Поскребышев
Был здесь немаловажный пункт о личных угрозах. Угрозы были ненадуманные. У Сталина внутри страны и за рубежом оставалось немало врагов. Речь шла о врагах идейных. Но тогда идея могла стоить ровно столько, сколько и сама жизнь.
Александр Николаевич просматривал всю личную корреспонденцию хозяина, сортировал ее по степени важности. На письма второстепенные ему разрешалось отвечать от имени вождя, ответы он диктовал опытным машинисткам и относил отпечатанный текст на подпись. Поскребышев редактировал доклады председателя Совнаркома, который чаще всего составлял их лично, а иногда набрасывал основные тезисы собственной рукой. Официальные сообщения и ноты, подготовленные Комиссариатом иностранных дел, также проходили через руки сталинского помощника и потом уже попадали на главный рабочий стол страны.
Личный секретарь принимал посетителей и определял, кого допускать к телу, с кем просто побеседовать по душам и отправить домой, а кого – на Лубянку, чтобы успокаивали там.
В предвоенные и военные годы Поскребышев работал по шестнадцать часов в сутки без выходных и отпусков, если они не возникали случайно в силу непредвиденных обстоятельств.
Поскребышев был трижды женат. Первая супруга умерла еще в Гражданскую войну от тифа. Вторая – Бронислава – была большая кокетка, модница, наряжалась по-царски. Неоднократно бывала в Париже, где обменивала драгоценности на парфюмерию и местные шмотки. В Москве кое с кем за деньги делилась привезенными «сокровищами», часть товара сбывалась на элитном Смоленском рынке. Ей пришили буржуазное разложение и создание антисоветской организации (в каком-то придирчивом смысле так оно и было). Несмотря на упорные мольбы Александра Николаевича, Брониславу расстреляли летом 1941 года – уже началась война…
Спустя месяца два-три Поскребышев неожиданно обратился к Сталину за разрешением жениться в третий раз. Это был смелый и отчаянный поступок. Либеральные замашки к тому периоду становления власти были сурово осуждены – вторые, а тем более третьи браки среди настоящих коммунистов не приветствовались.
Сталин удивился:
– У вас же на личную жизнь часов восемь остается, да и поспать немного надо…
Александр Николаевич промолчал, но спустя некоторое время настойчиво повторил просьбу…
И.В. не поленился спросить у одного из своих лечащих врачей, откуда такая потребность у измотанного донельзя человека?
– А каковы качества его интеллекта? – полюбопытствовал тот.
– Весьма находчив, мгновенная реакция на нестандартные ситуации, в сложных вопросах находит простые и правильные решения, образцовая память.
– Ну, тогда ему надо жениться, – констатировал профессор, – а то станет не эффективным…
Поскребышев женился в середине декабря 1941 года на некой Екатерине. Работала она горничной в Кремле – меняла белье, застилала постели, убирала помещения. Ей было двадцать пять лет – ровно вдвое меньше, чем А.Н. Кремлевскую территорию новая семья не покидала в течение всей войны, хотя у Поскребышева была квартира в Доме на Набережной.
Историю эту мне в восьмидесятые годы прошлого столетия рассказал сын личного переводчика Сталина. От себя добавлю. Если свадьбу сыграли в середине декабря, то никакой паники среди руководства не наблюдалось. Да, немцы стояли у ворот Москвы, кое-где даже проникли на ее территорию, однако было ясно, что готовится мощное контрнаступление, ибо многочисленные и хорошо снаряженные сибирские полки уже скрытно перебрасывались в район столицы.
18.11.2015
Свидетельство о публикации №215111801139
Арк Лапшин 22.11.2015 18:14 Заявить о нарушении
Михаил Кедровский 22.11.2015 18:59 Заявить о нарушении