Ван Гог. Жёлтый цвет смерти

У меня есть любимый альбом с иллюстрациями живописных работ Винсента Ван Гога. Даже держание альбома в руках, не говоря о рассматривании картин, ощущается мной, как праздник. Я купила его давно в каком-то маленьком ярославском магазинчике, торгующем  сувенирами для туристов, и с тех пор этот альбом стал значить для меня больше, чем воспоминание о той поездке в Ярославль:  он познакомил меня с уникальным творчеством гениального художника!

Интересно то, что когда я беру альбом в руки, то  сначала пугаюсь (что могла бы не иметь его), а уже потом чувствую радость от обладания этой замечательной вещью! С помощью альбома я знакома со всеми произведениями Ван Гога. Иллюстрации настолько качественно выполнены, что, переворачивая плотные, мелованные страницы, я даже ощущаю исходящий от картин запах ван-гоговских красок - непередаваемое ощущение присутствия рядом с живой картиной!

Я видела работы Ван Гога в петербургском Эрмитаже - восемь полотен маслом и одну акварель. Большая часть работ художника, разумеется, находится в Музее Ван Гога в Амстердаме, остальные разбросаны по другим музеям мира и частным коллекциям. Разумеется, я их никогда не увижу лично, поэтому я ценю свой альбом за возможность общаться с картинами Ван Гога со всеми сразу и в любое время. 

Есть  в альбоме репродукция картины "Пшеничное поле со жнецом на закате солнца". Я не любила на неё смотреть и всегда старалась побыстрее перевернуть страницу.  Обилие жёлтого цвета разного оттенка, копошащаяся вдали фигура жнеца, резкая граница между небом и землёй, пышущее адским пеклом солнце - всё это не располагало  заострять на картине внимание, изображение тревожило и напрягало, и мне становилось не по себе.

Помню  погоду летом 2010 года -  стояло невыносимое пекло, в воздухе колыхалось горячее марево, а на раскалённое докрасна солнце можно было смотреть невооружённым глазом. Я тогда вспомнила картину Ван Гога и подумала, а не конец ли света изобразил художник? Но тут же отогнала от себя эту мысль -ну как же,  жёлтый цвет - цвет солнца, а значит, цвет радости и жизни, тут и речи не может быть о глобальной катастрофе.

Но с того времени жёлтый цвет картины стал для меня знаком вопроса - почему всё жёлтое? Неужели причина всего лишь в жаре? В чём истинный смысл изображения? Ведь видно, что это не просто пейзаж, что-то другое, более значительное, и оно скрыто от меня. 

Время от времени я раскрывала альбом на странице с иллюстрацией "Жнеца" и придумывала объяснения обилию на ней жёлтого цвета. Объяснения, конечно, находились, но по-детски наивные и нелепые, например, художник вдруг внезапно  полюбил жёлтый цвет; в лавке, где он покупал краски, осталась только жёлтая; картина писана на заказ, а заказчик помешан на жёлтом цвете; у Ван Гога случилось расстройство зрения; он хотел ободрить себя солнечным светом; жёлтый цвет был олицетворением душевного тепла, которого Винсенту не хватало ...
Или, может быть,  картина - плод одной из галлюцинаций душевнобольного художника?

Галлюцинация? Неужели так просто?
"Жнец" написан в сентябре 1889 года, Ван Гог  уже третий месяц находился в госпитале в Сан-Реми, где лечился от душевного непокоя. Неужели картина - это ассоциация с сумасшедшим домом? В России, я знаю, подобные лечебные заведения окрашивали в жёлтый цвет, в народе эти лечебницы так и называли:  "жёлтый  дом". Кто об этом знает, тот понимает о чём речь, но вряд ли знал об этом Ван Гог.

Мои объяснения меня не удовлетворяли, потому что не были похожи на правду. Мне хотелось докопаться до смысла, не обращаясь за помощью исследователей творчества Ван Гога. Я хотела, чтобы художник сам объяснил мне причину моей тревоги, которую я испытываю от этой картины.

Я стала читать письма Ван-Гога, которые он, в-основном, писал своему младшему брату Тео. Кстати,  Ван Гог замечательный рассказчик, его письма можно читать, как самостоятельную увлекательную книгу с интересными рассуждениями и выводами.  Но в этот раз я не наслаждалась искусством эпистолярного жанра, моей целью было найти объяснение художника по поводу написания "Жнеца".
Нашла, и объяснение меня поразило.

Оказывается, художник изобразил  жёлтым цветом смерть. Непостижимо - смерть изображена самым животворящим цветом солнца, цветом жизни! Вот как сам Винсент Ван Гог пишет о своей картине "Жнец":

---"У меня надежда на одну картину, начатую мной за несколько дней до моего припадка, - "Жнец". Желтый этюд, нанесенный страшно толстым слоем, но его сюжет хорош и прост. В этом жнеце мне представлялась некая неясная фигура, наподобие дьявола, бьющаяся в раскаленной жаре за то, чтобы довести до конца свое дело. В нем я вижу образ смерти в том смысле, что человечество - колос, который должен быть сжат...

---Но в этой смерти нет ничего печального, она совершается при полном свете, под солнцем, заливающим все своим сиянием и чистым золотом... Эго - картина смерти, о которой говорится в великой книге природы. Чего я в ней добивался, так это "подобия улыбки"... Странно, что через железные прутья моей камеры я увидел это именно так".


То, что я узнала "тайну" картины "Жнец", не принесло мне радости, наоборот, мне стало невыразимо печально. Если раньше я "проскакивала" эту картину, повинуясь чувству самосохранения, то теперь она притягивает меня и, раскрывая альбом, я первым делом открываю страницу со "Жнецом". Я смотрю на картину, и сердце моё плачет ...

Это не какой-то там гипотетический жнец убирает колосья, а сам Художник Винсент Ван Гог сопротивляется Смерти. И солнце не испепеляет всё вокруг жаром, а собирает свои яркие, горячие, живительные лучи для помощи этому одинокому, исстрадавшемуся человеку в соломенной шляпе в его ежедневной битве за жизнь.
Снопы с колосьями - уже прожитые дни... Кончится поле, кончится жизнь?

Ну почему это жёлтое поле не бесконечно!




Иллюстрация - Винсент Ван Гог "Пшеничное поле со жнецом на закате солнца". Сен-Реми, сентябрь 1889.


Рецензии
Очень люблю творчество Ван Гога и эту картину. Спасибо Вам за текст.

Олег Верхов   09.12.2015 08:50     Заявить о нарушении
Олег, спасибо Вам большое за Любовь к Ван Гогу и оценку моего размышления.
)))

Мита Пе   09.12.2015 14:37   Заявить о нарушении
Не знал таких подробностей об этой картине, а я ее очень люблю)). Вы - молодец!

Олег Верхов   10.12.2015 20:44   Заявить о нарушении