Поэма о дефиците
Начало событий, о которых речь пойдёт ниже, произошло примерно 30 лет назад. Начальник отдела одного из предприятий, назовём его для краткости Д.Н., готовился к выезду в командировку.
Командировка предполагалась быть краткосрочной. Надо было выехать в Москву и утвердить в главке ТЭО (Технико – экономическое обоснование) проекта. Но в Москве случилось несчастье, так это можно назвать сейчас – у начальника главка через два дня после приобретения автомобиля Жигули украли лобовое стекло. В то время это явление было распространёно на всей территории Союза. Лобовое стекло было страшным дефицитом, и купить его законным путём было практически невозможно.
Шеф Д.Н. в телефонном разговоре с начальником главка, не подумав о последствиях, пообещал помочь, и Д.Н. получил задание достать то, чего достать вообще невозможно. (Сказочный сюжет) Подняв на дыбы все связи, Д.Н. через неделю выкупил единственное выделенное на квартал Минтрансу стёкло. Далее, благодаря связям, были куплены два билета в СВ поезда Берлин – Москва, и Д.Н. занял свое место в купе, а на втором торжественно возлежало драгоценное стекло.
А перед посадкой в вагон на перроне разыгралась трагикомическая сцена. Милицейский патруль, увидев человека несущего автостекло, с щенячьим визгом бросился к добыче. Они были убеждены, что перед ними преступник, но натолкнулись на барьер в виде двух маленьких бумажечек, которые утверждали, что покупка законна. Да и внешний вид стекла свидетельствовал о том, что оно ещё не было в эксплуатации. Так что три милиционера остались решать сказочную задачу – как и где можно было купить то, что вообще нигде и никогда не продаётся.
На московском вокзале была разыграна точно такая же сцена с тем же финалом только с другими актёрами. Стекло встретилось со своим новым хозяином сразу же на перроне, а Д.Н. в тот же день без обычных придирок и проволочек получил на руки готовые документы.
Начальник главка оплатил не только стоимость стекла, но и все транспортные расходы, а также помог разжиться двумя пакетами дефицитного чая с тонизирующим названием “Бодрость”. Но вернуться домой не удалось. Пригласив Д.Н. к себе в кабинет, начальник главка полушутя – полусерьёзно, ссылаясь на умение “некоторых” решать не решаемые проблемы, попросил выехать в город Орск. Утром следующего дня Д.Н. был уже пассажиром самолёта.
В Орске его встретили и благополучно доставили в ведомственную гостиницу, где Д.Н. невольно оказался одним из главных участником пикантного происшествия.
При его оформлении в кабинет администратора гостиницы вдруг ворвалась молодая женщина и, подбежав к хозяйке кабинета, начала, очень энергично жестикулируя, шептать ей что –то на ухо. Та, не дослушав до конца, схватила с вешалки пальто, и обе они выбежали за дверь, забыв даже её закрыть. Д.Н. остался в чужом кабинете. Возникла необходимость выйти на пару минут, но не было возможности. Открытый сейф с деньгами и разбросанные на столе документы не позволяли выйти, вдруг кто – то посторонний воспользуется его минутным отсутствием, а позор падёт на него. И эта пытка длилась более часа.
Наконец она явилась и была очень удивлена своим поступком, но тут же нашла оправдание. Оказалось, что её подруга заняла ей очередь за туалетным мылом и шампунем, которых в городе не видели почти год. Поневоле можно с давно не мытой головой её потерять.
Два дня ушло на решение местных проблем, но возникла проблема с выездом - билетов на самолёты в сторону Европы нет и не будет на неделю вперёд. Пришлось обращаться в местную военную комендатуру, он имел право туда обращаться в исключительных случаях. Утром на военном попутном транспорте его доставили в Оренбург и помогли вылететь на военно – транспортном самолёте в Киев.
В Киеве, отстояв пару часов в очереди за знаменитым киевским тортом, купил целых три и вылетел домой. Странно выглядел салон самолёта АН-24; в тесном проходе рядом с креслами стояли столбики из трёх, четырёх и даже семи тортов, так пассажиры старались порадовать своих родных и знакомых.
Дома его обрадовало радостное сообщение о том, что закончилась зимняя спячка бедолаги “Запорожца”. “Запорожец” в их семье появился совершенно случайно.
Тесть стоял в очереди на право приобретения автомобиля “Жигули”. Как фронтовик и ветеран войны, он имел право реализовать своё желание в числе первых, но, во-первых, таких “первых” оказалось очень много, а во – вторых, когда очередь доходила до него, появлялся кто – то, кому авто было нужнее. И так происходило в течение шести лет.
Наконец, “фокусники” из профкома предложили ему вариант, при котором он без снятия с очереди возьмёт себе “Запорожца”, и тесть согласился. “Запорожец” предназначался другому человеку, но тот не дождался его и потому, попав не по адресу, ретивый автомобиль с первых дней стал показывать свой характер. Не было ни одной поездки, чтобы он не выходил из строя, и осенью он окопался в автосервисе на всю зиму. Четыре месяца во всех СТО города не могли найти втулки рулевой колонки. И вот теперь его можно забрать. (А тестя из очереди исключили под формальным предлогом, он, якобы, официально не сообщил, что ещё желает приобрести “Жигули” при наличии “Запорожца”).
В конце концов, “Запорожец” вновь поменял хозяина. Тесть решил строить дачу. Для того чтобы что – то построить нужны стройматериалы, а их - то приобрести невероятно сложно. Так что “Запорожец” был продан леснику, а лесник позволил купить в лесничестве лесоматериалы.
А “Жигули” в семье всё – таки появились, притом самым невероятным образом. Немецкая фирма Мессэлектроник, с которой много лет сотрудничал Д.Н., ликвидировала в Москве свой филиал. Руководство филиала приняло решение передать Д.Н. автомобиль “Жигули” в безвозмездное пользование. Своим решением они поставили в тупик таможенного начальника по фамилии Крючок, который никак не мог посчитать сколько он получит пошлины с этого авто, если его стоимость 0 руб. Наконец, немцы решили ему помочь, оценив покупку в 1$. Так что Д.Н. стал законным владельцем авто, а государственная казна разбогатела на 8 центов. Отслужив 30 лет, сменив при этом, ещё трёх хозяев, “Жигулёнок”, в народе прозванный “Копейка”, закончил свою жизнь на пункте вторсырья в посёлке Гатово.
Эта часть жизни старшего поколения с обязательным товарным дефицитом не воспринимается сейчас как что - то трагическое. Побегав во время обеденного перерыва или после работы, жена приносила домой какие – то продукты. Отстояв год в очереди по записи, получали, наконец, холодильник, притом, при наличии в Минске своего мощного завода производящего холодильники вам предлагали “Снайгу” из Латвии. И не дай бог, если у вас возникла необходимость пробрести мебель! Если не было знакомого грузчика мебельного магазина, оставалось жить надеждой на случай.. Таким же образом в доме появлялись дефицитные книги после годовых ожиданий в магазине подписных изданий и т. д.
Но какие праздничные столы были в семье Д.Н. и его друзей в те времена?! Это надо было видеть.
Может Д.Н. как и большинство его ровесников были несколько наивными, но это на мешало чистоте, бескорыстию и душевности их отношений. Сейчас царит дефицит доброты, дефицит простого, доброго, открытого, человеческого общения.
Геннадий Чикиткин
Свидетельство о публикации №215111802198
Честно? Без ужаса ссср вспомнить не могу.
Меня угораздило стать матерью 3 сыновей.
Я каждое утро просыпалась со слезами!
Как они быстро росли! Как на них всё горело!
И где взять эту одежду и обувь?
Донашивать друг за другом было нечего! Каждый свою шмотку снашивал до дыр. Качество одежды было ужасное.
А сейчас у меня 10 внуков!
Эх!
Нарядные, красивые! Всё есть!
Ну, Вы меня понимаете.
Спасибо за честный рассказ о той жизни.
Нина Калашникова 13.10.2020 07:40 Заявить о нарушении
Это только для Вас. Прочтите и удалите.
Очень много тавтологии.
Засилие слова "было"
С этим надо бороться и дорабатывать.
Не обижайтесь.
Мне давно сделал такое замечание очень умный летиратор. Я слежу за этим и всегда благодарно его вспоминаю.
Нина Калашникова 13.10.2020 07:45 Заявить о нарушении
А замечания учту обязательно. Я же только учусь. Литература это непрофильное занятие для меня. Я инженер всего-навсего.
Желаю Вам добра, здоровья и успехов. Досвидания.
Геннадий Чикиткин 17.10.2020 12:20 Заявить о нарушении