Закрывая небо

Очерк о радиотехнических войсках
 В преддверии 15 декабря - дня Радиотехнических войск.


                Радиотехнические войска являются основным источником радиолокационной информации о воздушной обстановке. Они ведут радиолокационную разведку и обеспечивают информацией боевые расчеты командных пунктов соединений, воинских частей и подразделений авиации, зенитных ракетных войск и радиоэлектронной борьбы
В мирное время все развернутые подразделения и КП соединений и частей РТВ несут боевое дежурство по противовоздушной обороне, выполняют задачи по охране государственной границы в воздушном пространстве нашей страны, а в недалеком прошлом выполняли интернациональные задачи, на подступах к нашим рубежам, далеко за пределами нашей Родины.
                После объединения двух видов Вооруженных Сил РФ - ВВС и войск ПВО - структура РТВ практически не изменилась. Более того, в их состав вошли средства разведки и обеспечения полетов бывших ВВС, соединения и части войск ПВО Сухопутных войск. Радиолокационное поле РТВ ВВС, позволяющее контролировать воздушную обстановку, сохранено и совершенствуется на наиболее ответственных направлениях.
                Радиотехнические войска - высокотехнологичный род войск, оснащённый современными сложными и дорогостоящими образцами вооружения и военной техники. Это требует соответствующего уровня образования и подготовки специалистов по эксплуатации радиоэлектронной техники.
                Эти войска по другому называют "глазами и ушами" современной системы обороны. Сегодня единая радиолокационная система надежно отслеживает все объекты в воздушном пространстве России, а в прошлом по Советскому Союзу.
                Мозгом этого вида вооруженных сил является КП ( командный пункт) .В этом зале всегда сумрак, всегда работает вентиляция и всегда атмосфера деловой сосредоточенности. Сверхсекретный бункер - командный пункт. Сюда круглосуточно стекаются данные со всех радиолокационных станций о состоянии воздушной обстановке.
                На больших экранах и на планшетах,  видно всe, что находится сейчас в воздухе на высоте от 50 метров до 30 километров. Курс любого воздушного судна электроника отслеживает и заносит в свои ячейки памяти, а человек тут же дублирует - наносит на карту координаты самолeта,  причeм,  в реальном времени. Считается, что так , надeжнее. Если компьютер может дать сбой, то написанное человеком останется неизменным.
                Основные военнослужащие выполняющие работу на КП – это оперативный персонал, а именно , оперативные дежурные и старший оперативный дежурный ( старший офицерский состав) и непосредственные исполнители боевой работы : операторы, планшетисты и радиотелеграфисты. По другому :
• Оператор – дублирует контроль по выносным индикаторам.               
• Планшетист – прокладывает трассы воздушных объектов, на больших планшетах до 5-6 метров высотой, при большой высоте используют  два яруса . На планшетах нанесены границы контролируемого участка. В настоящее время, стали брать больше женщин, говорят, они усидчивее мужчин, раньше на таких должностях работали мужчины. За день напрыгаться по планшету можно так, что к вечеру отнимутся ноги.
• Радиотелеграфист – непосредственно принимает воздушную обстановку по радиосвязи  в виде кода «Морзе», от отдельных батальонов и рот, записывает ее в журнал и считывающий передает ее планшетисту, который фиксирует передвижение воздушной цели на планшете.
                Оперативный дежурный анализирует обстановку и принимает решения по ее контролю и при наличии нарушения границы или каких – то провокационных действий противника непосредственно отдает приказ : или на уничтожение противника или на его принудительное сопровождение и посадку на нашем аэродроме или дистанционное предупреждение о недопустимости пересечения границы.
                Объем работы в течении смены зависит от напряженности направления. Сейчас, говорят, объем небольшой, а вот сорок лет назад на западном направлении шла очень напряженная и ответственная работа. Одновременно в воздухе находились до сотни целей одновременно, некоторые в виде истребителей быстро переходили с одного участка на другой, а некоторые висели целый день в воздухе, делая постоянно провокации с пересечением границы или двигались вдоль границы совершая разведывательные полеты и внедряясь на нашу территорию. Это разведывательные самолеты и воздушные шары с разведывательной аппаратурой, которые в массовом количестве запускали на нашу территорию и они висели целый день постепенно передвигаясь под воздействием ветра.
                Вернемся в наше далекое прошлое и вспомним как все это было, таинство боевого дежурства.
                …..На плацу застыла очередная смена заступающих на боевое дежурство, слушая боевой приказ : «Приказываю выступить на защиту воздушных рубежей, нашей Родины - Союза Советских Социалистических Республик».
- Напра-а-во ! На смену боевого дежурства шаго-о-м марш.
                Клацнули в повороте сапоги и подразделение чеканя шаг по немецкой брусчатке направилось на КП. Войдя в помещение всех окутал полумрак и только мирно поблескивали индикаторы РЛС и где-то сверху падал не броский равномерно освещающий  планшеты свет, внося в обстановку спокойную и рабочую атмосферу и только негромкие команды оперативного дежурного показывали, что идет боевая работа.
                Прошла поименная проверка, замечаний нет и смена заняла свои штатные места, приступила к несению боевого дежурства на шесть часов, отработавшая смена направилась на отдых.
                Мне выпала сегодня 109 сеть, напротив окна, видно оперативного дежурного и практически весь зал. Надев наушники , сразу окунулся в работу. Время было полуденное и целей было много, скорость передачи зашкаливала. Если бы не специальные символы при написании цифр, от которых уже на гражданке очень долго не мог отвыкнуть и меня не понимали мои знакомые и родные, когда я писал цифры, то принимать на такой скорости воздушные донесения было бы практически невозможно.  Писать очень быстро каллиграфическим подчерком было невозможно.
                Другой особенностью работы с такой скоростью стала, задержка при написании в голове. Кажется, что я говорю невероятное, но это так. Все кто знаком с электроникой, знает, что такое линия задержки, когда сигнал на выходе этой линии по определенным параметрам задерживается относительно исходного так, вот при определенном профессионализме нам приходилось задерживать в голове по десять и более целей и вся анфилада цифр, медленно прокручивалась в голове и рука достаточно медленно выводила цифровую информацию в журнале. На самом деле, эта задержка было несколько секунд, но этого времени хватало, чтобы записать информацию правильно.
                По прошествии нескольких лет после демобилизации, пытался так принимать и не смог. Видимо организм вгоняет себя в рамки невозможного, когда от него требуется совершить что-то запредельное . Напряжение в момент таких пиков нагрузки очень высокое, калории теряются мгновенно и после смены ощущаешь какую- то прострацию, физической нагрузки мало, но мозг в это время работает очень интенсивно.
                Хотя сама по себе вроде информация стабильная : номер цели – четырехзначный, квадрат нахождения цели - семизначный , индекс принадлежности состава цели двух-трехзначный, высота в гектометрах трех-четырехзначный и время фиксации- четырехзначное.
Например: 4231 6744532 62 100 1412, вот и смотрите, как можно в голове держать до десяти целей. Но самое главное, что их не запоминаешь, это происходит как- то автоматически, на подсознательном уровне.Ты являешься как бы посредником. Если перевести на современную технологию. В настоящее время существуют программы позволяющие голос превращать в запись информации на экране компьютера т.е обыкновенный текст. Вот наши головы в то время представляли такую программу превращения.
                Но я отвлекся, а в окне наблюдаю такую картину. Цель двигавшаяся вдоль границы, резко меняет направление и идет на прямое нарушение, считывающий сидящий рядом со мной передает правильно, а планшетист,  как-будто не хочет вести цель к границе и продолжает вести ее вдоль, делаю знак начальнику смены, он передает оперативному дежурному, тот бежит за планшет и вытаскивает оттуда планшетиста и скользящим ударом по верху головы отрезвляет его, несколько раз трясет и наконец тот начинает бубнить что- то невнятное. Оказалось, что не все воспринимают серьезность такой ситуации и реагируют в меру своей сознательности. В данном случае за планшетом стоял солдат из Ташкента, толи его рано отправили на боевое дежурство, толи он это воспринимал как нечто не обязательное, но его с нашей части отправили куда-то. По его словам, он испугался, что это на самом деле пересечение границы и думал не заметят , повел цель вдоль границы.
                Но тем не менее оперативный дежурный стал передавать на КП приданного авиационного полка:
- Обнаружена новая цель… низколетящая… азимут 75… дистанция 30….. занимайте 1500. Слышно было через две – три минуты взревели двигатели двух перехватчиков МИГ-21, кратковременно сотряслись стены КП и они ушли в воздух , в ночь на перехват. Через некоторое время было получено сообщение о нарушителе. На этот раз пронесло, им оказался легкомоторный самолет из ФРГ, который не имея нормальных средств навигации, залетел на нашу территорию, но самолету было дано указание следовать на наш аэродром и он был посажен. Потом следовали разбирательства, международные суды, но он еще долго стоял у нас сиротливо на поле.
                Хотя, данное преступление посягает на режим Государственной границы России, установленный Федеральным законом от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации"*. Согласно указанному Закону (ст. 1) Государственная граница — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, это пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
                Государственная граница РФ закрепляется международными договорами. Границы РФ с государствами — бывшими республиками СССР не оформлены в международно-правовом отношении, но они имеют статус государственных и подлежат договорному закреплению. Государственная граница на местности обозначена пограничными знаками. А в воздухе линией по координатным сеткам в виде квадратов и определенных местах допускается пересекать государственную воздушную границу по определенным коридорам, которые регистрируются в международных договорах. Пропуск воздушной цели с пересечением границы, без уважительной причины – это уголовное преступление.
                Я уже отмечал, что бывали случаи и неоднократно, когда самолеты НАТО несанкционированно пересекали границу во время крупных учений и вот такой момент происходил, когда  Группа войск подвергалась всесторонней итоговой проверке, в которой принимали участке почти все заместители Министра обороны во главе с Маршалом Советского Союза Гречко А.А.. На заключительном этапе проверки было проведено на полигоне тактическое учение с несколькими соединениями.
                На командном пункте находился Заместитель Командующего ВВС генерал-майор авиации Модяев И.Ф.  В один из солнечных дней, когда почти все руководство Министерства обороны находилось на полигоне, генерал Модяев И.Ф. доложил, что боевой самолет западных государств пересек государственную границу ГДР и летит курсом на полигон, наши истребители выводятся к самолету-нарушителю и ждут команды. Тут же Модяев И.Ф. доложил, что летчики докладывают, что самолет-нарушитель с опознавательными знаками США РБ-66 « Канберра».
                Была подана команда принудить самолет к посадке, при его отказе следовать на посадку открыть предупредительный огонь. Модяев И.Ф. доложил, что после предупредительного огня самолет-нарушитель отказывается следовать на посадку, после этого ему было приказано уничтожить самолет-нарушитель.
                В это время самолет США уже был над полигоном, и все наблюдали, как наши истребители, пустили по нему одну ракету "воздух-воздух", самолет-нарушитель сделал левый крен и начал падать на землю. Из самолета летчики катапультировались и приземлились в районе Гарделегена. Затем летчиков по договоренности передали другой стороне на сторону ФРГ.
                У некоторых руководящих работников возникло сомнение о правильности действий дежурных сил ПВО Группы войск по этому самолету-нарушителю. В частности, они заметили, что самолет РБ-66 сбит в центральном воздушном коридоре и что согласно Потсдамским соглашениям в воздушных коридорах ГДР разрешены полеты только военно-транспортным и транспортным самолетам западных государств.
                Боевым самолетам полеты в воздушных коридорах ГДР запрещены. Самолет РБ-66 является боевым самолетом-разведчиком, он пересек государственную границу ГДР с разведывательными целями, тем более что здесь на полигоне проходило крупное тактическое учение. Все боевые самолеты, отказывающиеся следовать на посадку на один из ближайших аэродромов, после открытия предупредительного огня, согласно существующим положениям подлежат уничтожению. В конце концов этот вопрос был урегулирован и действия были оценены как правильные и единственно верные.
                Но я, думаю, у всех на слуху полеты Пауэрса, 1 мая 1960г и полет гражданина ФРГ Руста 28 мая 1987г, по которым делалась неправильная оценка работы радиотехнических войск, что якобы просмотрели и не смогли вовремя сбить или посадить. Все это неправда. Ни один нарушитель за весь период работы радиотехнических подразделений не перелетел границу неопознанным и по которому не были переданы руководству все данные его местонахождения.               
                Если это и происходило , то по вине начальствующего состава, по причине не профессионализма  или нежелания взять на себя ответственность, по другому трусости. Хотя было несколько перелетов за границу, наших самолетов. Это по-моему Су-7Б и МИГ-21, но здесь сыграл человеческий фактор. Во-первых самолеты были наши и не все адекватно могли воспринимать эти перелеты и во-вторых зная технические данные наших РЛС того времени, они перелетали на очень низких высотах, по которым РЛС тогда не работала.
                Но тем не менее это было огромное ЧП, резонанс которого молодой российский гражданин вряд ли сможет оценить в полном объеме, настолько обыденным стало представление о той армии, как слабой и имеющей на вооружении давно устаревшую технику. А тогда советские люди были абсолютно уверены в надежности противовоздушной обороны страны.
                Вопрос об ответственности лиц, отвечающих за противовоздушную оборону страны, был поставлен в повестку дня высшего руководящего органа — Политбюро ЦК КПСС. На заседание в Кремль прибыли министр обороны СССР Маршал Советского Союза С.Л. Соколов, начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза С.Ф. Ахромеев, первые заместители министра обороны Маршал Советского Союза В.Г. Куликов и генерал армии П.Г. Лушев, заместители министра генералы армии Д.Т. Язов (по кадрам) и В.М. Шабанов (по вооружению), начальник Главного политического управления СА и ВМФ генерал армии А.Д. Лизичев, главком войск ПВО главный маршал авиации А.И. Колдунов.
                Высшим военным был устроен самый настоящий разнос. «За халатность и неорганизованность в пресечении полета самолета-нарушителя, отсутствие должного контроля за действиями Войск ПВО» с должности главнокомандующего был снят главный маршал авиации Колдунов, а с должности командующего войсками Московского округа ПВО — маршал авиации А.У. Константинов. Но на этом Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев не остановился: случившееся он прямо увязал с обстановкой в Министерстве обороны, которую расценил как нетерпимую. По его предложению маршал Соколов был отправлен в отставку.
                Такого оборота дела никто из военных не ожидал. Даже по формальным причинам маршал нести столь суровую ответственность не должен был: в день происшествия он находился вместе с Горбачевым в ГДР. За него в Москве оставался генерал армии Лушев, на месте находился и начальник Генштаба маршал Ахромеев, отвечавший за боевую готовность Вооруженных Сил. Но об их ответственности речь даже не шла.
                По мнению Д.Т. Язова, ставшего новым министром обороны (мнение, правда, высказано через десяток лет), несмотря на серьезность происшествия с Рустом, Соколов не заслуживал снятия с должности. Горбачев просто воспользовался удобным поводом, чтобы избавиться от строптивого министра. Последнему «аукнулось» принципиальное возражение против включения тактической ракеты «Ока» (СС-23) в перечень носителей, подлежавших ликвидации по советско-американскому договору по ракетам средней и меньшей дальности (РСМД) — соответственно от 1000 до 5500 км и от 500 до 1000 км. Руководство Министерства обороны было категорически против включения «Оки», имевшей дальность полета до 450 км, в предмет переговоров. Однако госсекретарь Дж. Шульц «уговорил» министра иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе подвести ее под понятие «ракеты меньшей дальности», а значит, под сокращение. Эту линию без совета с военными поддержал и Горбачев.
                Но о категорических возражениях Соколова и других высших военных руководителей, как и их неподатливости в иных подобных случаях, генсек не забыл и буквально через месяц после коллизии с «Окой» рассчитался с министром.
                По свидетельству секретаря ЦК КПСС А.Ф. Добрынина, «разбор полетов» в Политбюро тщательно готовился. В ход были пущены все закулисные маневры, в которых ведущую роль играли Шеварднадзе, секретарь ЦК Е.К. Лигачев и, конечно же, сам Горбачев. Сменой руководителя военного ведомства последний надеялся пробить брешь в мощной оппозиции проводимому им курсу на «новое политическое мышление», которая существовала в военных кругах. Очень скоро ближайшее окружение генсека с удовлетворением потирало руки: в руководстве Вооруженными Силами удалось совершить «тихий переворот», так как вскоре были вынуждены уйти в отставку и другие видные военачальники, которых серьезно беспокоила линия Горбачева на уступки американцам и явно наметившееся разрушение военно-стратегического паритета.
                Хотя есть такая версия, что Руста специально запустили, чтобы снять с должности Соколова, который сильно мешал Горбачеву. Вообще-то маршал сам собирался ставить вопрос об уходе с поста министра обороны. Хаотичность перестройки, непродуманность и поспешность проводимых в стране реформ, нарастающие в Вооруженных Силах проблемы, игнорирование командой Горбачева самых насущных проблем безопасности страны — все это тяжело отражалось на моральном состоянии армии и последующий вывод войск из Германии, надолго нарушил паритет по воздушным границам.


Рецензии