Ершов и царь-Освободитель

    Представьте себе: задумали создать балет по известному литературному произведению. Понятно, что либретто для балета имеет свою специфику, и тот же автор, - не знакомый с этой спецификой, - может, его и не напишет. Хотя - может, и напишет! Тем более, что у автора есть вроде бы театральный опыт, и он писал что-то там для театра, - по крайней мере, драматического... Но все делают вид, что автора как бы уже нет в живых, хотя ему всего сорок девять, и он не болеет как-то уж так смертельно... Просто - живёт в Тобольске и служит директором гимназии. А балет ставится в столице - Петербурге - по заказу самого императора. Так вот, это прежде всего император - Александр Второй - Освободитель - и проигнорировал автора известной сказки "Конёк-Горбунок" П.П. Ершова. Решили взять его сказку - без его ведома, - решили пригласить французского балетмейстера, который напишет свой сценарий (А. Сен-Леона) - никак не советуясь с автором, вообще не имея о нём понятия! Конечно, монархизм, абсолютизм, тирания того самого Освободителя, проклятое - так сказать - царское прошлое! Конечно, - сколько его - Александра - Жуковский не воспитывал - он остался прежде всего сыном своего отца - "рыцаря самодержавия" - несмотря на весь свой либерализм. Может, тогда и вообще не было практики такой - оповещать автора о том, что делают с его произведением? Может, и не было! Но всё же - странно это всё как-то. Ершов узнавал о том, что делается, через друзей, обиняком... Никто с ним не советовался, не ставил его в известность, никто не выслал ему приглашение на премьеру! Не говоря уже о том, чтобы он присутствовал на репетициях и консультировал артистов... Конечно, балет очень далеко ушёл от текста сказки, но ведь за основу бралась всё же сказка Ершова "Конёк-Горбунок". Премьера балета состоялась в 1864 году; Ершов умрёт через пять лет, - но для тех, кто ставил и смотрел балет в Санкт-Петербурге, он как будто уже умер!
И это - не первый случай игнорирования прежде всего царём Александром Вторым автора-Ершова. В далёком 1837, когда он - ещё царевичем - путешествовал с В.А. Жуковским по России, и заехал в Тобольск, Его Высочество так же проигнорировало Ершова начисто - не пожелало слушать сочинённую - к его приезду - на  либретто Петра Павлыча оперу "Сибирский день". Что же это за "автор", с которым можно было так поступать - всё время его игнорируя? А сказка его - тем не менее - была востребована. Самому царю понадобилась - чтобы повернуть её по-своему и прославить себя -"Освободителя крестьян"! Думаю, что Александр Николаевич знал, чья сказка, кто автор, - и что он действительно уже умер. Только такой славный автор - первый Российский автор - и годился для того, чтобы прославить Его, Второго Александра, "царя-Освободителя". А директор Тобольской гимназии П.П. Ершов и правда не имел ко всему этому никакого отношения...


Рецензии