Паутинная метка

Под грязными ботинками дрожала нить. Я шел по этой нити, рискуя потерять равновесие. Меня мучили вопросы: «Сорвусь ли на этот раз?», «Будет ли мне страшно сегодня?» «Потеряю ли я работу?», «Потеряю ли я деньги?», «Потеряю ли я время?», «Сделаю ли сегодня что-то важное?».

Я шел на работу. И шагал по одной и той же нити каждый день, потому что так построены дороги в нашем городе. У каждого человека своя собственная нить. С нее нельзя сойти и опасно сорваться. Правда, нередко приходится переходить на другую нить. Всегда можно сделать свой выбор. Всегда можно перелезть на другую нить, если не боишься высоты. Но всегда нужно помнить, что каждый совершенный выбор порождает новые проблемы. А это значит, появятся новые разветвления нитей. А значит, будут новые проблемы, а за ними -новые решения.

Я шагал по своей нити, а впереди маленький паук плел дорогу для меня. Как же мне надоело его постоянно видеть, каждый день и каждую минуту! Но мне приходится смотреть на него. С самого рождения мне была дана специальная метка в виде кляксы на белой рубахе.

Меня с детства учили шагать по своей нити. Вообще, в этой жизни все очень непросто.

Когда я родился, на меня надели белую рубаху с темной кляксой. Темная клякса была сплетена из черных нитей и по форме напоминала паука. Ее лапы тянулись к верху рубахи и заканчивались в районе груди. Каждый раз, когда я смотрю на отражение в зеркале, мне кажется, что этот паук на метке хочет меня задушить. Я не мог избавиться от этой рубахи. Она росла вместе со мной, и мне запрещали ее снимать. И я рос вместе с этой меткой.

Когда я повзрослел, я спросил у мамы, зачем мне эта вышитая клякса. Мама ответила, что это метка- самое важное, что есть в моей жизни. И пойму я это, когда вырасту.

Когда я вырос, я так и не понял, в чем была важность этого пятна. Я понимал лишь одно: эта клякса притягивала к себе пауков. Благо, пауки были совсем маленькие. Они преследовали меня изо дня в день. Они плели каждый раз одну и ту же нить, по которой я шел по своим делам.

Каждое утро я вставал с постели, и каждый раз мне приходилось выпутываться из целого слоя паутин, облепивших мое одеяло. Вставая хоть с правой, хоть с левой ноги, я всегда наступал на липкую паутину. Паутина преследовала меня и дома, но по ней я не обязан был ходить. Но выйдя за пределы своей квартиры, не оставалось ничего, кроме как шагать по надоедливой нити.

И вот, на небе однажды сгустились тучи. В это время я шел по нити к себе на работу- в качестве работника закусочной. Впереди меня и так ждало мало приятного. Работа в забегаловке- это бесконечно плетущиеся нити заказов. Ты должен все записать, все запомнить, ничего не перепутать. Это как решать головоломку в какой-нибудь детской книжке. Помните, там можно было, например, помочь принцессе выбраться из заколдованного леса, который представлял из себя лабиринт? Вы водите карандашом по проходам и ищите выход. Вы должны правильно провести нить дороги и не упереться в тупик. То же самое и с работой в забегаловке. Отправной точкой нити является капризный клиент. А конечная точка- его заказ. И моя задача: правильно свести концы с концами и дать клиенту то, чего он желал в начале. Что ни день- то вечное распутывание паутин.

И вот, я шел по своей нити, опасаясь всего: опоздать на работу, сорваться с нити, задуматься о смысле жизни. А тучи все сгущались и сгущались. Нити задрожали от дальнего рокота грома, и шагать по паутине стало трудней. И вот, первые капли дождя ударили по нитям. Моя тонкая полоса пути вылетела прямо из-под ног. Я сорвался с нити, но успел ухватиться за нее. Я потянул мышцы рук, но смог удержаться. Нить в руках звенела от ударов дождя. Капли барабанили мне по рукам, заползали между пальцев и словно пытались разжать мне ладони. Мои силы были на исходе. И тут мне совершенно внезапно приспичило задуматься: а стоит ли держаться? Почему бы, правда, не покончить с этим безумным хаосом паутин? И тут мне стало интересно: если я сорвусь вниз, что меня там ждет? И я поглядел, что находилось под ногами.

Внизу сверкал обычный асфальт, в эту дождливую минуту покрытый лужами. Самое удивительное, что он был не так высоко. Если спрыгну- не разобьюсь. Стоит мне разжать пальцы, и я уже там… Странно, почему я раньше не догадался поглядеть вниз, за все мои годы жизни. Ведь это так просто- посмотреть вниз. Наверное, воспитание сработало. Учили ведь меня с пеленок: не смотри вниз, упадешь! И я не смотрел вниз, потому что боялся упасть. Как все просто. И ведь я по сути не знал, чего боялся все это время! Впрочем, люди всегда боятся неизвестности- эта истина стара как мир.

Я разжал ладони. Но странно: я остался на месте, хотя ни за что не держался. Но тут же я почувствовал, как под ногами задрожала еще одна нить. Хитрые пауки! Они увидели, что я пытался полететь вниз и сплели подо мной еще одну паутину. Причем эта паутина вела к моей прежней дороге.

Дождь прекратился. Я продолжил свой путь на работу, но с тех пор загорелся желанием попасть вниз. Стало до боли интересно, как там живется, на асфальте? К тому же, этот проклятый дождь отнял у меня много сил, и рабочий день прошел в насмарку. Нити заказов собирались в один запутанный клубок, который нельзя было распутать. Клиенты ругались и обливали меня своим гневом. Начальство вызывало к себе и делало мне выговор. Оплетенный нитями депрессии и усталости, я возвращался домой и несколько раз пытался сорваться вниз. Но пауки оперативно мешали в этом, и я все время приземлялся на очередную паутину.

Меня как никогда потянуло к асфальту. Но чтобы оказаться там, нужно было избавиться от паучьей метки. А избавиться от него был очень просто.

На следующий день я отправился в ближайшую прачечную. Это место оказалось удивительным. Никакой очереди, никакой суеты. И как только я пересек порог прачечной, пауки перестали меня преследовать и плести подо мной паутины. Уже тогда я почувствовал, что такое свобода.

Прачка, которая стояла за стойкой, была весьма необычна. Ее длинное платье переливалось цветами радуги. На голове- странная прическа, напоминающая шарики, сложенные в пирамиду.

-Чем могу быть полезна? -улыбчиво спросила прачка.

Я снял с себя рубаху и сказал: «Избавьте меня от этой кляксы!». Прачка вскинула брови и спросила: «Вы в этом уверены?». Я ответил: «Да.» Прачка еще раз переспросила, но мой ответ был тот же.

-Запомните,- сказала прачка,- будут последствия.

-Запомню, -ответил я.- Приступайте.

Я снял рубаху. Прачка забрала ее и скрылась за дверью с железной эмблемой солнца. Не прошло и 5 минут, как женщина вернулась с моей одеждой.

-Рубаха в порядке? –обеспокоенно спросил я.

-Рубаха чиста,- ответила прачка. –Чиста, как пустота, чиста, как бесцельный день. Чиста, как Вы.

-Значит, можно уже забрать?

-Безусловно,- ответила прачка и протянула мою одежду.

Я забрал ее и развернул. И я был изумлен. На том месте, где раньше была клякса, теперь зияла дыра. Я поднял возмущенные глаза и надеялся своей сердитостью прожечь негодницу-прачку насквозь. А ей было до фонаря.

-Что это? –спрашиваю я.

-Пятно можно было вывести только так, -невозмутимо ответила прачка.

-И как я с этой дырой буду жить? –спрашиваю я.

-Так и живите.

Я надел на себя рубаху и вышел из прачки. За пределами этого таинственного места меня ждал сюрприз: никаких пауков, никаких паутин меня не поджидало. Я мог быть счастлив. Проблемы перестали меня преследовать. Я смог жить обычной жизнью. Я спрыгнул вниз, на асфальт. Свобода!

Асфальт показался мне мягким и теплым. А раньше я думал, что он достаточно твердый и сырой. Луж, которые были здесь во время дождя, и в помине не было. Я бросился вскачь по асфальтовой дороге, обегая дома и рассматривая высокие паутины над головой.

Я свободен от паутин, свободен от суеты! Свободен ото всех и вся! Больше я никому ничего не должен и никому не обязан! Я бегал по асфальту и чувствовал себя птенцом, который долгое время застревал в кустах и наконец вырвался на свободу!
Свобода. Больше мне ничего не нужно. Я мог питаться ей и дышать. 

Дни летели стремительно, не успел я оглянуться. Я спал на асфальте, не чувствуя ни холода, ни голода. А питался я воздухом свободы, наполнявшую все мое время. Я сам не заметил, как покрылся сединой, морщинами, а голоса и движения отдавали скрипом.

И вот я как-то присел и посмотрел на дыру своей рубахи. Раньше там была паутинная метка. И через получившуюся дыру я мог бы увидеть собственный пупок. Но вот проблема: пупка за дырой не было… Я коснулся этой дыры пальцем и ничего не почувствовал. Я засунул в целую ладонь в это отверстие и фактически погрузился в свой собственный живот. Ничего не нащупав внутри себя, я погрузил целую руку в самого себя.

И я ужаснулся. Во мне было пусто. Я даже не мог нащупать дна. Плохой знак.

Недолго думая, я дошел до подножия прачечной и принялся кричать. Оттуда вскоре вышла моя старая знакомая прачка.

-Что со мной? –спрашиваю я.

-Быстро стареете, -то ли прокомментировала мою внешность, то ли ответила на мой вопрос прачка.

-Почему во мне все так пусто?

Прачка глубоко вздохнула и с сожалением посмотрела на меня.

-Вы же сами хотели избавиться от кляксы. А ведь это метка, по которому к Вам могли прийти пауки и наплести проблемы. Ведь человек по большей части наполняется повседневной суетой и проблемами, которые ему приходится решать. А если он лишает себя всяческих проблем- он пустеет, и жизнь пролетает значительно быстрей.
 
-Но почему? –спрашиваю я.- Почему так происходит?

-Потому что наша Королева Паутина еще за несколько веков насмотрелась, как свободные, ни в чем не нуждающиеся люди повергли свой мир в хаос. И с тех пор асфальт под нашей паутиной превратился в болото. И это болото питается пустотой и может почувствовать его внутри жертвы. Оно сначала высасывает из вас все, что было у вас прежде. Затем оно принимается за вашу пустоту, и оно поглощает вас целиком. Если Вы и дальше пройдетесь по асфальту, он Вас проглотит.

-Как теперь мне жить,- спросил я.- Без кляксы, без проблем, без всего?

-Так и живите, -ответила прачка. –Пока Вас не поглотит асфальт. Если конечно…

-Если, конечно, что?

-Если, конечно, Вы не принесете что-то в жертву.

-Какую жертву? -во мне затеплилась надежда.

-Да любую. Даже самую маленькую. Тогда, может, все будет не так безнадежно. А теперь извините, у меня дела.

Прачка вернулась в заведение. Я снова один. Вокруг не было никого, даже пауков. Господи, кто бы мог подумать, что я буду скучать по этим мерзким тварям?! А ведь когда-то желал избавиться от них. Ведь они приносят столько хлопот, проблем, от которых не хочется жить. И вот, когда я обрел свободу, я должен был понять, что обманывал себя? Что я не могу жить без суеты? Что все это время я нуждался в пауках, в паутинах?

Внутри моего пуза, где все наполнилось пустотой, неприятно заныло. Казалось, сейчас меня стошнит. Было бы чем.
 
Под ногами жадно захлюпал асфальт. Это означало, что сейчас настанет мой конец. Я должен был вернуться к своей паутине. Она висела прямо над моей головой. Посреди пасмурного неба едва различалась тонкая нить, но слабая дрожь выдавала ее. Я протянул к ней руку. Но нить висела слишком высоко. Асфальт, между тем, захлюпал громче. Я попробовал сделать шаг, но не смог. Асфальтовая жижа впилась в мои ботинки. Я застрял. Меня скоро поглотит болото. Это была проблема.

Удивительно. Ведь я избавился от кляксы, чтобы избавиться от паутины. Я избавился от паутины, чтобы избавиться от проблем. Я жил без проблем, и я без них опустел. Какая же это проблема- жить без проблем. Я потерял свои нити, потерял свои дороги. А земле ничего не остается, как поглотить меня. Ведь я такой «беспутный», «беспроблемный» и пустой.
Но постойте… Ведь сейчас асфальт поглощает ботинки, а не меня!

Я расшнуровал ботинки, вынул ступни и встал поверх своей обуви. Я стал выше, всего на пару миллиметров. Но оказалось достаточно и этого. Мне как раз не хватало двух миллиметров, чтобы коснуться своей паутины.

Прыжок. И вот паутина зазвенела в моих пальцах. Я висел, держась на тонкой нити. Мои носки обдувались ветром. А в голове одна лишь мысль: «Черт, мне босиком теперь идти?» Моя голова заполнялась проблемами. «Как дойти до дома?», «Когда заработаю на новые ботинки?» «Где купить новые ботинки?», «Какие должны быть новые ботинки?», «И зачем мне вообще нужны новые ботинки?». Паутина почувствовала это. По ней пробежался маленький паук, проскользил по руке и залатал на моей рубахе новую метку в виде паука. Было щекотно. Руки не выдержали, и я полетел было вниз… Но под ногами уже оказалась новая, «свежесплетенная» нить. А паук, починивший мою метку, слез с моей рубахи и побежал вперед- плести для меня прежнюю дорогу.

Я снова мог шагать по паутине.

Сейчас мне хорошо. Мне есть куда идти. Мне есть, что выбирать. Мне есть, что решать. Но это только пока. Через несколько дней меня снова потянет вниз. Снова захочу уйти от проблем. Снова попытаюсь избавиться от кляксы на своей груди. И мне придется снова вспомнить: «Разве можно считать проблемой отсутствие проблем?».

***
На следующий день я вышел из дома и пошел по своей нити на прежнюю работу в забегаловке. Под ногами дрожала нить. Впереди меня суетились пауки. Кругом звенели и дрожали другие нити окружающих меня людей. Эти люди, как и я, шли к своей судьбе, выполняли свое предназначение. Мое предназначение- распутывать нити капризных клиентов. Неприятная работа. А ведь бы я мог выбрать новую профессию. Пойти по другой нити. Но, если так подумать, их распутывать кто-то же должен?

Нити звенели и дрожали. Перечеркивали небо, перечеркивали асфальт. Тонкими полосками резали свободу, кромсали пустоту. И все, что нитям нужно от человека- это равновесие.
 

Конец.


Рецензии