Десять правил для спецкорреспондентов

Предлагаю вниманию уважаемых читателей методику создания журнальных материалов, которую в свое время подготовил для лекции в Колумбийском университете.

Лекцию я так и не прочитал, зато у меня под рукой появилась полезная инструкция, с которой я знакомил авторов, которые хотели со мною работать.

Возможно вам эти советы покажутся банальными, да в них нет ничего уникального, однако эта методика работает, и в этом ее главная особенность.

Собственно, тот факт, что для исследования в той или иной сфере нужно поговорить с максимально возможным количеством экспертов, является общеизвестным. Количество информации должно перейти в качество – до этого приступать к подготовке материала нельзя.

И предлагаемая методика позволяет формализовать этот процесс таким образом, что, используя эту методику, даже не опытный журналист сможет готовить материалы достаточно высокого уровня.

Подчеркну, речь именно о журнальных материалах, причем исследовательски-расследовательского характера, для газеты использовать такую методику смертельно опасно.
 
Итак, собственно методика.

1. Изучи то, что было сделано ранее.
Чем глубже погрузишься в тему, тем эффективнее и полезнее будут встречи и беседы с экспертами. Хорошо изучить публикации по данной теме за 2–3 года, плюс изучить плюс специализированные сайты и форумы на этих сайтах. Очень полезно прочитать литературу по данному вопросу, если такая литература есть. Я всегда стараюсь это делать. Даже когда это кажется лишним. В общем, нужно попытаться за 2–3 дня впитать в себя максимум подобной информации. Да и потом в процессе работы продолжать изучение материалов.
Но не лучше ли сразу быть экспертом в данной области, чем спешно пытаться стать им за несколько дней? Нет, не лучше. Изучая все поверхностно, ты можешь увидеть нечто такое, чего эксперт не может увидеть в силу своей профессиональной зашоренности, необходим свежий взгляд. А неповерхностный взгляд на ту или иную проблему получишь позже (см. пункт 2 и 3)

2. Сформируй несколько идей материала.
Нужно выбрать 2–3 эксперта рынка, встретиться и пообщаться с ними. Это должно быть не интервью, а беседа – иногда многочасовая, и не по телефону, а обязательно личная. Я, как правило, беседую по 2–4 часа. Исходя из такого опыта, если эксперт не может уделить тебе хотя бы 1.5 часа, следует договориться на другой день, либо выбрать себе другого собеседника.
Этот этап очень важен, поскольку от него зависит формирование оригинальной идеи статьи, на которую потом будут нанизываться факты. Поэтому из всей совокупности экспертов нужно выбирать общительных и словоохотливых людей, желательно по рекомендации журналистов, которые с ними уже общались. Либо на основании изученных массивов информации (1-ый этап) – из материалов СМИ всегда видно, насколько эксперт охотно идет на контакт.
Не нужно стесняться задавать глупые вопросы, если эксперт видит искренний интерес, он расскажет все, что знает. Возможно, это все потом и не понадобится, но на этом этапе невозможно знать точно, что понадобится, а что нет.
Цель данного этапа – именно формирование идеи статьи, не более. Очень высокий соблазн после этих предварительных бесед – сесть и написать статью на заданную тему. Статья может получиться достаточно правдоподобной и любопытной, но цель другая – сделать действительно качественный и объективный материал. Поэтому информация, полученная на этом этапе, должна быть использована для подготовки дальнейших интервью на третьем этапе.

3. Подтверди, скорректируй, опровергни идеи.
По итогам бесед с экспертами, коллегами-журналистами, а так же по итогам изучения уже опубликованных на эту тему материалов (пункт 1), организуются интервью с другими экспертами. Желательно, как и в пункте 2, личное общение, но здесь уже допустим телефонный разговор, либо общение по e-mail.
Чем больше интервьюируемых на данном этапе, тем лучше. Но их не должно быть меньше десяти, это минимум.
Главная цель этого этапа – проверка идей, которые родились на 1-ом и 2-ом этапах. Хорошо, если идеи будут подтверждаться. Еще лучше, если идеи будут опровергаться, что дает интригу, а интрига всегда должна быть в материале. Собеседники должны быть самыми разноплановыми. Как-то:
операторы того или иного рынка, причем не только мощные, но и малоизвестные или середнячки – зачастую именно малоизвестные операторы дают информацию, которую уже потом вынуждены комментировать крупные операторы рынка; если есть конкуренты/враги, с ними нужно говорить в первую очередь, причем не скрывая того факта, что планируешь говорить с противоположной стороной;
чиновники/представители госструктур, влияющие на ситуацию на том или ином рынке; исследовательские структуры, научные организации; исследователи, авторы книг на данную тему; наиболее известные журналисты, специализирующиеся на данной тематике; если рынок является нелегальным, либо на нем наряду с легальными структурами работают и нелегальные – их нужно найти (и пообщаться) в первую очередь частные лица и независимые эксперты – их можно эффективно искать через Интернет на специализированных форумах, либо через общественные организации; либо через комьюнити, где сам состоишь, – например я подписан на рассылку российских Интернет-деятелей (ЕЖЕлист, ezhe.ru), среди них я всегда могу найти нужных экспертов практически на любую тему.
Вообще, если это возможно, нужно ВСЕГДА беседовать с первоисточниками – даже если их поиск затруднен, овчинка всегда стоит выделки.
Если на данном этапе вся фактура выстраивается любопытным образом (т.е. если есть интрига), если той можно приступать к написанию материала. Если же нет – продолжать работу. Это можно сравнить с накачкой лазера: как только энергии становится достаточно, луч пробивает защитный матовый слой, если энергии мало, нужно продолжать накачку.
Очень важно знать, что в любой теме всегда можно найти массу всего любопытного, если любопытное не найдено – значит просто нужно искать дальше.
Очень важный принцип: информацию необходимо искать до конца. Если кажется, что информации достаточно, все равно нужно искать еще больше информации. Это ВСЕГДА работает. Нередко ключевая фактура бывает найдена в самый последний момент, на этапе, когда, казалось бы, вся информация уже собрана.
Ищи фактуру всеми доступными способами.
Поиск фактуры, идей, мнений, комментариев не должен исчерпываться поиском доступных экспертов, которые на виду, и беседой с ними.
Есть много иных методов, среди них можно рекомендовать работу с цифрами, Интернетом, оперативное внедрение, подкуп и работу с базами данных.

4. Работа с цифрами.
Цифры, добытые у экспертов, либо в отчетах, должны сопоставляться и анализироваться в обязательном порядке. Обороты рынка, объемы продаж, доли рынка – все эти цифры важны отнюдь не сами по себе, хотя и очень помогают выстраивать материал, они важны как метод поиска, зачастую сопоставление или поиск подобной цифровой информации позволяет посмотреть на многие вещи совершенно в ином аспекте. Например, вот кусок из моего материала, который показывает, что просто сопоставление открытой информации подчас приводит к впечатляющим результатам.
> По официальным данным Минобороны, в России разного рода отсрочками (здоровье, учеба, семейное положение) сегодня пользуется 88% лиц призывного возраста. Считают военные просто – лиц призывного возраста (с 18 до 27 лет включительно за вычетом тех, кто отслужил или еще служит, и тех, кто признан негодным по здоровью) в России около 3 млн, на службу же отправляется около 380 тыс. (в этом году будет призвано чуть меньше), то есть 12%.
Расчет этот абсолютно некорректный. Численность призыва, устанавливаемая указами президента, публикуется с 1995 года, указы всегда неукоснительно выполняются, таким образом, с 1995 по 2001 год, по официальной статистике, на военную службу было призвано 2,74 млн человек. Согласно демографическим ежегодникам, за этот период призывного возраста достигли 7,9 млн мужчин. То есть службу на самом деле уже прошли и проходят 34,6% годных по возрасту лиц. Эти подсчеты в целом подтверждает известный военный эксперт генерал-майор Владимир Дудник, который прямо заявил “Общей газете” (17–23 января 2002 года), что под ружье ставится “не 12%, как утверждает Генштаб, а не менее 29%”. Людмила Вахнина, член совета правозащитного центра “Мемориал”: Просто в знаменатель Минобороны ставит всех мужчин от 18 до 27 лет, за исключением тех, кто уже отслужил, еще служит или имеет освобождение по здоровью, а в числитель – только тех, кто призывается за один год.
На всякий случай поясним. Если 18-летия достигают немногим более миллиона человек (от 1,05 млн в 1995 до 1,26 млн в 2002 году), а на службу отправляются примерно 380 тыс. человек – и так каждый год, то о 12% не может идти и речи.
Таким образом, оценивая рынок антиармейских услуг, нужно говорить о потенциальном спросе со стороны 820 тыс. призывников (1,2 млн ежегодного возрастного пополнения минус 380 тыс. тех, кому служить приходится).

5. Интернет.
Размещение на специализированных форумах информации, что в данный момент идет подготовка текста на ту или иную тему, ВСЕГДА дает очень хороший результат. Этим методом нужно обязательно пользоваться.

6. Оперативное внедрение.
Если тема материала такова, что нужно лично убедиться в том, о чем ты пишешь, нужно всегда это делать. Например, вот таким был мой опыт при подготовке материала “Бойцы невидимого фронта” (о рынке удостоверений), далее цитата.
> Корреспондент “Денег” вошел в офис в районе станции метро “Текстильщики” с легендой, что узнал о ФССБ на праздновании 85-летия ВЧК в ЦДРИ, куда проник ради концерта и где познакомился с региональным представителем ФССБ в Оренбурге (на www.auto.ru подсказали). После того, как корреспондент заполнил две анкеты и отдал $50 добровольного взноса (сумма была обозначена сразу), ему объявили, что за удостоверением нужно зайти через неделю — за это время, вроде как, его имя и фамилия будут пробиты по различным базам данных. Но, судя по всему, никакие базы задействованы не были – “Яндекс”, например, активно реагирует на словосочетание “Алексей Ходорыч”, причем в большинстве случаев прямо обозначена его, Ходорыча, причастность к журналу “Деньги”. В общем, через пять дней удостоверение было получено. Оно и правда очень напоминает “корочку” Федеральной службы безопасности – с щитом на синем фоне, тисненой печатью, расположением текста и, собственно, аббревиатурой.
Подкуп источников информации. Этот метод нужно использовать с осторожностью, потому что нет никакой гарантии, что информация, полученная за деньги, является достоверной. Но часто бывает, что человек вообще не заинтересован тратить свое время на общение с журналистом, тогда, если ты заинтересован в общении с источником, нужно платить. Обычно хватает $50–100. Я плачу личные деньги, редакция не компенсирует такие расходы.

7. Работа с базами данных.
Сопоставление разных баз данных способно дать очень интересную информацию, как пример приведу опыт работы с базами данных при подготовке статьи “Киношкола для дураков”. Текст был о грандиозной афере, основанной на деятельности АНО “Школа актерского мастерства Натальи Крачковской”: родителям обещали, что их детей после обучения (само собой, платного) будут снимать в сериалах и телевизионных программах, но обещания эти потом не выполнялись. Чуть раньше по такой же схеме действовали модельные агентства “Старлайт модэлз”, “Види Вичи”, в рассказах обманутых родителей также всплывало агентство “Гамма миллениум”, так же в данных фигурировало ООО “Крондол”. Связь удалось обнаружить, работая с базами данных МРП и телефонными БД. Телефонный номер 787-40-63 (“Крондол”) был указан вместе с адресом доставки: улица Б. Полянка, 24/2 — там находилась компания “Гамма миллениум”. В свою очередь, номер 933-28-44, равно как и адрес Страстной бульвар, 4/3, стр. 3, которые база приписывала “Гамме миллениум”, де-факто принадлежал “Види Вичи”. А контактный телефон “Гаммы” 721-16-50 сопровождался адресом доставки счета – 3-я улица Ямского поля, 3/5, где располагалась школа Крачковской, и где на тот момент находился “Храм судьбы” (в ходе визита по этому адресу выяснилось, что внутренние номера телефонов школы Крачковской и “Храма судьбы” совпадают). Кроме того, в БД МРП директором школы Крачковской была обозначена Екатерина Ермакова, которая на момент публикации работала директором кастинговой службы “Види Вичи” (директором школы Крачковской уже был другой человек). Дальше – больше. Работая с БД, удалось выяснить, что на ООО “Крондол” были зарегистрированы телефоны 787-59-60 (контактный номер “Види Вичи”) и 787-40-63 (“Стар гэлакси”). Во втором случае имелась приписка: “контакт – 785-04-15;. На всякий случай я запросил телефон “Крондола” в справочной МГТС – мне продиктовали номер 737-93-83. Но именно по нему я связывался ранее с PR-директором школы Крачковской Юрием Пястоловым, в прошлом – пресс-секретарем центра “Арктос”, который с весны 2001 года вместе с “Види Вичи” проводил кастинг на фильм “Королева красоты” (одним из учредителей “Арктоса”, кстати, была Ксения Рослова — гендиректор агентства “Старлайт модэлз”). Сам Юрий нам сообщил, что ООО “Крондол” – одна из крупнейших в Москве операторских компаний. Принимает звонки по рекламе своих клиентов — не более. В “Крондоле” мне тоже сказали, что компания в середине 2000 года сменила владельцев, и теперь действительно оказывает услуги call-центра. Однако факты говорили об ином. Во-первых, о “Крондоле” как об одной из крупнейших в Москве операторских компаний в серьезных фирмах, оказывающих услуги call-центров, никто никогда не слышал. Во-вторых, когда мой коллега-журналист позвонил в операторскую компанию “Крондол” по контактному номеру “Стар гэлакси” с легендой, что пишет статью о телемагазинах, к телефону позвали Андрея Морозова, имя которого нам уже было известно — это один из учредителей “Види Вичи”. В-третьих, мы навели справки у знакомых руководителей кадровых агентств и выяснили, что в их базах “Крондол” упоминается отнюдь не как call-центр. Например, в резюме одного из бывших сотрудников ООО “Крондол” было указано, что в 2001 году (то есть через год после заявленного перепрофилирования “Крондола”) он занимался там “созданием представительств в регионах, а также рекламой и реализацией товаров”. Другое резюме: “психолог-консультант, ООО ‘Крондол’ (медицинский, лечебный и информационный центр), продажа элитных медицинских средств”. Справочная МТГС тоже, кстати, характеризовала “Крондол” как фирму, оказывающую медицинские и косметологические услуги. В-четвертых, факты свидетельствовали, что даже после “перепрофилирования” “Крондол” сотрудничал с теми же компаниями, что и раньше. Учредителем ООО “Крондол” на момент регистрации в январе 2000 года числился Александр Афанасьев. Он же являлся единственным учредителем ООО “Фристина”, имевшего одинаковый с “Види Вичи” регистрационный телефон – 241-76-39. В мае 2000 года открылась фирма “Фактура-А” с регистрационным телефонным номером 956-79-84 – тот же имелся и у “Фристины”. На момент публикации “Фристина” и “Фактура-А” были примечательны тем, что номера 787-24-69 и 785-04-15, которые они указывали в телемагазинах (“Фристина” предлагала озонотерапию, “Фактура-А” — диету “Минус 1;), по-прежнему обслуживал операторский центр “Крондола”.

8. Пиши материал так, чтобы тебе самому было интересно его читать.
При написании материала есть несколько важных принципов, которые нужно строго соблюдать.
Статья должны представлять собой цельную структуру со стержневой идеей, на которую должны быть нанизаны факты, и несколькими сюжетными поворотами – идеально, если начало каждой последующей главы (всего глав может быть 3-5) как бы опровергало, спорило с финалом главы предыдущей.
Собственно, хорошая статья должна быть выстроена как интересный фильм – никакой затянутости, все понятно и интересно. Статья должна читаться на одном дыхании, быть понятной обычному человеку. Что угодно можно объяснить простыми словами. Наукообразность ни к чему. Статья даже на серьезную тему должна читаться как бестселлер.
Для этого статью нужно писать “из головы”, т.е. не заглядывая в записи. Это лучший фильтр, отсеивающий все неинтересные и малозначащие факты. Основная проблема материалов, на работу над которыми было потрачено много времени – они страшно трудно читаются. Если писать “из головы”, этого удается избежать. Уже ПОСЛЕ написания нужно сверить готовую статьи с журналистскими записями в блокноте.
В тексте не должно быть ничего лишнего. Когда берешь интервью, особенно на предварительном этапе, стараешься узнать все, что человек может сказать по данному вопросу. Пригодится это или нет – на этапе интервью не всегда понятно, статья может в итоге сложиться самым неожиданным образом. В итоге, в среднем используется не более 10% полученной фактуры.
Каждый текст должен быть максимально объективным. Здесь два момента. Во-первых, текст нужно выстраивать. Это значит – все ключевые моменты должны быть озвучены экспертами. Если есть некая важная идея, но нет эксперта – его можно найти уже под идею. Во-вторых, всегда должны присутствовать все точки зрения на ту или иную проблему. Журналист должен быть «над схваткой». Как же это согласуется с тем, что в каждой статье есть общая идея? Именно когда находишься «над схваткой», видна реальная ситуация – это и формирует общую идею.

9. Покажи текст специалистам.
Во многих редакциях действует правило, запрещающее показывать материал целиком перед его публикацией, кому бы то ни было. Но материал, который по сути является исследованием, показывать специалистам обязательно нужно.
Готовый материал необходимо показывать для ознакомления 2–3 специалистам, консультировавшим на этапе подготовки материала.
Все их замечания должны быть самым тщательным образом учтены. На этом этапе иногда приходится добирать новую фактуру. Иногда материал существенно изменяется.

10. И не забудь прочитать свой текст многократно. То, что в итоге получилось, ты должен читать с удовольствием. Если удовольствия нет – работу следует продолжить.


Рецензии