Старые фотографии
Первые страницы альбома были отведены фотографиям, на которых мой молодой папа танцевал народные танцы, он занимался в хореографическом кружке. Дальше большое место было отведено фото воспоминаниям о службе в армии. Ну и, конечно же, были фотографии, на которых были мне совершенно незнакомые милые молодые женщины с трогательными надписями с обратной стороны, я их очень любила читать. Как потом мне мама объяснила, это были папины девушки, с которыми он встречался до женитьбы.
Особый интерес я проявляла к маминому альбому, он был в красной обложке, на страницах, которых были прорезаны дырочки разных размеров. Мне так нравилось смотреть на молодых людей, а особенно на мою молодую мамочку, какая же она была у меня красавицей! Локоны из шикарных русых густых волос, никакого макияжа и замечательная улыбка.
Позже мама говорила, что тогда было очень модно фотографироваться. На каждой фотографии мама была в разных одеждах, шила она сама, вернее сказать, кроила на «глазок» приложив ткань к телу и без швейной машинки, руками прошивала стежок за стежком детали изделий между собой. Время то было послевоенное. Шили юбки и платья из мешков.
Очень любила смотреть фотографии, где моя мамочка совсем ещё девочкой занималась гимнастикой. Тоненькая, как березка, в косичках бантики, а рядом гимнастический снаряд – брусья. На другой фотографии группа гимнасток, мама на переднем плане в стойке «мостик». Я тогда не понимала, как вот эта девочка потом стала моей мамой.
На одной из страниц альбома была фотография молодого человека, в красивом костюме с освежающим его лицо, белым кашне, а рядом была мамина фотография совсем ещё юной девчушки.
- Кто это? – спрашивала я маму, показывая на молодого человека с курносым носом.
- Это мой друг – Саша Босый – отвечала мне мама. После этих вопросов она всегда брала в руки фотографию и очень долго рассматривала её, при этом становилась очень печальной. Всё это меня очень и очень интриговало.
- А почему он босой, у него нечего было носить? – не унималась я.
- Ну что ты, это фамилия его такая – смеялась мама.
- Он мог быть твоим мужем? Мам, а я, наверное, была бы совсем другая или меня бы вовсе не было? – не унималась я. В ответ мамочка хохотала и говорила, что я совсем ещё глупенькая.
Когда я стала взрослой, мама мне рассказывала не один раз о своём друге юности. Это была чистая и честная дружба. Вечерами молодёжь всегда собиралась гурьбой, все вместе отдыхали. В один из таких вечеров Саша Босый познакомился с красивой девушкой по имени Леся (это была моя мама). Это были её первые самые светлые и неповторимые чувства.
Леся отличалась от своих сверстниц всем: красотой, находчивостью, хитростью, а самое главное была очень гордая и неприступная. Гордость её родилась, наверное, раньше, чем она сама. Много времени они проводили вместе, ходили на танцы, гуляли по городу всей компанией.
Мама рассказывала, что за всё время дружбы с Сашей они ни разу не поцеловались, она даже под руку не разрешала её брать, а встречались около года. Потом впереди был призыв в армию и молодой солдат, приняв присягу, отправился на четыре года служить своей Родине, а в городе осталась нецелованная, но любимая Леся. Пройдет много лет и мама скажет: «Если бы я поехала к нему на присягу у меня была совсем другая жизнь».
Современная молодёжь вряд ли сможет понять это. Сейчас в моде гражданские браки, которые ни к чему не обязывают друг друга. Женщины сетуют на мужчин, вот мол, куда же подевались рыцари? О каких рыцарях вы мечтаете женщины? О каких? Когда сплошная вседозволенность, куда не посмотри везде голые «попы и сиси»…
Мой отец, только что отслуживший, был принят на завод и работал судовым разметчиком. Красавчик был ещё тот! Чёрные волосы цвета вороньего крыла, волнистый чуб немного прикрывал лоб и голубые глаза, которые сводили всех женщин с ума. Мама работала на этом же заводе крановщицей. Так мои родители оказались в одном цехе судостроительного завода.
Не заметить русую красавицу с длинной косой было не возможно. Маме льстило, что все женщины были у ног отца, а выбор то пал на неё. Вот он, зловещий и предательский прокол судьбы! Вот та подножка, которую подставила жизнь, проверяя на прочность чувства совсем ещё юной Леси и Саши Босого.
Папа пошёл в наступление и уже через месяц мои родители подали заявление в ЗАГС. Так на свет появилось маленькое чудо – я. Родители приняли решение фотографировать меня каждый год и в день совершеннолетия подарить теперь уже мой фотоальбом.
На первой странице альбома была необыкновенно красивая фотография – мои молодые родители. Эта фотография была сделана в день бракосочетания. Мама и папа были одеты в вышиванки. Мама сама вышивала одежду крестиком. По рассказам мамы их свадебная фотография долго висела на выставке у входа в фотоателье, как бы зазывая посетителей сделать на память фото.
Первая моя фотография была сделана, когда мне было семь месяцев, я лежала голышом на какой-то шкуре зверя. Вся детвора пятидесятых и шестидесятых годов была сфотографирована в этом ателье, которое находилось на центральной улице нашего города. Как и планировали родители, альбом мне подарили, когда я стала взрослой.
Миллион раз просмотренные и изученные досконально теперь уже старые фотографии лежат, где им и положено – в альбомах. На меня смотрят все те же красивые молодые родители, эти фотографии живут еще той жизнью, которая, к сожалению, уже прожита. Они даже имеют свой цвет - желтизну и запах старины. Я стала сентиментальной и без слёз не могу смотреть на лица, которые мне дороги и как можно реже достаю эти альбомы.
В моём личном архиве есть фотографии мальчишек и девчонок, моих добрых и любимых друзей, многих которых уже нет. Я помню вас, вы будете жить в моих альбомах, пока я жива.
18.11.2015г.
Николаев, Украина Автор - Людмила Трамбовецкая
Свидетельство о публикации №215111800855
Светлана Юшко 24.08.2016 15:12 Заявить о нарушении