Анечка-Невеличка и Соломенный Губерт

"Анечка-Невеличка и Соломенный Губерт"- книжка чешского писателя Витезслава Незвала (1900-1958), написана в 1963-м. Как это после смерти? Но таковы факты. Это одна из многочисленных загадок, связанных с Незвалом. О загадках Незвала потом, но эта книга - номер один в  рейтинге самых крышесносительных книг в мире, которые изменяют человека на всю жизнь!

Правда, не исключено, что такие качества литературной бомбы произведение, изданное в СССР в год Олимпиады-80 издательством "Наука", получила из-за перевода, выполненного великим Асаром Эппелем, а так же из-за иллюстраций, сделанных великим Виктором Пивоваровым.

Как сказано в отличном описании книги на bashnia.sannata.ru/obzor/gubert/gubert.shtml, "Желающим запутаться самым интересным образом - добро пожаловать! К вашим услугам: умалишенный попугай, негритята-лилипутанники, удерживающие волны рыбушмены и отменные фантазеры: Анечка-Невеличка и Соломенный Губерт. Поезд отправляется немедленно с главной площади города. Предъявляйте билеты человеку с клешнями! В качестве билета подойдет что угодно!"

Книгу часто называют "Чешской Алисой", как бы намекая на мир абсурда и фантазии, который есть в той и другой книге. Сходство действительно существует. Хотя, конечно, Анечка и Губерт, несомненно, круче:)

Вот, например, глава 4, в которой Соломенный Губерт рассказывает, как он потерял шляпу:

- ДЕЛО БЫЛО ВОТ КАК. УВИДЕЛ я однажды десять соломенных шляп сразу. И не у людей на голове, а за большим-большим, огромным окном. Было их ровно десять. Сперва я пересчитал слева направо. Десять! Потом пересчитал справа налево. Тоже десять! И все соломенные!

"НОСИ СОЛОМЕННУЮ ШЛЯПУ - ЗАБУДЕШЬ ГОЛОВНУЮ БОЛЬ!" - было написано на плакате за большим-большим, огромным окном. А я носил берет. Поэтому я не забыл про головную боль, и голова у меня разболелась, как редко у кого! Я сказал про это дома. Каждый день она болела, как редко у кого, и каждый раз я дома говорил про это. Дома не вытерпели и купили мне соломенную шляпу. И голова у меня сразу же перестала болеть.

Теперь мы с ребятами играли только в "десять голов". Я был Соломенная Голова. Кто-нибудь крикнет: "Соломенная Голова, ниже, чем трава!" - я сдёргиваю шляпу и кладу на ступеньки. А если крикнут: "Соломенная Голова, выше, чем дрова!" - шляпу нахлобучиваю.

Дома в Соломенную Голову я играл сам. Натяну шляпу за уши,и получается призрак. А на самом деле это я. Или поскачу по комнатам -- своя голова платком накрыта, а Соломенная в руках. И получается Всадник Без Головы. Это тоже я. Всех-всех я вызывал на единоборство. Выскользнет, когда умываюсь, мыло из рук, я его сразу же на единоборство вызываю. И всё без остатка смылю. На вешалке висит чёрное пальто, а я-то знаю, что это могильщик. Вызываю его на единоборство и цепочкой рукава ему связываю. Ещё вызвал на единоборство электрическую лампочку. Сперва зажёг её, а потом взял и погасил!

Вызовешь кого-нибудь на единоборство, а тебе сразу же говорят: "Не проказничай!" Только и слышишь - не проказничай да не проказничай! Или - "не озорничай!", или - "не докучай!".

Я взял и записал в тетрадке:

НЕ ПРОКАЗНИ-ЧАЙ!
НЕ ОЗОРНИ-ЧАЙ!
НЕ ДОКУ-ЧАЙ!

Да это же секретный шифр! Всё заканчивается одним и тем же словом: ЧАЙ-ЧАЙ-ЧАЙ. Ох уж этот ЧАЙ! Надоел он мне, прямо не знаю как! По утрам особенно. Гулять пора, а дома говорят: "Выпей чай!" И приходится пить. А вчера я взял и записал в тетрадке: "ВЫПЕЙ ЧАЙ!" А потом переставил слова. Получилось: "ЧАЙ ВЫПЕЙ!". И шифр был разгадан. Оказывается, ЧАЙ принадлежит Выпям. Птицам таким болотным. Значит, пил я не свой чай! Значит, я могу поплатиться за это! Значит, единоборство!

Если чаю выпью
Будет битва с Выпью!

Поздним вечером проезжал автомобиль, и у него глаза светились. Он как загудел: БИП-ИП! Но я-то сразу понял, что это "ВЫПЬ-ВЫПЬ"! Это она кричала. Жаль, что мне поздно не разрешают гулять, а то бы я вызвал её на единоборство. Так и просидел у окна. А на улице то и дело - БИП-БИП! Даже страшновато иногда было.

Под вечер в воскресенье я пошёл на набережную. Спустился к воде и жду Выпь. А она затаилась. Ну, думаю, поиграю пока в Соломенную Голову. Только хотел сказать: "Соломенная Голова, выше, чем дрова!", меня как кольнут копьём в локоть! Тогда я крикнул: "Соломенная Голова, ниже, чем трава!" - и поглядел на локоть. На локте был волдырь, и очень жгло.

Я шляпой заслонился и жду. Вдруг вижу -- туча летит. Выпь комариную Тучу против меня послала. Я сразу же вызвал Тучу на единоборство. Уцепился за шнурок на шляпе и раскрутил её, чтобы Тучу накрыть. А она в стороны всё время разлетается. Тут меня снова как ткнут копьём! Я опять ловить Тучу! А на меня летит чёрное что-то. Это была Выпь, превратившаяся в ночную бабочку. Я сразу же вызвал её на единоборство, прыгнул и махнул шляпой! И в руке у меня только шнурок остался. Шляпа улетела, а Туча за ней. Потом Туча её понесла. Потом нести перестала, и шляпа упала в воду.

Люди уже возвращались с прогулки. Играла музыка. А я пошёл домой, где только и знают, что говорят: "Не проказничай!" И всегда по-особенному: "Не про-казни-чай!" И всегда по-особенному: "Не про-казни-чай!", да ещё грозят пальцем. Я так и записал в тетрадке: "Не про-КАЗНИ-чай!" Потом написал отдельно "КАЗНИ". Я понял, что буду казнён, и сказал себе:

Понял в воскресенье я,
Что в понедельник казнь моя!

Вчера было воскресенье. Сегодня понедельник. Утром я опять сказал себе:

Понял в воскресенье я,
Что сегодня казнь моя!

И чтобы скорей всё кончилось, пока дома не узнали про Соломенную Шляпу, я пришёл сюда, на Староместскую площадь, где в давние времена совершались казни. Был Соломенный Губерт, и нету Соломенного Губерта, и не бывать больше Соломенному Губерту!

Я Соломенную Шляпу
Раскрутил в руке.
И Соломенную Шляпу
Утопил в реке!
Если вещь утопишь -
В речке Влтаве то бишь! -
 
Значит, вещь лежит на дне,
Значит, нет её на мне,
Значит, есть за это спрос!
Вот ответ на ваш вопрос!

***

Коротко о книге: bashnia.sannata.ru/obzor/gubert/gubert.shtml


Рецензии