Моя первая зарплата

Шли годы... С особой радостью и волнением мы, четвероклассники, ждали последнего учебного дня в Ниновской начальной школе. Моя первая учительница Машкара Полина Александровна вручила каждому из нас ведомости и  пожелала доброго пути. В руках скромный листочек -  билет из беззаботного детства в неизвестное прекрасное далёко - юность. Мы, как оперившиеся птенцы, вылетели из маленького гнёздышка. На душе тревожно и радостно. Что там впереди? Дальнейшее обучение предстояло в средней школе.

А между тем начиналась весёлая пора летних каникул. По всей Ниновке как звоночек разносился слух о приезде горожан. А это означало, что начинается дачный сезон. Приветливые односельчане радовались каждому новому гостю. Мы же, дети, с особым волнением ждали встречи с друзьями из Москвы, Горловки, Донбасса...

- Таня, здравствуй! Подойди сюда! - подозвала меня однажды соседка тётя Маруся Потапова.

Потапова Мария Михайловна, жила с нами по соседству, работала бригадиром на Госплемптицезаводе. Навсегда запомнилась мне своей важной походкой, чистым халатом и беленьким платочком.

- Хочешь поработать на утятнике во время каникул? Маме поможешь, а то ей одной трудно вас поднимать. - доброжелательно заботилась соседка.

-Не знаю. Надо у мамы спросить. - растерянно ответила я соседке.

- Ты же не белоручка?! Ты же не такая, как другие? Ну, соглашайся, Таня!

Я почувствовала, как загорелось пламенем моё лицо. Мне не пришлось долго раздумывать, и я согласилась.

Госплемптицезавод занимался выращиванием кур и уток. Инкубатор находился на совхозе, сейчас это посёлок Прибрежный. Вылупившихся утят перевозили в машинах в  другую часть завода - в лагерь, который был оборудован на правом берегу реки Оскол между Ниновкой и Песчанкой. Взрослую готовую птицу перевозили в Чернянку на мясокомбинат. Этот конвейер работал чётко каждое лето.

- Мам, тётя Маруся предложила мне поработать на утятнике. Ты разрешаешь? – спросила вечером у мамы.

 -Вот, молодец Мария! - радовалась мама. - А на какое время ?

- Мам, она сказала, что вначале на две недели, а потом - посмотрим. Завтра утром уже можно идти на утятник.

- Ну, и Слава Богу! Подзаработаешь себе на школу. - одобряла мама моё желание работать.

- Только тяжёлые мешки не поднимай, а то, не дай Бог, спину сорвёшь? - озабоченно добавила бабушка Паша.

Утро следующего дня выдалось тёплым и солнечным.

- Как хорошо! - думала я, идя через переулок.

-Тань, ты куда с утра пораньше? - поинтересовалась у меня моя крёстная, сидевшая на скамеечке у дома.

- Здрасте, крёстная!

- Я на утках буду работать!

- Молодец! Мамке помощь будет!

Сначала через Хуторок, а потом вдоль берега речки я направилась в сторону Песчанки.

Так началась моя трудовая жизнь. Три раза в день вёдрами нужно было разносить в кормушки комбикорм и граксу с неприятным рыбным запахом. Прожорливые утки, моментально опусташая кормушки, снова и снова кричали, требуя кормёжки.

Первую неделю работалось легко, позже усталость давала о себе знать.

- Ещё один рабочий день окончен. - размышляла я, возвращаясь домой.

Июньский вечер, лаская своим мягким теплом, напоминал парное молоко. Медовый запах белой акации целебным эликсиром плыл по деревне. Около Потаповых на скамеечке сидели мама и соседка тётя Маруся.

- Таня? Ну как день прошёл? Устала? А мы с тётей Марусей вот сидим, ждём тебя. - с улыбкой встречала мама.

- Нет, я не устала.

- Бабушка Паша вареников с клубникой наварила, ждём тебя ужинать! - весело подбадривала мама.

Ужин, и впрямь, был вкусный! Пышные вареники с клубникой я уплетала за обе щеки.

-Ешь, ешь! Устала, небось? - заботливо подкладывая добавку, приговаривала бабушка.

- Лид, завтра надо сходить на почту, заплатить за радио и зайти в сельсовет насчёт межи. Что ж Зинка с Мишкой такое делают? Новый забор на нашу землю на целую лопату передвинули!

- Не хочется связываться с ними. - рассуждала мама.

- Я бы сама дошла, да ноги болят. А ты сходи! Любовь Васильевна порядок наведёт! - настаивала бабушка.

Архипова Любовь Васильевна – председатель сельского совета. Эта энергичная властная женщина была хорошей хозяйкой нашего села. Она быстро и умело решала проблемы, помогая каждому жителю. Благодаря ей в Ниновке построены детский сад, сельский совет... После неё село не припоминает ни одного председателя, которого можно было бы сравнить с ней! 

Вечерело...

- Тань, ну как вареники? Понравились? Что-то ты молчишь?!

- Спасибо, бабуль! Очень вкусные. - поблагодарив бабушку, я спешила к своим подружкам по которым за день успела соскучиться.

На улице я встретилась с тётей Марусей.

- Таня, завтра на машине поедете с тётей Верой в Чернянку! Уток повезёте на мясокомбинат! - объявила мне соседка.

В знак согласия я кивнула головой.
На следующее утро машина с высокой будкой, разделённой на клетки, подъехала очень рано.

- Тань, давай быстрее. - торопила меня бабушка. Тебя ждут.

Схватив небольшой свёрточек еды, я выбежала к машине.

В будке было двадцать клеток. В каждую клетку нужно было загрузить по пятнадцать уток и в Чернянке выгрузить. Я очень волновалась, что у меня не получится погрузить уток в клетки.
Утки, предчувствуя приближающуюся опасность, громко кричали, били крыльями, оставляя болезненные ранки на руках. Эта работа мне казалась самой тяжёлой. Но быстро наловчившись, мне удалось справиться с трудной работой. 

С особым волнением я вспоминаю те летние трудовые дни. Вот один из них.

- Таня?! Можно тебя на минуточку. - обратилась ко мне тётя Маруся, подойдя к нашему дому. - Завтра поедешь с тётей Верой на комбинат в инкубатор, заберёте маленьких утят и отвезёте в Песчанку на откорм.

С волнением я ждала утро следующего дня. Было интересно, какой он, инкубатор? Мне хотелось подержать в руках маленьких утят.

На следующий день машина приехала за мной ровно в девять.

- Садись, Танюш, к нам в кабину. - предложила тётя Вера. - Поедем в этой «душегубке» за утятами.

- Почему она так называет эту машину? - удивлённо размышляла я.

А позже узнала почему.

У проходной на совхозе всегда было многолюдно, выезжали машины, телеги, гружённые коробками с цыплятами.

- Тань, иди сюда. - подозвала меня Потапова Валентина, дочь бригадира тёти Маруси. - Пойдём в инкубатор.

Неприятный запах и писк крошечных утят встретили меня в инкубаторе. Я пробовала закрыть нос рукой, но все старания были бесполезны...

- Ничего, привыкнешь! – улыбаясь, подбодрила меня Валентина.

Картонные коробки, наполненные маленькими утятами, стояли в ряд у большого сортировочного стола.

- Валентина взяла в обе руки птенцов и обратилась ко мне:

- Вот видишь у одного птенчика пупочек? Этого надо уничтожить - это брак.

Она резко ударила головой птенчика о край металлического стола.

- А этот хороший! Видишь, у него нет пупочка? Его в коробку!

- Я не смогу убивать! У меня не получится. - от жалости к этим маленьким созданиям, моё сердце сжалось в комочек.

- Тань, они всё равно сдохнут! Если боишься бить, то откладывай их в другую коробку, потом разберусь с ними! - объяснила Валентина.

Коробки с отсортированными птенчиками мы загрузили в машину. Валя села в кабину к водителю, а мы с тётей Верой уселись в будку с утятами. Машина тронулась. Металлический фургон не проветривался. От жаркого солнца он накалился как духовка. Невыносимая духота, писк утят -  всё это соответствовало названию - душегубка. Машина везла нас по ухабистой полевой дороге. От всего этого тошнило, но я терпела и смотрела на тётю Веру. Она, стараясь облегчить страдания, то и дело откидывала голову назад и ртом хватала воздух.

Наконец машина остановилась.

-Ну, всё, Танюш, выпрыгивай! Наши мучения закончились! – скомандовала, уставшая тётя Вера.

Я полуживая выбралась из «душегубки» и, опираясь о борт машины, направилась к ближайшей скамеечке.

- Таня, можешь идти домой! На сегодня работа закончена. - скомандовала Валентина, заметив моё состояние.

Но, тем не менее, две недели пролетели быстро. Тётя Маруся, как бригадир, уверенно пообещала получку к осени.

- Ну, Таня, к школе и первую зарплату получишь! - хлопая меня по плечу, подбадривала соседка.

Я же радовалась, что справилась с нелёгкой работой наравне со взрослыми. До школы оставалось ещё два месяца летних каникул. Незабываемые летние вечера до сих пор хранит моя память. Односельчане после трудового дня любили сидеть у домов на скамеечках. Одни играли в карты, другие - в домино. От всего этого Ниновка выглядела по-домашнему уютно.

Напротив нашего дома около Котляровых на лавочке когда-то собиралась молодёжь. Тётя Маруся  Котлярова выносила стул, на который усаживался её сын Володя с баяном в руках. Он, ловко  перебирая клавишами, наигрывал и задушевные мелодии, и весёлые плясовые. Все с радостью слушали, кто-то подпевал, а под весёлую музыку плясали ...

Вечерами с подружками мы долго забавлялись разными играми, а позже надевали самые нарядные костюмы и по главной ниновской улице шли в сторону клуба в кино.

 - Смотрите! Верочка из Москвы приехала! - радостно объявила однажды подружка Таня.

Вера приезжала на летние каникулы к своей бабушке Ане. Сердце выпрыгивало от радости при встрече со своей любимой московской подружкой. Поприветствовав друг друга, мы долго планировали, как будем проводить летние каникулы.

Всё лето мы не расставались с весёлой подружкой. Быстро выполнив ежедневные домашние поручения, которые давали нам родители, мы с радостью бежали друг к другу и тогда внедряли все те планы. От всего этого на душе было радостно и легко.

Днём большую часть времени мы проводили на речке. Отчаянная Верочка и её старший брат Серёжка показывали прыжки «сальто». Мы же смотрели, затаив дыхание.

- Как у них так всё ловко получается? - восхищалась я, наблюдая за разнообразными трюками.

Потом вечерами сидели все вместе на скамеечке у двора и рассказывали разные истории: весёлые, страшные, грустные…

Какое же это было замечательное время! Завораживающее сияние яркой луны на звёздном небе, придавало таинство и загадочность всему окружающему деревенскому миру.

После таких историй со страшилками жутковато было возвращаться домой. А следующий день уже встречал нас новыми весёлыми приключениями!

Летние каникулы заканчивались. Дачники разъезжались по своим городам.
С волнением мы, бывшие ученики Ниновской школы, ожидали начало нового учебного года. В пятом классе нам предстояло учиться во второй средней школе районного центра.

-Тань! Ну, что ж Мария насчёт получки? Молчит? Я уже в какой раз спрашиваю, а она только обещает… - волновалась мама.

- Мам, я боюсь у неё спрашивать! Спроси ты, мам!

- Ты же работала, вот и спрашивай! - твёрдо настаивала мама.

Как-то робко я поинтересовалась у соседки,  когда же мне выдадут обещанную зарплату.

- Таня, уже тебе начислили деньги! Иди на совхоз в бухгалтерию.

Радостной новостью я поделилась с мамой.

- Ну, Слава Богу! Иди на совхоз, получай первую зарплату! Иди, не бойся! Думаю Маруся хорошо заплатит, ты ж хорошо поработала. – напутствовала мама, провожая за калитку.

По дороге я планировала, как с пользой потратить свою зарплату. Думала, что-то смогу купить себе к школе, какую-то часть сэкономлю.

Робко открыв дверь конторы госплемптицезавода, я нашла дверь с табличкой «Бухгалтерия».
В кабинете за столом среди ворох бумаг сидела кассир.

-Что ты, девочка, пришла? -с улыбкой поинтересовалась тётенька.

- Я работала две недели на утках и вот пришла за получкой.

Тётенька долго искала бумаги с моей фамилией, потом дала ручку, указав место, где нужно расписаться. Достав деньги, она отсчитала одиннадцать рублей семьдесят копеек и положила их передо мной на столе.

Я стояла какое-то время молча, лицо пылало от волнения. Не проронив ни слова, я отправилась домой.

- Что я скажу маме, бабушке? Почему меня обманули? Как я буду смотреть тёте Марусе в глаза?  Где найти ответы на эти вопросы, которые молоточками стучали  в голове? - размышляла я, возвращаясь в Ниновку.

- Тань, ну что? Какую зарплату получила? - поинтересовалась мама, встретив меня дома.
Достав из карманчика сжатые в кулачок деньги, я протянула их маме. Она долго молчала, на её лице читались растерянность и разочарование…

А вечером добрая соседка  объясняла нам о каких-то вычетах, налогах. Мне не хотелось верить ей, а просто убежать от вранья как можно дальше...

С того момента я начинала понимать, насколько сложна жизнь.


Рецензии
Без денег жизнь ещё сложнее.

Стар618   29.03.2018 17:27     Заявить о нарушении
Полностью согласна!))

Сиеккинен-Сумарокова Татьяна   29.03.2018 21:45   Заявить о нарушении