Свобода, вместо предисловия

Изменения в жизни Юрчик почувствовал, когда пошел в первый класс. До этого он ходил в садик, и жизнь представлялась ему бесконечным однообразным днем, иногда скучным, иногда веселым, но днем,  почему-то всегда монотонным. Конечно, ни к какому анализу жизни в силу своего возраста он не был способен, но просто так ее чувствовал, ощущал.

И вот настали изменения. В школе до обеда все было, как в саду, одинаково и нудно. А вот после школы! После школы Юрчик шел домой один, сам, без сопровождения взрослых.  Мама и папа в это время были еще на работе, а бабушка жила далеко, на другом конце города. Его же дом был в двух минутах ходьбы, даже дорогу переходить не надо. Дом стоял у реки и был самой высокой в округе новостройкой. На шее у Юрчика, под рубашкой,  на длинной и прочной  ленточке висел ключ от квартиры. Именно  этот ключ открыл Юрчику дверь, за которой появилась СВОБОДА.

Однажды-таки ключ потерялся. Юрчик заметил пропажу, когда уже облазил все заветные места на реке, куда ему строжайшим образом было запрещено ходить, когда вволю наигрался с мальчишками в футбол и в войнушку, когда все пацаны побежали домой обедать, … короче, Юрчик заметил пропажу перед  дверью своей квартиры. Что делать? А что станешь делать, когда голод не тетка?

Как добраться на работу к папе,  Юрчик не знал. Работа была где-то далеко, и папа ездил туда на машине. А где работает мама, в общих чертах помнил, так как бывал  там несколько раз. Бросив портфель под дверью, Юрчик отправился на автобусную остановку и сел в автобус, который случайно оказался именно тем, который был ему нужен.

Мама на полуслове прервала свой доклад, когда открылась дверь и в зал заседаний вошел взъерошенный Юрчик…  Все кончилось тем, что через некоторое время на директорской машине Юрчик был доставлен домой. Секретарша директора маминым ключом открыла ему квартиру, и свобода снова приняла его в свои объятия.

Потом, правда, позвонила мама, долго выговаривала ему. Потом позвонил папа и взволнованным голосом повторял мамины слова.  Юрчик устал, и тут он почувствовал тревогу. Тревогу и неясный страх, как будто в его жизни могут произойти какие-то новые, но нежелательные изменения. Как будто у него могут отнять что-то невероятно ценное и очень нужное ему самому. Как-то вдруг сами собой вспомнились слова бабушки, которые она говорила его родителям: «Слишком много воли ему даете».  Что такое «воля» Юрчик не понимал, но смутно догадывался, что она каким-то образом связана с ключом от квартиры. Ключ он потерял, но волю отдавать ему не хотелось.

И тут позвонила бабушка.
- Где ты лазил, что ключ потерял?
Этот бабушкин «ключ» оказался последней каплей.
- Я об этом даже думать не могу, - ответил Юрчик, не бабушке, а роящимся в собственной голове тревожным мыслям. Положил трубку и горько заплакал.
 
Конечно, в силу своего возраста он не мог думать о свободе, он просто  на собственном опыте почувствовал, что свобода – это такая вещь, с которой НАДО УМЕТЬ ОБРАЩАТЬСЯ.


Рецензии
Да, в малом возрасте вообще мыслишь по другому и вот теперь с высока прожитых лет, мы перестаем понимать наших детей. А чтобы их понять, надо всего то опуститься на один уровень с ребенком. Даже присесть и посмотреть на это чудо немного снизу. Но и этого мало. Просто надо вспомнить себя в детстве. Свобода ребенка движет к свободному развитию, пока он не почувствует страх родителей.

Вадим Кольцов   26.12.2015 22:51     Заявить о нарушении
Вот-вот, Вадим, Вы верно поняли ход моих рассуждений! Вы написали : "в малом возрасте вообще мыслишь по-другому", "надо всего-то опуститься на один уровень с ребенком", ребенок развивается свободно, пока не почувствует страх,"мы перестаем понимать наших детей".

Наблюдения за детьми приводят меня в ступор, а затем к антинаучному заключению. Почему антинаучному? Согласно науке, дети развиваются, ПОДРАЖАЯ взрослым. Мы учим их словам, понятиям, языку. Но МЫШЛЕНИЕ они, похоже, приносят с собой, оттуда. А потом земной СТРАХ забивает в них это мышление, они его теряют, искажают и начинают подражать нашему мышлению. И это происходит в возрасте от 2 до 5 лет.

Приведу пример. Юрчик после 2-х лет стал употреблять вводные слова. Меня это страшно удивляло. Ведь, как известно, вводные слова относятся к группе абстрактных. За ними не стоят предметы или явления. Вводные слова обозначают чувства и отношение говорящего к высказанному. Как можно объяснить ребенку его же чувства, которые он испытывает к происходящему? Невозможно. Да этого и не делает никто. Как же ребенок понимает вводные слова и почему умеет ими пользоваться? Загадка.

Жарким днем мы с Юрчиком возвращаемся с прогулки домой. Мне очень хочется пить. Тянусь к кувшину с водой.
- Ты пить будешь? - спрашиваю Юрчика.
- РАЗУМЕЕТСЯ, буду.
От этого"разумеется" я опешила. "Конечно, "разумеется", - рассуждаю про себя. - Когда жарко, тогда разумеется, что каждый хочет пить. Чего уж тут и думать!"

- А что будешь, воду или компот?
- ЕСТЕСТВЕННО, компот.
"Ой, а почему "естественно"? - пугаюсь. - А ведь совершенно естественно, что дети предпочитают сладкие напитки, а не простую воду. Для меня естественно пополнить запас воды в организме, а для Юрчика естественно получить вкусненькое.

И еще множество примеров. Собираю пока доказательную базу для своего антинаучного открытия. А вдруг оно окажется научным? Спасибо, Вадим, что зашли. Всего Вам самого наилучшего в наступающем году! Ирина


Сестры Ивенс   28.12.2015 14:01   Заявить о нарушении
Замечательный познавательный комментарий, спасибо огромное. И хотелось бы помочь в Ваших антинаучных исследованиях детской психологии.

Вадим Кольцов   28.12.2015 15:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.