Богатыри Герцеговины

от Зеленого Колпака по мотивам народных сказок Герцеговины

Пошли как-то раз бабы на дальнюю гору за мареной, из корневищ которой красную краску они добывали, чтобы одежду красить. Одна девка отбилась от баб и в какую-то пещеру забрела. А в этой пещере дом медведя был. Схватил медведь девку и женой своей сделал и стал с ней жить. Прошло время и девка мальчика родила и назвала его Златко, а медведь звал сына Златко Медведович. Как только малыш от груди матери оторвался, сбежала он от медведя, а сына у него оставила.
Стал медведь сыну заместо матери, и стал он сыночка сырым мясом кормить. Быстро рос мальчик и превратился в богатыря. Отпросился он у отца и пошел белый свет повидать, себя показать. Перед тем как покинуть пещеру, вырвал Златко огромный бук с корнями, обломал все ветки, и с этой дубиной и ушел счастья искать.
Шел Златко, шел и вышел на большое поле, которое сто мужиков пахали. Златко спрашивает мужиков, нет ли у них чего поесть? А мужики в ответ: «Погоди малость. Щас нам обед привезут».
Подкатили к полю вскорости сто повозок с обедом для мужиков. Пригласили мужика Златко отобедать вместе с ними, а он им говорит: «Да мне весь ваш обед на один зуб!»
«Хватит завирать!» - смеются мужики.
«А спорим?  Ставлю свою дубину против всех ваших железных плугов!»
Мужики согласились на такой спор, хотя и сами не знали, нафига им дубинка парня нужна?» А у Златко Медведовича аппетит-то медвежий был, он всё и сожрал, до последней крошечки. Удивились мужики, повздыхали, и пришлось им отдать парню все железные лемехи.
Собрал Златко все лемехи и в деревню пошел, к кузнецу, и говорит: «Сделай мне железный набалдашник на мою дубину!»
Сделал кузнец работу, взял Златко дубину и в небо зашвырнул, а сам голову подставил и ждёт, когда дубина ему на голову упадёт. Да только дубина на голову кузнеца упала и убила его. Поднял Златко свою дубину и дальше пошел.
Видит на поле мужик землю пашет. Златко подошел и спрашивает, нет ли чего поесть? А пахарь говорит: «Сейчас моя дочь обед мне принесёт, вот я с тобой и поделюсь». Тут и дочка пахаря появилась: высокая, здоровая, красивая. Понравилась она Златко, и он жениться захотел, и говорит пахарю?
«Отдай мне свою дочь в жены!»
«Есть у неё уже женишок, - сам Усач-силач!» - пахарь говорит.
«Какой ещё такой Усач-силач? Не встретил я ещё никого сильнее меня! Да я этому Усачу как врежу своей дубинкой, так от него мокрого места не останется!»
«Усмехнулся старик и говорит: «А вон и Усач появился!»
Взгляну Златко в ту сторону, куда пахарь рукой указывал, видит, из=за горы огромный ус показался, на котором 55 птичьих гнёзд, а за ним и второй ус показался, на котором 75 птичьих гнёзд. Тут из-за горы и сам Усач появился, - великан-великаном. Подошел Усач к девушке, лег на землю, девушку себе на живот положил, она как раз две пуговицы на его жилете закрыла, и говорит ей: «Поищи-ка у меня в голове! «Кусают!»
А Златко Медвевдович незаметно подошел к затылку велика, да как вдарит ему по башке своей палицей!.... Усач ткнул пальцем в то место, куда его Златко дубиной ударил, и говорит: «Вот здесь кто- укусил» А девушка говорит великану: «Это тебя не кусают, а какой-то пришлый хвастун, что меня в жены хочет взять, тебя дубинкой ударил!»
Тут Усач  взревел, как тысяча волов, и стал на ноги подниматься. А Златко испугался, бросил дубинку и дёру дал, да так быстро бежал, что самый быстрый заяц ему бы позавидовал. Добежал Златко до реки, на берегу которой мужики землю копают.
«Помогите, ради Бога! Учас за мной гонится!» - кричит Златко.
«Один мужик ему говорит: «Садись на лопату!»
Сел Златко на лопату, и мужик его через реку перекинул.
Бежит Златко, видит сеятель поле засеивает. Златко к нему: «Укрой меня! За мной Усач гонится!» Сеятель взял Здатко одной рукой и в торбу с семенами засыпал. А Усач тем временем речку перешагнул м к сеятелю подошел: «Не видал тут хлюпика, что словно заяц бегает?»  - Усач сеятеля спрашивает.
«Да вон туды побежал той заяц!» - сеятель говорит, рукой куда-то тыча.
Убежал Усач, а сеятель продолжил работу, Сунул руку в торбу, вынул горсть семян да и швырнул их на пахоту. А вместе с семенами и Златко Медведочича зашвырнул, да ентого и не заметил. Воткнулся Златко в пашню головой, ногами дёргает, мычит, да только сеятель его не слышит.
Говорят, что Златко Медведовича то ли волки сожрали, то ли он пророс и богатырями возродился.. . Да и ладно. Это сказка не о нём, а о богатырях, которые на земле Герцеговины рождаются.


Рецензии