОЛЬНАЯ.  А я обижалась и «отругивалась»,в ответ, не зная что придумать:  «-Домашние, домашние!» Самым ярким событием той поры было вступление в пионеры. Помню  заучивание клятвы :- « Я юный пионер Советского  Союза торжественно обещаю…» Приём в пионеры проходил в ближайшем посёлке Туровец и это был мой первый самостоятельный поход в 6 км, пешком . А потом пионерские сборы, составление планов добрых дел, как у ТИМУРА И ЕГО КОМАНДЫ. Осенью собирали колоски в поле, зимой ездили по деревне с бочками на санках и собирали золу и куриный помёт на удобрения для колхоза. Было здорово! В то время начали проводить в деревне электричество, но основным источником света оставалась керосиновая лампа.  А потом у нас появился радиоприёмник ИСКРА на батареях. Очень нравилось слушать радиопостановки. В сумерках,  для экономии керосина, при загадочном мерцании радиоламп, через шумы и потрескиванья к нам проникал другой, загадочный мир. И сейчас помню ТАНЮ  Арбузова..Это самое светлое и счастливое время моей жизни.
С пятого по седьмой класс мне пришлось жить в интернате. Кожуховская семилетняя школа находилась в 15 км. от родной деревни. Я любила учиться , но очень тосковала по дому. За год привыкания пролила слёз,   наверное, столько,  сколько за 20 лет другой жизни. Каждую субботы  мы ,нас трое было, при любой погоде (мы говорили-хоть камни с неба)шли пешком домой, а в воскресение обратно. И ещё несли в котомках (самодельных рюкзаках) пропитанье на неделю.К седьмому классу , 1959-60 годы стало не много полегче с питанием. В интернате стали кормить супом и кашей. Я хорошо училась и припоминаю курьёзный случай, когда ревела из-за несправедливой оценки. А история такова. Историю и географию у нас вёл Александр Васильевич. Он был старенький, толстенький. ( Я сейчас, наверняка , старше его, а старенькой себя считать не хочется) Ходил в  галифе и скрипучих сапогах. Носил большие  очки . Мальчишки дразнили его  Фараоном. Учитель был так уверен в моих знаниях, что не следил правильно ли я вожу указкой по карте.  И ставил мне только пятёрки. И я пожаловалась на такую несправедливость директору ..Директор школы Алексей Алексеевич вёл литературу и русский язык. Однажды он задал написать сочинение в стихах на тему золотая осень. И все написали! На уроках литературы он читал нам главы из ВАСИЛИЯ ТЁРКИНА. На всю жизнь запомнился его проникновенный голос и строки Твардовского:-«Упадёшь ли пулей скошенный, израненный наш брат. На шинельке той поношенной снесут тебя в санбат» При окончании школы Алексей Алексеевич подарил эту старенькую книгу мне. Вспоминаю физкультуру.Хотя я её не очень любила, но мужественно карабкалась по шесту. Зимой лыжи привязывали ремешками к валенкам и пытались одолеть крутые спуски берегов Сухоны. Спортивные успехи я делала в беге, когда за нами на уроке физкультуры бежала бодливая коза Фенька, которую я очень боялась. Павел Николаевич занимался с нами немецким языком и ТРУДАМИ. Об уроках  труда стоит рассказать отдельно. Не знаю почему, но и мальчишки и девчонки работали в мастерской где строгали доски то ли для табуреток, толи для скворечников. Помню рубанки и фуганки, но не помню, чтобы из моих рук вышло хоть какое-то изделие. Наверное,  Павел Николаевич доделывал за меня…
А ещё в те школьные годы я впервые услышала имя Александры Пахмутовой.  Как самозабвенно пели мы –« Жила бы страна родная и нету других забот…»И ещё разучивали на уроках пения песни ОРЛЁНОК и БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ. А когда узнали о запуске первого искусственного спутника земли ,глупо конечно, но я никак не могла запомнить это новое слово. Знала  слово ПУТНИК (То , как путник запоздалый к нам в окошко застучит). Да ещё знала грибы-путники. Так их и сейчас называют в нашей местности.
А потом был выпускной. Разговоры о призвании.   Школьный вальс ,неумело под  раз-два-три. Помню  мама сшила мне ситцевое платье в цветочек с юбкой «солнце»И ещё я тогда сочинила примитивные строчки:-«Наш Лёнька строителем будет. Серёжка, быть может, на Марс полетит. А я? Что же Я?-А я просто буду людей на нашей планете лечить»У нашей школы рос высокий тополь. Прощаясь, с  ним,   со школой мы, девчонки обливались  слезами  сами не зная почему. Может,  как пелось  позднее в песенке :- «Не грусти и не плачь, как царевна Несмеяна ,  это глупое детство прощается с тобой»
А потом у каждого своя жизнь. Я закончила Вологодское медицинское училище. Всю жизнь проработала акушеркой в прекрасном коллективе Североуральского родильного дома. Мне повезло с выбором профессии. Ни кем другим я себя не вижу. Счастлива, что в далёком 1965 году встретила свою вторую половинку и мы вместе 49 лет. Вырастили двух сыновей и двух внучек.
Мы родом из школы… С моими одноклассниками мы всё же встретились у нашей школы. Через 50 лет! У нашего тополя! Нас было четверо. Попытались обнять наш старый тополь, да рук не хватило. Грустной была встреча. Школа давным-давно закрыта. В деревне доживают (или выживают?)несколько стариков. Правда,  летом количество жителей увеличивается  в несколько раз за счёт горожан. Моя одноклассница Люся (Людмила Феодосьевна), она потом преподавала в нашей школе, старается возродить  былую славу деревни Кожухово. Пробует проводить ДЕНЬ ДЕРЕВНИ и у неё ,     похоже, это получится.
В память о школьном детстве я написала: 
Я мечтала. Посвящается заслуженному учителю России
Элеонора Жукова
                А.Н. Поповой
      Может это звучит наивно.
      Может это звучит не скромно,
      Но мечтала я стать счастливой
      В этом мире земном, огромном.

      Я мечтала,чтоб снег искрился
      На январских еловых лапах.
      Я мечтала,чтоб вечно длился
      Век для бабушки,мамы,папы.

      А ещё,чтоб мечты сбывались,
      По утрам щебетали птицы.
      Чтобы сердце не уставало
      У хороших людей учиться.

      Я мечтала,чтоб аист белый
      Поселился на нашей крыше.
      Я мечтала стать сильной,смелой,
      А не робкой серенькой мышью.

       Утверждаю: мечтать не вредно!
       Облака,как сладкая вата...
       Если станешь овечкой бедной,
       Не мечтатели виноваты.

       Верю,школу ждут перемены.
       Пусть прославят её таланты-
       Олимпийские рекордсмены,
       И поэты,и музыканты.

    Мне б увидеть в рассветной зори
    Город наш,весь в цветах,и чистый!
    Все дома в кружевных узорах,
    Вместо музыки гомон птичий.

    Босиком,по тропинке росной,
    Убегу ромашковым лугом.
    Кем же стала я в жизни взрослой?
    Рассудите,добрые люди...


© Copyright: Элеонора Жукова, 2013


Рецензии
Элеонора. Я прочитала текст с огромным интересом.Это конечно не просто рассказик. Это настоящие мемуары, то есть личные и очень правдивые и лирические воспминания. то из чего ваша жизнь сложилась. И по всему видно: сложилась она удачно. от этого теплое чувство.Рада за вас. По стиху есть маленькие замечания, но это не так важно

Галина Щекина   24.11.2018 12:09     Заявить о нарушении
Спасибо огромное за внимание, Галина Александровна!

Элеонора Жукова   25.11.2018 00:03   Заявить о нарушении