Письмо 155. Отношение к апокрифам

11 декабря 2013 года

Здравствуйте, Николай Павлович!
 
Хотел Вас спросить, что Вы думаете об этом источнике:
 
http://www.vehi.net/apokrify/iakova.html
 
Я подписался на новости в группе "Меджугорье" в "Фейсбуке", мне иногда присылают интересные новости.
 
Так вот, мне показалось, что это "протоевангелие" - совсем не в духе Евангелия. Во-первых, там Иосиф показан как достаточно жёсткий человек, иногда отказывающийся от воли Духа Святого. А второй момент - когда они пришли на перепись в Вифлеем, Иосиф якобы оставил беременную Деву Марию в пещере потому, что Она его... опозорила. Всё это даёт мне основание предполагать, что документ ложный.

11 декабря 2013 года

Саша, дорогой, ведь это апокриф. Написан он гораздо позже смерти самого ап.Иакова, и написан даже не евреем. Возможно писавший запечатлел то, что в ту пору передавалось между христианами, как информация, исходившая некогда от ап.Иакова. Это однако не дает права судить о реальности описанного.

Здесь сказано, что Иосиф, муж Пресвятой Девы Марии, имел детей от первого брака, одним из которых был ап.Иаков. Новый Завет не дает оснований для этого.
Напротив, Мария Клеопова (стоявшая возле Марии у Креста Господнего) была родственницей (согласно преданию, -двоюродной сестрой) Божией Матери; матерью Иакова, Иосии, Симона и Иуды; жена Клеопы - одного из Емаусских спутников (Иоан.19,25; Лк.24,10; Мк.15,40,47; 16,1; Мф.27,56; 13,55; Дея.1,13; Иуд.1,1; Лк.6,16; 24,18), а именно такие имена были у "братьев Господних". Если учесть еще то, что апостолы Христовы  Иаков и Иуда были братьями, то простое совпадение с именами "братьев Господних" и их родством с именами и родством у сыновей Марии Клеоповой  становится практически невозможным. 
Мария Клеопова также в Евангелии  называется "матерью Иакова меньшого", ясно, что тут идет речь о том, чтобы не спутать его с Иаковым старшим, т.е. ап.Иаковым, братом ап.Иоанна. Ну а в каком случае в некоторой группе (в нашем случае в группе апостолов из двенадцати) будут называть одноименников словами "старший" и "младший", - только если их было лишь двое. Таким образом, "Иаков меньший", "брат Иуды" есть апостол из двенадцати. Ну а поскольку их называют "братья Господни", то значит мать их, Мария Клеопова, есть также мать и других "братьев Господних", т.е. Иосии и Симона. О том, что она являлась матерью также и Иосии и Симона было уже указано.
Вот и становится странным, как такой простой и легко запоминающийся факт, что братья Господни суть сыновья Марии Клеоповой, а не Иосифа, мужа Девы Марии, не остался в памяти у написавшего, а  подробности  из детства Девы Марии остались. Кроме того, повествование заканчивается уверением читателя, что написано это самим ап.Иаковым, что, как доказано учеными, также не верно, т.к. писавший не знает еврейских законов (т.е. не был евреем).
 
Я, читая апокрифическую литературу, воспринимаю ее как некое «народное творчество». Читая ее, можно проникнуться тем настроем, который был в то время, понять их чувства, стремление к построению некоего цельного мироощущения и т.д. и т.п. Да, возможно, некоторые факты могут быть истинными, но различить это возможно лишь исследуя массу подобной литературы, независимой от данного источника. Но и в этом случае истинность различения следует отдать благодати Духа Святого, т.к. увидеть правду возможно только благодатью Духа Истины.
 
С любовью,
НПК

Продолжение: http://proza.ru/2015/11/19/1279

Начало переписки: http://proza.ru/2010/09/06/698


Рецензии