Основательницы

XIV-й век – время возрождения русского монашества после долгого монголо-татарского разорения. Появляются новые  обители, восстанавливаются разрушенные. С этим временем неразрывно  связаны имена преподобного Сергия Радонежского и его учеников. И на фоне столь яркого созвездия святости как-то не сразу усмотрели двух инокинь из знаменитой своим благочестием семьи черниговских  бояр Бяконтов – игумению Иулианию и ее сестру-помощницу монахиню Евпраксию. Несмотря на то, что монастырь очень долгое время после кончины сестер-строительниц рассматривался как образцовая  женская обитель, канонизировали его основательниц только в 2001 году. Возможно, в силу своего смирения, они вообще не хотели быть прославленными.
Они происходили из многодетной и Богобоязненной семьи. Кто-то из их ближайших предков был «эмигрантом» с опустошенного татарами юго-запада.  А значит, они знали нужду и привыкли полагаться на Господа больше, нежели на свои силы. И не случайно семья дала миру трех святых –  Ульяну, Иулию и Симона-Елевферия.  Последнего мы знаем как митрополита Алексия Московского. Он был старшим из семерых детей. Пример благочестия брата увлек за собой младших сестер. Наверное, не одни они ему подражали, но на монашеский путь вслед за старшим братом встали только они.
В детстве они любили душеспасительное чтение. Отличались скромностью, однако в юности проявили решительность и настойчивость и по благословению матери (отец к тому времени почил) и старшего брата ушли в монастырь, где и приняли постриг — Ульяна с именем Иулиания в честь мученицы Иулиании Никомидийской (†304, память 21 декабря по ст. ст.), а Иулия с именем Евпраксия в честь преподобной Евпраксии, девы Тавеннской (†413, память 25 июля по ст. ст.).
Самостоятельных женских монастырей в Москве в то время не было — обители разделялись на мужскую и женскую половины, находясь в единой ограде. Но Иулиания и Евпраксия были девушками начитанными, они знали о том, как устраивались древние монастыри, да и от брата могли слыхать о монастырях византийских. Господь вложил им мысль основать самостоятельную женскую обитель. Любовь к брату побудила посвятить ее Алексию, человеку Божию. «Святитель с радостью дал свое благословение на такое богоугодное дело.
Недалеко от Кремля, близ Москвы-реки, находились владения, подаренные еще святителю Петру ханом Узбеком и с тех пор принадлежавшие Московским митрополитам. Часть этих земель была покрыта лесом, а большую часть занимали луга с сенокосами, отчего само урочище называлось Остожье, Стоженец, Остоженка. Урочище находилось недалеко от Кремля, где жил великий князь и где можно было найти защиту на случай нашествия неприятеля, и орошалось двумя реками: с одной стороны речкой Остоженкой, а с другой — Москвой-рекой. Было здесь и село Семчинское, или Сеучинское, с церковью Успения Пресвятой Богородицы. На этом-то месте, принадлежавшем святителю Алексию по праву митрополита Московского, его благословением и иждивением в 1360 году был основан первый в Москве женский монастырь.
Вначале был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия, человека Божия.Маленький и тесный, он освещался лишь узкими слюдяными оконцами. Кроме келий и служб для монашествующих находилось здесь и кладбище, и все было обнесено единой оградой. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы.
По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским, по престолу во имя Алексия, человека Божия — Алексеевским, а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним на Москве женскими монастырями — стародевичьим».
Большой проблемой русского монашества были так называемые своекоштные монастыри. В этих монашеских общинах каждый подвизался сам по себе и жил за свой счет. Далеко не все осознавали это как проблему. А многие вообще никакой беды в этом не видели. Среди тех, кто трезво оценивал ситуацию был святитель Алексий Московский. У него появился могучий союзник – настоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский. Именно в монастыре преподобного Сергия было возрождено монашеское общежитие. Ничего своего. Все общее – вещи, труды, устремления, борьба. Как в общине Самого Христа и апостолов.
В женском варианте общежитие было создано игуменией Иулианией.
«Повелением митрополита для обители из монастырей отобрали тридцать сестер, являвших особенные монашеские добродетели. В скором времени количество их возросло до девяноста — числа очень значительного для того времени. Постепенно росло и монастырское хозяйство, вклады в пользу святой обители от людей всех сословий, будь то богатый или бедный, способствовали укреплению и известности монастыря.
Преподобная Иулиания, подобно своему брату рано презревшая мирские удовольствия и обученная монашеству духовным подвигом, следовала в управлении обителью опыту древних подвижников. Имея светлый ум, она ясно сознавала необходимость различия в обращении с насельницами монастыря и благословляла новоначальных на послушания, сообразно способностям и характеру каждой; смогла объединить силою своего мудрого правления различных по происхождению и мирским привычкам людей в духовную семью. Всецело проникнутая духом христианского благочестия, обучала она монашескому житию не столько повелением, сколько советом, просьбой и собственным примером. Эти душевные свойства снискали ей всеобщую любовь не только монашествующих, но и мирян.
Верной помощницей преподобной Иулиании была ее сестра монахиня Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре все делалось по совету и благословению их старшего брата, и около южной части ограды была выстроена келья, в которой он часто останавливался.
Преподобные матушки имели любящие и милующие серд¬ца и всегда были готовы оказать помощь голодным, убогим, обездоленным, приходящим под кров святой обители. Во время бед земли Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами, целительницами всех страждущих и болящих. Так, оказывая любовь ближним, в кротости и смирении, преподобные сестры соделывали свое спасение.
Но вот подошли к концу дни земной жизни основательниц обители. Не окончилось еще годовое поминовение Сергия Радонежского, игумена множества мужских монастырей, как монашество постигла новая утрата и великая скорбь об игумении Иулиании — начальнице женского общего жития». Она перешла ко Господу 3 мая 1393 года. Смерть начальницы общежития замечена летописцем того времени: «По Великом дни (по Пасхе) на четвертой недели в субботу на ночь преставися игумения Алексеевская Ульяна, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело богобоязлива, чернечьствовавши лет более 30 и игумения бывши 90 черницам, и общему житию женскому начальница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду и положена подле церкви». Через год отошла в мир иной и сестра игумении монахиня Евпраксия.
Хотя Алексеевская обитель в смерти игумении Иулиании и ее верной помощницы монахини Евпраксии понесла великую утрату, но благотворные начала благочестивой настоятельницы и после ее кончины приносили духовные плоды. Добрые качества, составляющие достоинства монашеского жития сестер Зачатьевской Алексеевской обители при жизни первоначальницы, долгое время и после смерти игумении усваивали в общем мнении первенство этому монастырю.
Над местом погребения преподобных сестер вскоре была сооружена часовня. Позднее, в 1766 году, на этом месте был построен храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», который в 1887 году соединили с собором Рождества Пресвятой Богородицы и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.
16 мая 2001 года матушки были канонизированы как местночтимые святые, а в 2008 году прославлены в лике общецерковных святых.
Нужно сказать, что по смерти матушки Иулиания и Евпраксия продолжают заботится и о сестрах монастыря, и о христианах, обращающихся к ним за помощью. Мы расскажем о нескольких современных явлениях святых сестер и чудесах, совершенных Господом по их предстательству.
«В 1925 году монастырь был ликвидирован, его насельницы вынуждены были покинуть свою родную обитель. Трудно, очень трудно им было без монастыря, и некоторые из них думали перейти в другие монастыри. Так, последний монастырский регент — монахиня Маргарита все искала для себя другую обитель. Однажды ей во сне явилась игумения Иулиания и сказала: «Ты овца из моего стада, никуда не ходи». После закрытия монастыря большинство монастырских сестер поселились в соседних домах и проходили послушания при храме Илии Пророка, что в Обыденском переулке.
В 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при храме Илии Обыденном было создано Сестринство во имя «Милостивой» иконы Божией Матери, основной целью которого являлось возрождение древнейшей женской обители столицы — Зачатьевского монастыря.
После Пасхальной службы старшая сестра Сестринства Мария пошла на место, где ранее был храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пропеть матушкам Пасху. По дороге она упала и ушибла ногу. На следующий день нога распухла, поднялась температура, Марии становилось все хуже и хуже. Начались непонятные приступы, во время которых сердце ее еле билось, она переставала дышать и ни на что не реагировала. Врачи помочь ничем не могли. Во время одного из таких приступов, продолжавшегося около двух часов, сестры уже хотели читать отходную. Когда Мария пришла в себя, она попросила отслужить панихиду на могилке преподобных. Место храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» тогда не было никак обозначено, только на асфальте был нарисован крест, и здесь положили рубашку и платок больной. Отслужили панихиду, Мария надела освященные рубашку и платок и сразу почувствовала облегчение, приступы тяжелой болезни прекратились. Это произошло 6 мая 1993 года, в день памяти великомученика Георгия Победоносца.
Вскоре после этого были поставлены деревянный крест, два надгробия и устроена ограда. С тех пор здесь после Божественной литургии служили панихиды по матушкам-основательницам Зачатьевской обители, а во время крестного хода вечером пели литию.
В обитель пришла молодая женщина и поведала о своем горе. Несколько дней назад на улице избили ее мужа и металлической палкой пробили ему голову. Муж находился в реанимации в тяжелом состоянии. Врачи сказали, что вряд ли он выживет, а если останется жить, то будет инвалидом— недееспособным. У этой женщины было трое маленьких детей. Сестры монастыря, как могли, постарались ее утешить, предложили отслужить панихиду на могилке матушек, положив рубашку мужа на могилку. Так и сделали. Все усердно молились, прося у матушек помощи. Через некоторое время эта женщина опять пришла в обитель, но уже не в слезах, а радостная и счастливая — муж ее выздоровел и приступил к работе. Врачи только развели руками, сказав: «Такого не может быть, он у вас в рубашке родился». Женщина улыбнулась, а про себя подумала, что она знает, какая это рубашка.
В монастырь пришла молодая женщина вся в слезах заказать молебен о здравии своего сына. Мальчик попал в автокатастрофу и находился в реанимации в тяжелом состоянии, на аппарате искусственного дыхания. Врачи готовили несчастную мать к самому худшему. Насельницы монастыря предложили кроме молебна отслужить панихиду на могилках основательниц обители и стали поминать болящего отрока при чтении Неусыпаемой Псалтири. Неоднократно служили панихиды по игумении Иулиании и монахине Евпраксии, клали вещи больного на место погребения преподобных, прося матушек о помощи. Около трех недель мальчик находился на аппарате искусственного дыхания, и мать перестала приходить в монастырь. Сестры уже решили, что случилось непоправимое, как вдруг приходит благодарная мать с сыном. Мальчик поправился и теперь часто вместе с мамой и сестрой бывает в обители.
Послушница обители сильно страдала зубной болью и каждый день пила по несколько таблеток анальгина. Как-то вечером, измучившись от боли, она припала к матушкам с молитвой, помазала больное место маслом, сорвала листочек цветка с могилки и положила его на больной зуб. Боль прекратилась.
Раба Божия Л. в 1998 году тяжело заболела: врачи обнаружили у нее опухоль. Л. слышала об исцелениях больных, происходивших на могилках преподобных Иулиании и Евпраксии. Она пошла в Зачатьевский монастырь и горячо помолилась святым Божиим угодницам. Очередное медицин¬ское обследование, которое проходила Л. через месяц, установило, что опухоль уменьшилась до небольших узелков, и необходимость в операции практически отпала. Л. горячо благодарила Бога за чудесное исцеление по молитвам преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии и письменное свидетельство о том передала настоятельнице монастыря.
Основательницы обители игумения Иулиания и монахиня Евпраксия не только чудесно помогают, но некоторых благочестивых богомольцев сподобляют своих небесных явлений.
За семь дней до канонизации игумении Иулиании и монахини Евпраксии раба Божия Т., прихожанка монастыря, видела сон, как она подощла к стоявшему на открытом месте гробу красного цвета и, наклонившись, увидела, что это рака с окошечком для мощей, покрытая красной пеленой. О готовящемся прославлении преподобных матушек Т. ничего не знала. Лишь накануне дня канонизации ей сообщили об этом.
Однажды на молебен пришел средних лет мужчина. Он говорил, что нуждается в помощи священника, так как давно страдает алкоголизмом, хочет избавиться от этой страсти, но не может. Внешний вид мужчины и исходивший от него запах подтверждали его недуг. Из краткого разговора с сестрой, монахиней И., выяснилось, что Н. ранее не исповедовался, крест на себе не носит, хотя считает себя верующим. Сестра предложила ему помолиться с верой преподобным матушкам, дала ему крестик, посоветовала начать ходить в храм, подробно исповедоваться. Н. ушел, а через два часа вернулся в монастырь, чтобы рассказать о случившемся с ним чуде. Выйдя из обители, Н. направился в магазин для приобретения спиртного. Но взять с прилавка сосуд с пагубным зельем не смог — внезапно невидимая сила удержала его. Потрясенный Н. вернулся в обитель, чтобы поблагодарить матушек и Господа, дивного во святых Своих.
Одна раба Божия страдала тяжелым раковым заболеванием. Она лежала в онкологической больнице и готовилась к операции. Здесь и услышала о преподобных Иулиании и Евпраксии, прочитала их «Житие», стала ежечасно взывать к ним, прося об исцелении. Накануне операции приснился ей сон: видит она двух монахинь, стоящих на высокой горе, — то были основательницы обители. На следующее утро больную повезли в операционную, вскрыли брюшную полость, и… о чудо! Раковой опухоли нет, хотя все исследования показывали ее наличие. Врачи развели руками, не зная, как объяснить этот феномен. Зато благодарная женщина, как только вышла из больницы, пришла к преподобным, чтобы воздать им должное благодарное почитание.
В один июльский день в часовню пришла женщина. Видимо, желая хоть с кем-то поделиться своим горем, она со слезами в голосе обратилась к инокине Е., рассказав ей следующее. Она уже давно страдает тяжелым заболеванием ног. Врачи предложили ей или ампутацию, или консервативное лечение за большую сумму денег. Духовник не благословил соглашаться на операцию, а средств на лечение у нее не было. Посочувствовав чужому горю, инокиня Е. предложила «монастырское лекарство» — обратиться за помощью к преподобным матушкам. Та так и поступила. Часа два спустя они вновь встретились, но женщина уже не плакала, а улыбалась и благодарила сестру за совет. Она рассказала, что долго и слезно молилась у мощей преподобных, прося их о помощи. Неожиданно к ней подошла незнакомая женщина, расспросила обо всем и… дала необходимую для лечения сумму денег.
Преподобные основательницы монастыря игумения Иулиания и монахиня Евпраксия свою чудесную помощь являют и насельницам святой обители. Одно из чудес произошло недалеко от подворья обители. Сестры монастыря ездили на машине за грибами с двумя трудниками. Водитель не знал хорошо особенностей пути, и в одном опасном месте машина съехала с дороги и попала в болото. Все вышли из нее и начали, по совету одного из трудников, подкладывать под колеса настил из веток, бревен, чтобы можно было выехать. Попробовали завести машину и сдвинуть ее с места. Не получилось. Еще раз налегли посильнее. Безрезультатно. Машина с места не двигалась. Сестры начали призывать на помощь угодников Божиих. Молились всем святым, кого вспомнили. Но машина — ни с места. Чувствовалась усталость, и тут одна сестра, послушница Н., воскликнула: «Сестры, а что же матушек наших преподобных не вспомнили?!» Монахиня Н. предложила соборно помолиться им. Хором все запели: «Преподобные Иулиание и Евпраксие, молите Бога о нас, помогите нам!» — и лишь притронулись руками к машине, собираясь ее толкнуть, как она вдруг дернулась и поехала. Всех охватила необычайная радость. Чудо было настолько очевидно, что водитель, который не особенно верил в чудеса, засвидетельствовал, что тут явная помощь свыше.
В январский день 2002 года в часовню святителя Алексия пришла раба Божия Н. Ее, видимо, мучило какое-то горе, с которым она никак не могла справиться. Женщина обратилась к сестре, монахине И., за советом: кому молиться, что делать в ее положении. Оказывается, дочь этой женщины, живущая в США, находилась в тяжелом душевном состояниии, была на грани самоубийства. Из дальнейшей беседы выяснилось, что Н. никогда раньше в храм не ходила и сейчас обратилась в обитель, движимая глубокой скорбью о дочери и сознанием своего бессилия чем-либо ей помочь. Монахиня И. посоветовала прибегнуть к помощи преподобных матушек, заказать молебен о здравии дочери, что та и сделала. Спустя какое-то время она вновь пришла в часовню, совершенно изменившаяся и радостная. Оказывается, на следующий день после ее обращения в обитель дочь позвонила ей и рассказала, что с ней произошло необъяснимое: вдруг словно открылись глаза, и события жизни, до того приводившие ее в отчаяние, предстали совершенно в другом свете, а некоторые обстоятельства неожиданно изменились, и она уже не помышляет о самоубийстве. Обрадованная мать рассказала дочери о своих молитвах к преподобным матушкам в обители. Дочь, пораженная чудом, обещала пойти в православный храм и поблагодарить Господа за Его милость. А мать, в свою очередь, посчитала своим долгом прийти в обитель и поблагодарить преподобных матушек.
У одной благочестивой женщины были тяжело больны родители. Мать в течение двух лет страдала менингитом и постоянно находилась в больнице, отец также проходил лечение в стационаре по поводу тяжелого хронического заболевания. От своих знакомых она узнала о монастыре и о благодатной помощи преподобных Иулиании и Евпраксии. Взяв рубашки родителей, женщина приехала в обитель, приложила их к надгробиям, прочитала молитву с верой и надеждой на помощь преподобных матушек. Когда она привезла освященную рубашку матери, та, надев ее, в тот же момент почувствовала себя исцеленной. Ошеломленные врачи, подтвердившие исцеление, ничем не могли объяснить его, просили
даже дать им эту удивительную рубашку, а женщина твердо верила, что это чудо произошло с ней по молитвам преподобных Иулиании и Евпраксии. Рубашку, освященную у матушек, она с тех пор носит с великим благоговением. Исцелился и отец этой рабы Божией.
В марте 2002 года в часовню святителя Алексия пришла раба Божия с мальчиком лет двенадцати. Она обратилась к сестре за советом, поделившись своей скорбью, что сын не хочет учиться. Много слез уже пролито перед иконой Божией Матери, именуемой «Прибавление ума», и все напрасно. Женщина купила несколько книжек и уже собиралась уходить. Сестра посоветовала надеть мальчику шапочку, освященную на надгробиях преподобных матушек. На следующий день эта женщина пришла поблагодарить сестру за совет. Мальчик охотно носит шапочку, не желает с ней расставаться и не думает ни о чем, кроме учебы.
У одной рабы Божией после перелома шейки бедра была потеряна чувствительность в ноге, и она оказалась прикована к постели. Ее знакомая освятила у мощей преподобных основательниц обители носочки, приложив их к надгробиям. Больная, надев эти носочки, почувствовала исходящий от них сильный жар, и к ноге тотчас вернулась чувствительность. Теперь она может передвигаться и приступила к работе».
Мы сознательно ограничили рассказы о чудесной помощи святых только в нашей эпохой, но подобных свидетельств имеется без числа, начиная со времени кончины преподобных. Ведь святой отличается от простого смертного прежде всего тем, что ему абсолютно небезразличен этот мир, но не с его страстями и похотями, а с вытекающим из них страданием.
(Cтатья написана по материалам, предоставленным Зачатьевским монастырем)


Рецензии