О преемственности в поэзии

Это статья написана под впечатлением моей предыдущей статьи "Звезда и смерть Сергея Есенина".
В жизни ничего не происходит просто так, всюду видна преемственность. Нам говорят, простой крестьянин взял и начал писать стихи, да такие, что императорская семья ему благоволила. Этому не удивляются: народный самородок, что тут сказать.

Мне, наверное, некоторые читатели напишут "каждый мерит на свой аршин".
Согласен, поэтому приведу пример из личного опыта.
Моя прабабушка сестра милосердия очень увлекалась стихами. Сохранилась часть ее дневника, в котором написаны только рецепты и стихи разных поэтов. Я застал в живых бабушку и ее родную сестру. Они тоже увлекались стихами. Например, им нравилось стихотворение Дмитрия Мережковского "Сакья-Муни" 1885 г., листок с которым у меня есть в архиве:
"По горам, среди ущелий темных,
Где ревел осенний ураган,
Шла в лесу толпа бродяг бездомных
К водам Ганга из далеких стран.
Под лохмотьями худое тело
От дождя и ветра посинело.
Уж они не видели два дня
Ни приютной кровли, ни огня.
Меж дерев во мраке непогоды
Что-то там мелькнуло на пути;
Это храм - они вошли под своды,
Чтобы в нем убежище найти.
Перед ними на высоком троне —
Сакья-Муни, каменный гигант.
У него в порфировой короне —
Исполинский чудный бриллиант.
Говорит один из нищих: «Братья,
Ночь темна, никто не видит нас,
Много хлеба, серебра и платья
Нам дадут за дорогой алмаз.
Он не нужен Будде: светят краше
У него, царя небесных сил,
Груды бриллиантовых светил
В ясном небе, как в лазурной чаше...»
Подан знак, и вот уж по земле
Воры тихо крадутся во мгле.
Но когда дотронуться к святыне
Трепетной рукой они хотят, -
Вихрь, огонь и громовой раскат,
Повторенный откликом в пустыне,
Далеко откинул их назад.
И от страха всё окаменело, -
Лишь один - спокойно величав -
Из толпы вперед выходит смело,
Говорит он богу: «Ты не прав!
Или нам жрецы твои солгали,
Что ты кроток, милостив и благ,
Что ты любишь утолять печали
И, как солнце, побеждаешь мрак?
Нет, ты мстишь нам за ничтожный камень,
Нам, в пыли простертым пред тобой, -
Но, как ты, с бессмертною душой!
Что за подвиг сыпать гром и пламень
Над бессильной, жалкою толпой,
О, стыдись, стыдись, владыка неба,
Ты воспрянул - грозен и могуч, -
Чтоб отнять у нищих корку хлеба!
Царь царей, сверкай из темных туч,
Грянь в безумца огненной стрелою, -
Я стою, как равный, пред тобою
И, высоко голову подняв,
Говорю пред небом и землею,
Самодержец мира, ты не прав!»
Он умолк, и чудо совершилось:
Чтобы снять алмаз они могли,
Изваянье Будды преклонилось
Головой венчанной до земли,
На коленях, кроткий и смиренный,
Пред толпою нищих царь вселенной,
Бог, великий бог лежал в пыли!" 


Сестра бабушки написала стихотворение:

"Молодые девушки немцам улыбаются,
Позабыли девушки о своих друзьях,
Только лишь родителям горе прибавляется
Стонут, плачут бедные о своих детях.
Молодая девушка скоро позабыла,
Что когда за родину лился жаркий бой,
И за всех оставшихся в первом же сражении
Кровь пролил горячую парень молодой.
Где-то там за речкою, за широкой Волгою,
Был убит в сражении молодой герой,
Только ветер волосы развивает русые
Словно их любимая теребит рукой.
Вымоет старательно дождик кости белые
И засыпит медленно мать сыра земля,
Так погибли юные, так погибли смелые,
Что дрались за Родину, жизни не щадя.
Лейтенанту - летчику молодая девушка
Со слезами верности в любви поклялась,
Но в пору тяжелую сокола забыла,
И за пайку хлеба немцу отдалась.
Под немецких куколок прическу ты сделала,
Краскою намазалась, вертишься юлой
Но не нужны милому краски твои, локоны
И пройдет с презрением парень молодой.
А вернутся соколы смелые, отважные,
Как тогда ты выйдешь молодца встречать
Ведь торговлю ласками и продажу чувств
Невозможно девушка будет оправдать.

Вверху я привел его скан.

Моя мама увлекалась литературой в целом, и поэзией в частности, работала учителем начальных классов.

У меня никогда не вызывало сложности писать стихи.

Однажды сотрудница нашего конструкторского отдела пригласила меня вместе с другими
коллегами к себе в гости на день рождения. Это было в середине 80-х годов, ей исполнилось 40 лет. Один ведущий конструктор, увлекающийся японской поэзией, прочитал хокку. Имениннице и гостям очень понравилось. Потом я почитал собственное стихотворение-экспромт. Именинница даже прослезилась и была в восторге. Я помню только его начало:

Сорок лет прошло с тех давних пор
Когда страна еще не залечила раны
Когда глаза не высохли от слез
В руинах города стояли…

Иногда просто сочинял, имитируя классиков

Зов юных сердец

О, ты прекрасная из муз
Когда явишься перед нами
Младыми юными сердцами,
Вдохнешь в горячие уста
Могучий разум, правду жизни
И силу страстную пера.
Тогда мы, взявшись за перо,
Разрушим мрачные темницы,
В которых счастье человечье
От наших глаз сокрыто вечно.

Раз написал стихи, размышляя о смысле жизни

Письма к себе

Пишу из дома, благо время есть
О том, как жизнь беспечная проходит
И вдаль бескрайнюю уходит
И наступает трудная пора.
Увы, судьбу не выбирая,
Плыву я по морям житейским
И буду плыть, покуда хватит сил,
И дух в борьбе не укротится,
И жизнь не станет мне претить.
Минуя славные дела
И рук счастливое творенье
Нельзя покоя обрести
Получить удовлетворенье
И смысла жизни уловить.
Живи и радуй ближних
Делами гордыми своими
Вот лозунг мой,
с которым должен я сдружиться
Иначе нужно удавиться
1.05.1986 г.

Стоял на демонстрации, выискивал в толпе красивых девушек,
В результате написал стихотворение

Приговор женщинам

Я женщин с детства не боялся
А сейчас я стал их опасаться,
Ну как же мне их не пугаться?
Когда все страшные они.
Ну, есть, конечно, исключенья,
Но это слабый аргумент,
Одна на сотню, да и то,
Да и вообще совсем не то.
1.05.1986 г.

Старость

Как печально видеть старость
Давно увядшие черты
Морщинистое высохшее тело
Глаза, уставшие от суеты.
Ушла навеки молодость бесследно
Ее при всем желанье не вернуть
Лишь ум, накопленный годами,
Другим, младым уж озаряет путь.

Пытался писать и песни под гитару.

Песня

Трудно жить нам в мире хитросплетений
Трудно в любовь большую нашу поверить
Когда любовь на обмане возникает
Потом внезапно куда-то исчезает

Песня

Не каждый смолянин, будь то мал или стар
На юге у моря летом отдыхал
Зато каждый с детства с Красным бором знаком
Он напоминает ему отчий дом.

Привет

Красный бор, Красный бор
Мы навеки подружились все с тобой
Красный бор, Красный бор,
Ты зажег в сердцах любви костер

Будь у тебя семь пядей во лбу
Не избежать тебе искушений наяву,
Но если приедешь ты в Красный бор
То обретет душа твоя покой.

Пародия на песню С.Светличной из к/ф "Бриллиантовая рука"
Гармония всегда прекрасна

(Имя) девушка красивая
… девушка счастливая,
О ней поэты все мечтают
Стихи свои ей посвящают.
Глаза … словно звездочки
Чистые, ясные,
А губы как кораллы красные
Яркие и прекрасные
В глазах тону твоих глубоких я,
Полностью, сразу же,
Я губы как магниты сильные
Влекут меня к себе.

Во время работы в СКТБ ИТ г. Смоленск

Шумят, гремят станки
Скрипит перо, трещит резинка
А у меня нет денег на ботинки

Вот зазвонил телефон
К телефону бежишь со всех ты ног
И слышишь, знакомый до боли голос
И рвешь на голове последний волос.

Песня-плач (по поводу поездки в подшефный совхоз)

Меня с Игорем обидели сурово
Наказали и предали не за грош
И заставили работать хлеборобом
И день и ночи, и день и ночь.
И душа взорвалась в моем буйном теле
Справедливость с детства я любил
Бригадиру гордо я ответил
Что работать больше, нету сил.
Что профессия моя другая,
Есть способность делать чудеса
Ты прости меня родная
Но зовут меня другие голоса.
Грамотно работу делаю толковую,
На другую даже не смотрю
Потому начальникам бездарным
Прихожусь я не ко двору.
Я страдалец в этом заведенье
Я орел, закованный в броню
Шутками и возмущеньями
Правду отстаиваю я свою.
Я способен на дела большие
Но никто не верит мне всерьез
И поэтому КБ в грядущем
Полетит совсем уж под откос.
И я уйду с печалью молчаливо
Не проронив ни капли слез,
И благодарные потомки
Воздвигнут в мраморе мой бюст.

По радио был объявлен конкурс на лучший девиз к передаче,
чтобы в нем прозвучали слова "Юность" и "фа-диез".

Голова болит от всех забот
От этих повседневных, повышенных нот,
И если хочешь снять свой стресс,
Слушай передачу на ноте фа-диез.
Вряд ли панацею от всех бед найдешь,
Но знания и опыт все ж приобретешь
Станешь мудрее, хотя годами млад,
В культуру народа внесешь свой вклад.
А если седина в висках блестит,
"Юность" песней Вас приободрит.
Поможет передача в себе разобраться,
С другими людьми станет легче общаться.
И будут передачу ждать люди на земле
Как самый лучший праздник в своей душе.
21.11.1986 г.

А вот из последних моих проб пера на "Прозе.ру".

«Посвящается моему другу Александру Закатову» (Герман Лукьянов 2)
Закатов Александр Николаевич - личный секретарь Императорской Семьи (с 1997), директор Канцелярии Главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны (с 2002). Кандидат исторических наук (1999).
Источник яда, зла, презренья к врагам Престола и Небес
он ярко светит во Вселенной друзьям указывая путь!

Моя пародия

Сидит Герман просветленный,
Твердым духом заряженный.
Александру желает он
Передать царям поклон
Не забывали, чтоб холопа
В своих круизах по Европам.

Стихотворение, на которое я написал пародию.
Во мне гуляет ветерок
моя печаль твоей сродни
мы в этой юдоли одни
мы затерялись между строк

Во мне гулял не ветерок.
А настоящий ураган
Когда ты ползала вдали
А я смотрел тебе на зад

Стихотворение, на которое я написал пародию.

Я из писем твоих погребальный костер
разожгла в сиротливом камине.
Над бумагой огонь крылья вмиг распростер,
словно не было писем в помине.

Я сижу и смотрю на багровый огонь,
пожирающий чувства  со скуки,
собираю слезинки беспечно в ладонь
и мне холодно, словно от вьюги.

Я на плечи накинула старенький плед,
но мне душу согреть не удастся,
там голодный без солнца морозный рассвет
и безумие мнимого счастья.

Моя пародия

Я сижу и смотрю на веселый огонь
Пожирающий письма в камине
Он такой озорной, что спалил весь мой дом
И, теперь я – бомжовка отныне.

Это шутки, а серьезно, каждый человек наделен поэтическим даром, но чтобы писать хорошие стихи, надо иметь генетическую предрасположенность.
У крестьянина Есенина ее нет, а у дворянина Ломана она как минимум в трех поколениях. Вот и делайте выводы.
 


Рецензии
К стихосложению Вы относитесь приблизительно также, как и к ист.фактам,т.е.легко. Я бы сказал, даже, легковесно, принимая во внимание,кроме всего прочего, это:

"Во мне гулял не ветерок.
А настоящий ураган
Когда ты ползала вдали
А я смотрел тебе на зад"

Над стихами Вам работать надо, уважаемый, а не демонстрировать тут свою очевидную не лёгкость пера.
Извините уж,если что не так.

Клонсмен   14.12.2015 12:15     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Клонсмен!

Спасибо за внимание к моему творчеству. Балуюсь стихами под настроение,
а эти строки как-то молодят.

С уважением Валерий Ермыкин

Валерий Ермыкин   14.12.2015 20:50   Заявить о нарушении