Государевы слуги России - 4 часть

               

                В конце 50-х годов роль архивных органов в совершенствовании делопроизводства усилилась. Этому способствовало «Положение о государственном архивном фонде Союза ССР» 1958 г., которое вместо функции «наблюдения» предоставило архивным органам право контроля за документальной частью текущего делопроизводства. С этого момента архивные органы активно встают во главе рационализации делопроизводства. Однако объем полномочий архивных органов не был четко обозначен. В 1958 г. группа работников ГАУ СССР, занимавшаяся делопроизводством, пришла к выводу, что право контроля архивных учреждений должно распространяться на все делопроизводственные процессы – от момента возникновения документа до передачи его на хранение в архив. Однако на рубеже 1950-1960-х годов архивные учреждения еще не были готовы освоить такие широкие функции.
                В этот период времени на повестку дня выдвигается проблема создания единого норматива, упорядочивающего работу с управленческой документацией в стране, что было обусловлено как состоянием делопроизводства, так и начавшейся работой по механизации управленческих работ.             
                В 1963 г. Главархивом СССР был создан первый общесоюзный нормативный документ, касающийся делопроизводства – «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций и предприятий СССР».
                Практическая работа по созданию системы началась лишь в 1966 г., когда эта проблема была включена в пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 гг. Головным разработчиком системы стал созданный в 1966 г. в системе Главного архивного управления СССР Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела. В сентябре 1973 г. основные положения ЕГСД были утверждены Государственным комитетом Совмина СССР по науке и технике и рекомендованы министерствам и ведомствам для использования их в практике работы для рациональной постановки делопроизводства.
                ЕГСД представляла собой научно-упорядоченный комплекс правил, нормативов и рекомендаций по ведению делопроизводства, начиная с момента поступления или создания документов по передачи их в архив. В ЕГСД также излагались требования к службам делопроизводства в учреждениях и порядок их работы. Положения ЕГСД дополнялись Унифицированной системой организационно-распорядительной документации и подкреплялись соответствующими ГОСТами.
                В научном плане ЕГСД имела и негативное значение: она нормативно закрепила разобщенность документальных систем и наличие несовместимых правил работы с документами различного функционального назначения». Не случайно практически сразу ЕГСД была подкреплена созданием унифицированных систем документации.
                Таким образом, государственная архивная служба получила возможность реально управлять качеством создаваемых в организациях документов.
                Значительным вкладом в совершенствование документационного обеспечения управления 70-80-х годов следует считать разработку унифицированных систем документации (УСД), восемь из которых действуют и сейчас, а также создание классификаторов технико-экономической и социальной информации.
                Таким образом, следует отметить, что в 70-80-е г. делопроизводство адекватно реагировало на запросы управленческой системы бюрократического типа на базе единых методических, организационных и технологических принципов. В результате в системе государственного управления была создана единая основа организации документальных потоков, которая обеспечила в общегосударственном масштабе документирование подготовки, принятия и реализации решений, а также регулирование сроков хранения документов в зависимости от их практического и научно-исторического значения.
В целом советский этап развития делопроизводства, в особенности периоды 20-х годов и 70-80-х годов, следует оценить позитивно. Если начальный период был отмечен активным проникновением науки в сферу делопроизводства, то на заключительном этапе советского периода наряду с научным обеспечением можно говорить о создании общегосударственной системы делопроизводства, успешно реализованной на практике, соответствующей требованиям научно-технического прогресса и знаменующей переход делопроизводства к более высокой стадии его развития – документационному обеспечению управления.
                Теперь непосредственно о бюрократической  т.е «административно-командной системе».  Советская бюрократическая система была поразительно простой и малой по численности. Очень большая часть функций управления выполнялась на партийном  уровне в сети общественных организаций . Огромное количество норм содержалось в обычном праве, авторитет которого поддерживался государством. Всего работников номенклатуры управленческого персонала (без аппарата общественных и кооперативных организаций) насчитывалось во всем СССР 14,5 млн человек (1985 г.). Из них 12,5 млн составляли управленческий персонал предприятий и организаций, которые действовали в сфере народного хозяйства. Так, например, в это число входили главные специалисты (0,9 млн человек), мастера (2,1 млн человек), счетно-бухгалтерский персонал (1,8 млн человек), инженеры, техники, архитекторы, механики, агрономы и ветврачи (2,1 млн человек) и т. д. Таким образом, численность чиновников, в строгом смысле слова, была очень невелика — 2 млн человек.
                Что мы могли наблюдать после того, как советский тип государства был ликвидирован? Чиновничий аппарат и бюрократизация в РФ фантастически превысили то, чем возмущались в СССР.
                Практически все сказанное выше бесспорно, и отрицать это могут только люди, которые судят по либеральным государствам понаслышке, причем понаслышке от российских либералов, не читая даже художественную литературу от авторов из самих либеральных государств .
                Тем не менее под словом "бюрократизм" в СССР понималось нечто иное, нежели чиновничество или же делопроизводство.
                Коммунистический запрет частной собственности имел своим частным случаем запрет любых организаций  не утвержденных государственным (КПСС была частью государства, потому чиновничество КПСС входит в понятие "государственное чиновничество". Точно так же в государственное чиновничество СССР входят и аппараты "общественных" и "кооперативных" организаций, которые были не более чем иными ветвями государственной власти) чиновничеством. Власть с подозрением относилась даже к таким коллективам, как любители авторской песни.
                Новый бюрократический аппарат первоначально формировался из представителей профессиональных революционеров (так называемой «ленинской гвардии») с привлечением рабочего класса, а также отдельных «буржуазных» специалистов, необходимых для управления отраслями экономики. Они были первыми представителями класса советских бюрократов т. н. «номенклатуры».
                С приходом к власти Сталина представители старой гвардии революционеров-большевиков были постепенно вытеснены и заменены новыми людьми, преданными новому руководству. Постепенно формировался и совершенствовался новый механизм отбора управленческих кадров. Была введена так называемая номенклатура должностей в государственном и партийном аппарате, кандидаты на которые утверждались партийными комитетами соответствующих уровней.
                Сталин определял требования к номенклатуре такими словами: «Люди, умеющие осуществлять директивы,могущие понять директивы, могущие принять директивы, как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь». Также известна его фраза, ставшая крылатой: «Кадры решают всё. Эти кадры могут быть смещены лишь посредством гражданской войны». Подбор и фильтрация кадров принимала форму чисток, достигших своего пика в 1937 году. Таким образом власть перешла к ограниченному кругу лиц, которые потеряли свою первоначальную связь с рабочим классом и стали особой «кастой». Многие исследователи утверждают, что хотя формально установленный в стране строй назывался социализмом и декларировалось, что собственность принадлежит трудящимся, на самом деле номенклатура представляла из себя особый класс,получивший так называемую народную собственность в своё полное распоряжение. Такой порядок впервые описал Маркс, назвав его азиатским способом производства.
                Советский человек — был достаточно крепок, физически и душевно, очень целен и прост, ценил практический опыт и знания. Он предан власти, которая подняла его из грязи и сделала ответственным хозяином над жизнью сограждан. Он готов заморить себя за работой, и его высшее честолюбие — отдать свою жизнь за коллектив: партию или родину, смотря по временам.  Он  без фанатического западничества, без национального самоотречения. Он горд национальным сознанием, что его страна , единственно социалистическая — первая в мире. Он не особенно любит  западный мир, и общение с ним вызывает тревогу, но  душа его открыта Востоку.  Количество чиновников в советской России первоначально было небольшое — 300 тыс. служащих при Ленине. При Сталине их число достигло 1,837 млн. При Хрущёве чиновников было 1,460 млн, а при Брежневе — 1,755 млн.
                Советская номенклатура основывалась в первую очередь на партийных структурах, которые фактически руководили страной. Подбор кадров в Советы всех уровней также проводился партийными органами, так как именно они назначали единственную кандидатуру на каждое депутатское место, которая затем выставлялась на голосование. После замены Конституции 1937г такая практика была отвергнута.Высшую ступень в номенклатуре занимала номенклатура ЦК, которая в 1980 г. состояла примерно из 22,5 тыс. работников. Партийную номенклатуру дополняла номенклатура хозяйственная. В предперестроечный период подбор номенклатурных кадров производился по личному знакомству, причём основную роль играло то, что это были люди верные партии или тому или иному руководителю. Компетентность кадров при это не всегда играла определяющей роли. Часто, если тот или иной руководитель не справлялся с занимаемой им должностью, его переводили на другую руководящую работу. Таким образом, оказавшись в номенклатурной касте, человек часто гарантировал себе пожизненное в ней пребывание; однако попасть в касту было сложно.
                Сегодняшняя ситуация в руководстве страной практически ничем не отличается, внуки и дети тех, кто рулил в последнее время Россией, также остаются у государственной кормушки, занимая ведущие должности и в при правительственных кругах и при руководстве регионов.
                К 1990-м годам советская экономика пришла закрытой, теневой и предельно — бюрократизированной -итогда же значительная часть собственности, которая продолжала называться государственной, по сути,перестала быть таковой: многие из тех, кто сидел в партийных кабинетах и имел доступ к управлению ихозяйствованию, сделали всё, чтобы стать владельцами — пусть не юридическими, но реальными, того,чем они распоряжались. Позднее советское государство уже не могло управлять всей своейсобственностью»
                Хрущёв избавил страну от сталинизма, но сам был в конечном итоге смещён той же номенклатурой.
                В эпоху сталинизма у значительной части населения выработалось полу-религиозное отношение к личности Сталина, политике партии подчинялись слепо. Репрессии способствовали тому, что люди боялись выразить малейшее несогласие с официальной идеологией. Это создавало благоприятные условия длясуществования бюрократического аппарата как касты, неконтролируемой основной массой населения.Отчуждение номенклатуры от народа сопровождалось ростом пассивности населения, угасанием ростков низового самоуправления, падением интереса к официальной идеологии.
                Либерализация во время правления Хрущёва не произвела существенных изменений в сложившейся в стране номенклатурной системе, а после того, как либерализация провалилась, пассивность населения и циничное отношение к идеологии особенного возросли.
                Закат Советской структуры государственной власти также сопровождался старением высших слоёв руководства. Если в начале советского периода большевистское руководство было относительно молодо, то брежневское Политбюро ЦК КПСС состояло из стариков пенсионного возраста. Это было связано с тем, что кадры подбирались по принципу личного знакомства и семейственности, а друзья молодости старели.
                На фоне этого старения в верхах, более молодые представители нижестоящих звеньев бюрократической структуры, лишённые возможностей карьерного продвижения, желали перемен.
                Численность чиновников значительно выросла при Горбачёве, составив 2,390 млн человек.
                В отличие от разгрома старого чиновничества в 1917 году, политические изменения в России,произошедшие в начале 90-х годов, не сопровождались гонениями на членов номенклатуры. Напротив,многие из них оказались в удобном положении для занятия ключевых позиций в новой структуре власти.Многие исследователи  полагают, что советская номенклатура не исчезла, а лишь трансформировалась, мало изменив состав своих членов (с поправкой на старение и приток новых кадров). Существует также мнение, что современная российская бюрократия остаётся не менее закрытой кастой, чем номенклатура в СССР.
                Низкопоклонство и покорность при этом стало вознаграждаться, в свою очередь, привилегиями: специальными больницами, спецсанаториями, прекрасной столовой Центрального Комитета( а сейчас и в Кремле и в Государственной Думе), равным образом чудесным обслуживанием по поставке домой бакалейных и других товаров, закрытой телефонной сетью кремлёвской линии, бесплатным транспортом. «Кремлёвский паёк», специальное пособие в виде обычнонедоступных товаров, приобретается представителями высшего эшелона за половину его себестоимости исостоит из продуктов высшего качества. В Москве всего около 400 000 человек пользовались привилегией получения этих специальных пайков.
                После перестройки, после отмены карающих законов за нерадивость и воровство ,  бюрократический управленческий аппарат вырос в разы и практически приступил к уничтожению всего того, что было создано в советский период, продавая все, что плохо лежит, ради личного обогащения.


Продолжение следует....


Рецензии