Рецензия на спектакль Юнона и Авось

"Юнона и Авось" (Белорусский государственный академический музыкальный театр)

"Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь,
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь."

Есть театры и спектакли, которые посетить хочется, но как-то не складывается. Вот и получилось, что раз уж театр не едет ко мне, то я еду к театру.
Оказавшись волей судеб в Минске я, конечно же, не мог не посетить Белорусский государственный академический музыкальный театр, и по счастливому стечению обстоятельств именно в этот деть театр давал легендарную советскую рок-оперу композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского "Юнона и Авось".
Невероятное количество эмоций! Увидеть и услышать вживую это поистине потрясающее произведение - это, однозначно, событие, о котором будешь помнить всю жизнь! Изумительно-красивая музыкальная постановка с чарующими голосами необыкновенных актёров. Словно перерождаешься на ней - такой эмоциональный удар испытываешь за эти неполные полтора часа волшебного действа!
Причём, что оказалось особенно приятным - на сцене ставилась версия Владимира Подгородинского - более сильная и глубокая, благодаря введению отсутствующего в оригинальном либретто персонажа - Звонаря (здесь - Юродивого), завуалированного двойника, внутреннего голоса души и состояния главного героя.
Сама рок-опера рассказывает историю последних лет жизни выдающегося русского путешественника и государственного деятеля, одного из учредителей Российско-Американской торговой компании, Николая Петровича Резанова - человека легендарного и внёсшего неоценимый вклад в междержавные отношения нашей Родины и в дело освоения новых земель.
Трогательная и душещипательная история любви сорокадвухлетнего капитана и пятнадцатилетней девушки.
Сама постановка мне очень понравилась - сильная, проникающая в самую душу, невероятно красивая и очень нежная. При том - абсолютно живая. На полтора часа полностью проваливаешься в волнующий мир, созданный труппой театра на сцене.
Единственное, я, всё же, считаю, что неполные полтора часа - это недопустимо мало для такой истории. В результате, сюжет кажется рваным и обрывочным, не ощущается целостности истории. Слишком много пробелов и недоговорок, слишком большие и резкие сюжетные временные и географические скачки, хотя, конечно, Вознесенский посчитал, что зрителю будет достаточно и такого повествования. Также остаётся вопрос к названию, учитывая, что, по-хорошему, судна экспедиции Резанова "Юнона" и "Авось" не только не были ключевыми частями оперы, но ещё и их названия особо и не обыгрывались. Впрочем, к самой постановке это никакого отношения не имеет.
Само же детище поставивших его Алексея Исаева, Михаила Радинского и Евгения Хандака впечатлило меня, прежде всего, грамотно обыгранным минималистическим подходом в декорациях и реквизите. При, казалось бы, небогатом оформлении сцены, она, тем не менее, всегда была полностью аутентична месту и времени действия, а также отлично создавала полную иллюзию присутствия именно в той эпохе. Во многом, благодаря потрясающим костюмам персонажей и восхитительной постановке света. Что касается художественной части, однозначно, световое решение заслуживает самых громких похвал.
Также понравилась идея со сменой декораций и локаций - очень интересно и удачно.
Что касается именно режиссуры, я бы не сказал, что мне понравились абсолютно все решения, но смотреть спектакль, однозначно, было весьма приятно. Главное, что мне показалось немного странным - пустота, незаполненность сцены во многих моментах, когда акцент явно не был смещён на одного-двух героев. Зато вот выходы матросов через зал и общая хореография - восхитительны!
В плане музыки - ничего особенно нового, но насколько же пробивающе, пронзительно! Очень красивая обработка и подача. Самая настоящая рок-опера! Особенно удачно звучали музыкальные импровизации на темы православных песнопений - в самую душу! Единственное, мне не очень понравился баланс звука - что-то постоянно выделялось, чего-то вообще не было слышно - немного неожиданная проблема для спектакля, не сходящего со сцены вот уже почти 13 лет.
Ну и конечно же, актёры. Да, с классическим составом старой школы Караченцов-Шанина-Абдулов физически невозможно сравниться, поэтому, не имеет смысла проводить какое-либо сравнение. Но актёры Музыкального театра смогли растопить моё сердце.
И в первую очередь, я хочу особо выделить исполнительницу роли Кончиты Александру Войцехович. Я был откровенно поражён, увидев у молодой, 27-летней девушки именно классическую советскую школу постановки вокала - чистейший, красивейший голос, идеальное произношение, яркая артикуляция и сногсшибательная игра - невероятный талант и идеальная игра - пронзительная, чувственная, трогательная, захватывающая.
Также впечатлили и исполнители роли графа Резанова и отца Ювеналия Сергей Сутько и Сергей Килессо своими мощными, раскатистыми и бархатистыми чёткими голосами.
По своей игре мне особенно понравился исполнитель роли Федерико Денис Немцов - очень артистичный и яркий, живой актёр.
А вот что мне не очень пришлось по душе - так это местами нечёткое произношение актёрами текста, когда часть их речи попросту невозможно было разобрать из зрительного зала (порой, из-за плохого баланса звука), и больший упор актёров на пение, а не игру. Если вспомнить классический, первый состав рок-оперы, то её можно было понять даже без звука - насколько живо актёры играли глазами, мимикой, языком тела, насколько они проживали жизни своих героев. Здесь же этого очень не хватало. Особенно у исполнителей ролей второго плана.
Зато кастинг я бы назвал идеальным. По своему типажу, энергетике, темпераменту абсолютно каждый актёр как нельзя лучше вписался в свой сценический образ. Попадание - стопроцентное и в количественном, и в качественном отношении. Очень приятное послевкусие!
Так что в целом - очень советую заглянуть при возможности в Музыкальный театр на эту чудесную постановку - трогательную и невероятно красивую. Да, история, конечно, излишне романтизирована, но разве это и не называется магией театра?

"Ангел, стань человеком!
Подыми меня, ангел, с колен.
Тебе трепет сердечный неведом,
Поцелуй меня в губы скорей."


Рецензии