Фестиваль культуры народов Азии

Фестиваль культуры народов Азии
Диана Доронина (16 ноября 2015 года)

У ДК «Горняков» (улица Ленина, дом 5, http://slangdk.ru/afisha.html), который я посещала каждые вторник и среду (занятия оздоровительной гимнастикой по методу заслуженного тренера РФ Владимира Тихоновича Астафьева; мы переехали), висела афиша, приглашающая посетить Фестиваль культуры народов Азии 8 ноября 2015 года. Конечно, я не могла пропустить такое мероприятие – ведь я родилась и выросла в Средней Азии, в Киргизии. Правда, фестиваль перенесли на 14 ноября. Уложив дочку спать, я быстро собралась и побежала в ДК. Начало было в 14:00, но я успела прийти только к 14:45. Прошёл мастер-класс «Стань художником», желающие расписывали тарелки азиатскими узорами. Я видела в руках у людей – очень красиво. В холле проходил мастер-класс по восточным танцам. И потом всех пригласили в зал на концерт.
Мне сразу стало понятно, что мероприятие – официальное, поданное сверху, для отчёта (http://forumnarodov47.ru/?id=558&comment=1, http://www.slanmo.ru/news/festival). Об этом говорило общее оформление праздника и состав выступающих коллективов.
Немного информации, которую я разыскала после фестиваля: «Общественный проект «Культурное наследие народов Кавказа и Центральной Азии в Ленинградской области» реализуется комитетом по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области в рамках государственной программы «Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области» с целью содействия укреплению духовного единства жителей Ленинградской области путём сохранения, развития и популяризации самобытных культур.
В рамках этого проекта в октябре-ноябре 2015 года в Ленинградской области проводится несколько фестивалей: «Фестиваль культуры народов Кавказа» и «Фестиваль восточных культур».
Отличительной особенностью этого общественного проекта является то, что концерты и выставки проходят не только в крупных городах и районных центрах Ленинградской области, но и в таких небольших городах и отдалённых посёлках, как Коммунар, Рощино, Сясьстрой. С тем, чтобы как можно большее число жителей 47-го региона смогли познакомиться с богатой и разнообразной культурой народов Кавказа и Центральной Азии, представители которых проживают в Ленинградской области».
Ну и, разумеется, самобытность культур была несколько смазана. Это же не праздник, устроенный самим народом. Но приблизительное впечатление составить можно.
И слово «фестиваль», конечно, не совсем подходящее.
Зал был украшен хорошо, но очень стандартно. Главный баннер фестиваля очень прост – горы, но невнятные, как бы в дымке, а снизу нечто, стилизованное под «азиатский орнамент». Именно в кавычках, потому что азиатские орнаменты (без кавычек) очень многообразны и ярки, оригинальны, как и вообще – орнаменты разных народов.
Зал был полупустой, но «для отчёту» годится. Заметим, что вход бесплатный. Можно было бы загнать больше людей, но это же надо работать. Также не было никаких буклетов, открыток, листовок или хотя бы календариков – поэтому пришлось мне делать видео и фотографировать на память всё, что я увидела. Артистов и коллективов для фестиваля было очень мало, но хорошие. Вот артисты отработали отлично!
Что касается главного зала ДК «Горняков». Сделан ремонт, вроде красиво, со вкусом. На концерте были бабушки из Кингисеппа, они хвалили сланцевский дом культуры и говорили, что в сравнении с кингисеппским он очень выигрывает (там у них «потолки низкие, аж головой цепляешься, и вообще – на ремонте сэкономили»). Но это по интерьеру, а вот по звуку… не знаю, в Кингисеппе не бывала на концертах. А в сланцевском доме культуры усилители настроены ужасно. Те, что с обеих сторон сцены – ещё ничего, но те, что в середине спереди, и микрофоны – жуть. А я села в третьем ряду, чтобы снимать артистов. Ушла с разбухшей головой. Но под радостным впечатлением от выступлений артистов.
Разумеется, я очень надеялась, что будут выступать артисты киргизского землячества в Санкт-Петербурге. Увы! Меня постигло большое разочарование – никого не было. Хотелось всё же окунуться в киргизский танец. В своё время я и сама исполняла национальные танцы (это было в детском саду, но я отлично помню сам основной мотив танца и наши выступления в национальных костюмах). Правда, киргизов выручили казахи – и костюмы, и мотивы танцев схожи.
Жаль, что не было выступлений музыкантов, играющих на национальных иструментах.
Забегая вперёд. После концерта в холле я посмотрела выставки – национальные казахские костюмы, посуда, музыкальные инструменты. И выставка работ художников, запечатлевших Азию. Я успела только перекинуться парой фраз с художником об Индии с её второй в мире после Китайской стеной Кумбалгарх и о том, что я родилась и выросла в Киргизии. Он спросил, когда я оттуда уехала. Услышав, что в 1997 году, сказал: «Вовремя успела». Потому что, по его словам, народ сейчас там живёт очень худо. Но я ответила, что народ везде живёт одинаково, кто как умеет.
И, уже когда уходила, перекинулось парой слов с артистами-таджиками, поблагодарила за выступление и рассказала, что мои мама и сестра значительную часть своей жизни провели в Таджикистане. Артисты прямо засветились, и я услышала очень много пожеланий в мой адрес и просьбу передать их и моей сестре, что я и сделала, выйдя из ДК (позвонила ей).
Теперь о выступлениях. В программе были представлены страны – Узбекистан, Таджикистан, Бурятия и Казахстан. Ведущие немного рассказывали об этих странах и объявляли номера. Узбекский танец «Павлин» показала зрителям Сарвиноз Бабажанова. Она создала танцевальный коллектив «Рапсодия», в репертуар которого вошли танцы среднеазиатского региона, в том числе узбекские. Она также показала арабский и индийский танцы. Сама она из Казахстана, но по национальности узбечка (кому интересно, читайте интервью с ней в газете «Туран», декабрь 2014 года, http://turangazeta.ru/d/303977/d/48.pdf).
От таджикского народа – два артиста. Молодой парень Баховаддин Негматов с великолепным чистым голосом учится в нашем Кульке (Санкт-Петербургский институт культуры и искусства, который окончила и я, вот только тогда он носил статус университета). И Рустам Наботов, которого отличает очень экспрессивная манера исполнения (ему и микрофон-то не нужен!). Он пригласил зрителей потанцевать, на что откликнулись две старушки из первого ряда, а я пританцовывала сидя.
От казахского общества Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ата-Мекен» был коллектив «Арай» (http://www.ata-meken.spb.ru/news/). И танец назывался «Волна». Опять-таки специализированный танец, то есть отражающий явления в природе или бытовую жизнь людей.
И вот не знаю, реально ли существует зов предков… Думаю, что традиции семьи всё же как-то передаются по наследству. Бурятский танцевальный ансамбль «Ая-Ганга» (художественный руководитель Наталья Буянтуева, запал мне в душу, представляя монгольские танцы. У меня было ощущение, что когда-то нечто подобное исполняла я сама. Дело в том, что семейное предание говорит: наш предок (мой прадед) был женат на очень красивой монголке, он её выкрал у родных. И она родила ему 17 детей! Может быть, она действительно была монголкой. А может быть, тунгуской. А может быть, якуткой. Или ещё какой-нибудь представительницей сибирских народов. А прадед был русский по фамилии Доронин (русский – это я так обобщаю, потому что русский – понятие растяжимое). Известно, что он был человеком военным, состоял 25 лет на царской службе, и вроде бы имел офицерский чин. Расследуется всё очень медленно. Но, судя по фотографиям, действительно мои предки имели некоторые внешние черты – то ли монгольские, то ли от какого другого народа Сибири. Но почему-то с детства я слушала и любила варганную музыку и гортанное пение, ритм, мне нравилась одежда сибиряков, сибирские собаки, олени и небольшие лошадки (больших почему-то до сих пор побаиваюсь). И вот сердечно благодарю бурятов за рассказанные в танце истории. Мне казалось, что я танцую вместе с ними, мне всё было понятно и близко!

Ссылка на фотоальбом: https://vk.com/album604061_224251759
Ссылка на текст: http://www.proza.ru/2015/11/17/2379


Рецензии