как стать умнее
У человека много разнообразных способностей.
Часть способностей физического характера: человек может быстро бегать, поднимать тяжести, высоко прыгать и тому подобное. Эти способности связаны с конституцией человека, структурой мышечной ткани, строением скелета.
Часть способностей биологического характера: человек видит, слышит, осязает…
Наконец, третья часть способностей «головного» характера (результат высшей нервной деятельности): эти способности зависят от деятельности головного мозга человека. Нас интересуют именно эти способности, поскольку именно они в первую очередь определяют социальное положение и взаимоотношение с окружающим миром.
Расположим эти способности в порядке возрастания их ценности и значимости для индивида, и последовательно рассмотрим каждую из них. Каждый предшествующий уровень свойств принципиально важен для «перемещения» на следующий.
Цепочка развития такова: без наличия памяти нельзя приобрести знания (ни в какой области). Даже для получения самой примитивной профессии надо запомнить определенный порядок действий.
Приобретение знаний процесс несложный при хорошей памяти. Надо только запоминать законы, правила, процессы и способы их применения. Таковы, скажем школьные или университетские знания, или знания, полученные при обучении какой-либо профессии. Процесс обучения усложняется тогда, когда отсутствуют базовые знания, на которые наслаивается все новая информация. Нельзя построить высотное здание на песке. В виде аналогии – глубина (или толщина) фундамента Московского Университета 25(!!!)метров.
Расширение знаний в объеме (когда человек знает много всяко разного) и их связь с человеком и обществом, ведет к образованию, к образованности.
Следующий уровень – интеллект. Это способность применять свои знания на основе анализа и логики при решении разнообразных задач.
Все вышеперечисленные свойства опираются на логику и приобретенные знания.
Ум и Мудрость стоят особняком. Это еще более высокий уровень человеческого развития, чем интеллект. Удивительно, но можно быть образованным, даже интеллектуалом, но,не умным, или даже, простите, дураком (замечу, о культуре мы вообще не говорим, -это другая история).
Отступление. В молодости у меня был знакомый, из соседнего поголовного класса отличников. Он очень много читал и много знал, Но постоянно, в попытке проявить свою образованность невпопад «сорил» цитатами.
Ум- это способность индивида применять в жизни, при решении тех или иных задач, свое образование на основе логики и жизненного опыта. Следовательно, ум – это интеллект, дополненный жизненным опытом. В зависимости от решаемых задач для ума может и не потребоваться образования!! а правильное решение будет принято на основе опыта.
Наконец, мудрость. Вершина мыслительной деятельности человека. Она так же отстоит от ума, как ум от интеллекта. Мудрость- это ум, дополненный интуицией и подсознанием.
Но не надо прельщаться и мнить себя мудрецом, если есть только интуиция. Почему мудрецами, как правило, бывают старцы? Поскольку с возрастом приходит богатый жизненный опыт, а в купе с умом развивается интуиция.
Отмечаются ум и мудрость тем, как часто и насколько (особенно в сложных вопросах) реальный результат соответствует ожидаемому. Умные решения всегда ведут к развитию или минимизируют возможный ущерб. И не умно, если какое-то решение или просто поведение вредит самому человеку( в первую очередь) и окружающим.
В быту (с долей шутки) легко отличить умного от дурака. Скажи человеку: «ты дурак»!- Умный спросит: «почему?». А таковой парирует: «сам дурак»
1.память
2.знания
3.образование
4.интеллект
5.ум
6.мудрость
Каждое из этих свойств человека в отдельности расписано перерасписано. Поэтому я буду говорить только о том что есть важного и особенного в них и как эти свойства культивировать и развивать. Каждый сам способен определить с какого уровня он «хромает» и соответственно «натаскивать» себя на соответствующее развитие.
Конечно, лучше начинать работу с детства, с раннего детства. Детство находится на самом начальном уровне интеллектуального развития и главная особенность в детстве- память. Ведь бывает, что и во взрослой жизни вспоминаются события детства о которых никто не знает! Соответственно, кроме правильного питания, эту память следует развивать. Исходя из способов восприятия, следует развивать сначала раздельно: зрительную, слуховую память, находить их сочетание (типа, петух кукарекает, корова мычит), различать цвета, формы, фигуры. Все это не повредит и некоторым взрослым, у которых есть сложности с идентификацией фигур и названий для того или иного цвета.
Когда ребенок научился говорить, но еще не дорос до чтения, его можно учить маленьким стишкам. Чтобы стишки легче запоминались, их лучше ассоциировать с картинками. Тогда, открывая ребенку ту или иную картинку, Вы помогаете ему вспомнить соответствующий стишок, одновременно развиваете ассоциативное мышление- связь картинки с соответствующим текстом.
При обучении ребенка чему бы то ни было, кроме повторяемости, очень важна эмоциональная составляющая. Американские психологи провели следующий эксперимент с грудным ребенком. В комнату, где этот ребенок лежал в кроватке, входили раздельно только две женщины. Одна- только кормила его и меняла одежду, другая,- только играла с ним и уходила…
Не сложно догадаться, кого ребенок встречал бурной радостью. А ту, которая его кормила, он даже не замечал. Поэтому любое обучение будет более эффективным, если будет сочетаться с эмоциональной компонентой.
Общаясь с ребенком, не надо сюсюкать и коверкать язык, наоборот, разговаривая с ним на равных, как со взрослым человеком (разумеется в уме не забывая, что это ребенок) Вы помогаете ребенку быстрее развиваться. Но всегда надо помнить об уровне знаний, возможностях, опыте и словарном запасе ребенка и не стремиться форсировать заумными словоформами.
Сколько можно наблюдать истерических дур, которые на улице набрасываются на ребенка просто за оплошность, требуя от ребенка больше чем он знает или может.
Из всего, чему учат ребенка до школы и в начальной школе, наиболее важными для его будущего являются язык и математика. Но это только основа. Надо развивать у ребенка способность к рисованию и черчению. Кем бы он в жизни ни стал, эти навыки всегда бывают нужны. Рисование развивает вкус, художественное восприятие мира, а черчение способствует развитию восприятия трехмерности и координации в пространстве. А сами процессы развивают в ребенке правильные двигательные навыки. Все что говорится о ребенке, могут наверстать и взрослые, если в своем детстве что-то упустили.
Все эти способности относятся к области знаний и будущего интеллекта. Кстати, необходимо упражнять мозг и в логике и анализе. Ведь именно благодаря логике и анализу в дальнейшем формируется интеллект. Для развития этих способностей существуют разнообразные тесты и игры, например, на решение криминальных задач и др., в том числе «А и В сидели на трубе…», парадоксальные задачи.
Например, такие. Брадобрей (парикмахер) может брить только(!) тех, кто не бреется сам. Может ли он брить сам себя?
Кроме знаний нужно с детства способствовать накоплению жизненного опыта. Как? Жизненный опыт складывается из взаимодействия человека с окружающим миром. Если пол-жизни просидеть где-нибудь в сарае, ни с кем не общаясь, то опыт будет однозначно скромный.
Старайтесь создавать как можно больше условий для общения ребенка как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Причем, ребенок должен понимать без комплексов свое место (пока при поддержке взрослых, разумеется), что есть старше, младше и так далее, и правила поведения в соответствующей ситуации.
Так назывемые образавательные учреждения, школа, вуз, на самом деле образования не дают. Они дают знания. Они дают знания по математике, литературе, географии…и по многим нужным и ненужным предметам. Скажем, в советское время был такой (уже тогда ненужный) предмет- Научный Коммунизм.
Из всех изучаемых предметов именно для образования можно выделить четыре, пожалуй, самых важных. Это: язык, математика география и история. Это тот фундамент, без которого человек лишается перспектив. Но я говорю о перспективе стать человеком образованным и умным. Если «просеять» сотни тысяч людей самых разных профессий и на самых разных (в том числе высоооких) должностях, то подавляющее большинство из них вполне обходится и без образованности. Узкая специализация позволяет человеку стать профессионалом в некоторой области и больше ни о чем «не париться». (Таковы, кстати зарубежные специалисты.)
Чем же по существу отличается знание от образования. Знание – это механический набор сведений и умений. Образование- это знания, привязанные к общечеловеческой истории и культуре. Именно поэтому для образования важны кругозор, история и география. Нельзя говорить о каком бы то ни было образовании, если «вы» думаете, что Корея находится в Китае или Париж столица Англии, если Бетховен это «просто» собака и тому подобное…
Образование основано на знаниях. Все знать невозможно и не нужно. Сегодня, благодаря развитию техники и технологий есть источник бесконечных знаний – Интернет. А что же надо знать?
Представьте, вы собрались в поездку, в очень дальнюю поездку на автомобиле. Из пункта А в пункт В. Конечно, у Вас есть навигатор и Вы можете закрыв глаза следовать его указаниям : «через сто метров поверните налево». Вы повернули налево и уехали в лес…. Потому что, пока навигатор обновился, дорогу изменили, а вы не прочитали надписи на дорожном указателе. И вообще не интересовались, через какие населенные пункты придется ехать.
Таково образование. Безусловно следует знать «верстовые столбы» собственной и общечеловеческой истории. Зарождение разных государств и культур. И имена, кто эту историю творил в разных, значимых для культуры областях. Давинчи и Эйнштейн, Чайковский и Бетховен и так далее и так далее.. Со временем любые знания стираются, но они уходят в подсознание.
Отступление. Как-то прочитал у одного журнального автора, что название города Тбилиси(Грузия) в первом веке до нашей эры произошло от русского слова «теплица». Да, было бы смешно, если бы это был юмористический журнал, но это был журнал географический!!!
Все эти знания можно получить только осмысленным чтением. Как правило, первый же вопрос возникающий при обучении, а что читать, с чего начинать? Для начала можно и даже нужно читать все подряд, включая белиберду. До тех пор, пока не начнете сами отличать качественное чтиво от мусора. Внешние указатели здесь бессмысленны. Но можно, читая критику, заострять свое внимание на тех или иных вопросах, и вырабатывать собственное отношение. Далее выбор за Вами. Ищите. Переходите от одного автора к другому, подобно тому, как переходят по ссылкам в интернете.
Когда-то в школьной библиотеке висел плакат со словами Льва Толстого: «…читать нужно то, что отвечает на возникающие в душе вопросы». Это и есть мудрость.
Свидетельство о публикации №215111700099