Лабиринты судьбы -1

Фатима с трудом дождалась звонка с последней пары, чтобы отнести книги в библиотеку. Не хотелось подводить девушку из читального зала, та выдала ей литературу на дом, нарушая правила. Девушка побежала по коридору мимо медленно текущей к выходу толпы студентов. Те беззаботно общались между собой, отдыхая от многочасовых занятий. Парни, уже забыв об учебниках и конспектах, развлекались сполна: хохотали над анекдотами, задевали девчонок. Не спешили расходиться и девушки, привычно собравшиеся в холле стайками. Они обсуждали очередные новости: кто во что одет, кто с кем встречается, женат ли молодой преподаватель по философии?
Фатима невольно улыбнулась, глядя на своих однокурсниц: ей показалось, что она старше их на целую жизнь. Никогда у нее не было таких праздных интересов и разговоров. В детском доме, где она выросла и до недавнего времени жила, дети обсуждали другие темы. А завидовать было некому: все жили под одной крышей, одевались равноценно, а часто даже одинаково, были уравнены в своих обязанностях и правах.
…В детдоме Фатима оказалась в неполные четыре года, она совсем не помнила погибших в автокатастрофе родителей. Родители ее матери умерли рано, еще до того, как осиротевшая Светлана убежала из родного Ростова с отцом Фатимы, дагестанцем. Отец Светланы погиб при пожаре, а мать умерла через год от сердечного приступа: не смогла перенести потерю любимого мужа. Старший и единственный брат Светланы Егор жил с семьей в Польше, и после смерти родителей все его связи с родными оборвались. От забот и ответственности за Светлану Егор, по его мнению, откупился сполна, оставив младшей сестре ростовский дом и сбережения родителей. Несмотря на скандалы жены по этому поводу, состоятельный Егор не стал претендовать на родительское наследство. А впоследствии так и не узнал о том, что сестра погибла совсем молодой, оставив сиротой маленькую дочь.
Из близкой родни у Светланы оставалась только тетя, сестра ее матери. После смерти родителей пятнадцатилетняя Светлана стала жить в ее семье. Став опекуном сироты и хозяйкой всего, что осталось от родителей Светы, Антонина переехала из крошечной комнаты в семейном общежитии в большой уютный дом с садом. Но при этом не очень жаловала племянницу-сироту, попрекая ее каждым куском. Светлана стала Золушкой в собственном доме. Алчная родственница прибрала к рукам и денежные сбережения ее родителей. Дочери Тони, погодки Наталья и Катерина, одевались теперь дорого и по последней моде, а Светлана донашивала их старую одежду и обувь. Приученная к любой домашней работе с детства, девочка умело вела дом, убирала, стирала, готовила на всю семью. Любила работать в саду, ухаживала за цветами, которые в свое время посадила мама. Девочке было обидно несправедливое отношение тети, но она старалась избегать этих мыслей, рассуждая не по годам мудро: у меня нет других родственников.
Башир появился в жизни повзрослевшей Светланы совершенно случайно. Наташа, старшая дочь тети Тони, пригласила на свой день рождения однокурсников. Среди гостей был и Башир, который нравился почти всем девочкам курса. Нравился он и самой Наташе, только не проявлял пока к ней особого интереса.
– Сегодня у тебя будет повод стать ему ближе, – помогая Наташе уложить прическу, поддерживала ее младшая сестра. Закончив с прической, Катя еще раз придирчиво посмотрела на сестру и осталась довольна: красивая у них Наташка, не устоит сегодня этот черненький перед ее красавицей сестрой! Точно не устоит!
Антонина также с интересом ждала встречи с избранником старшей дочери и многое о нем уже знала.
– Зачем тебе этот чурка, доченька? – спросила она, впервые услышав о влюбленности дочери в Башира. – Вы скоро диплом получите… Ты за ним в горы, на его родину ехать собираешься?
– Никакой он не чурка! – обиделась Наташа. – Башир умница, профессор говорил, что уже много лет не было в университете такого способного студента. Услышав его доклад на конференции, в восторге был, при всех сказал ему: «Поздравляю, молодой человек, у вас большое будущее». А ты говоришь «чурка»…
– Ладно, дочь, не обижайся. Видно, очень хочешь в будущем профессоршей стать? – отшутилась Антонина, в принципе одобряя расчет дочери. Наташка у нее молодец, своего не упустит. А вот Катюха – квашня квашней, добрая, наивная, сентиментальная, за нее Антонина была неспокойна.
– Почему бы и нет? – не смутилась Наташа. – Но дело не только в будущей карьере Башира. Этот парень мне с первого курса нравится, а он только в учебники смотрит, серьезный слишком. Увидишь его, мама, и все поймешь сама.
– Что ж, посмотрим, – уклончиво ответила Антонина, а про себя решила: если парень толковый, она его и сама потом, когда зятем станет, сможет на хорошую работу устроить в Ростове. А может, и в университете его оставят, обещал ведь ему профессор большое будущее.
В день рождения дочери Антонина подняла Светлану затемно, и девушка с раннего утра приводила дом в порядок, готовила, жарила и пекла угощение на всю компанию, накрывала столы. Заметив, что гости уже собираются, девушка хотела уйти. Не желая отвлекать Наталью от гостей, она обратилась к Кате:
– Я к себе пойду, Катюша. Ничего больше не нужно?
– Зачем тебе уходить, Светка? Переоденься и садись с нами за стол, – предложила Катя. Она была единственной в доме тети, кто относился к двоюродной сестре как к родному человеку. Не раз защищала Светлану от придирок матери и козней капризной и скандальной Наташи.
– Я очень устала, Катюша, к тому же никого здесь не знаю. Пойду я к себе. Если понадоблюсь, позови, – ответила та, но уйти не успела. Дорогу ей преградил высокий черноволосый парень.
– Уже понадобились, милая девушка. Я приглашаю вас на первый танец. Меня зовут Башир.
– Да что вы, – смутилась Светлана. – Я не танцую, и мне надо идти.
Светлана мягко отстранила парня, преградившего ей дорогу, и, уходя, виновато улыбнулась ему на прощание:
– Не обижайтесь, пожалуйста. Я и в самом деле танцевать не умею.
Уже на следующий день Наталья и Катя обсуждали с матерью главную новость дня: вчера Башир не пригласил на танец даже именинницу, весь вечер был рассеянным и задумчивым. А уходя, попросил Наташу познакомить его со Светланой, даже не задумываясь, что эта просьба ранит влюбленную в него девушку и убивает ее надежды.
– Не так проста эта Светка, как вам кажется, – ругала дочерей Тоня. – Пока вы ушами хлопаете, эта тихоня прямо из-под носа у вас парней уводит! Вот и вчера Золушку из себя строила: вся такая бедненькая, замарашка уставшая. Пожалел ее ваш Башир – она на это и рассчитывала. Я же говорю, Светка вам еще покажет.
– Мама, ты не права, – спорила Катя, – причем тут Света? Она ничего о Башире не знает и даже не взглянула на него вчера. И на вечеринку не осталась, хотя он ее просил. В чем ты ее обвиняешь?
– Я же говорю, исчезла загадочно, как Золушка, чтобы принц ее искал и думал о ней.
– Сколько можно к ней придираться, мама?! Светка ни в чем не виновата! Она изо всех сил старалась вчера, чтобы все было по высшему классу. Так устала, что еле ноги передвигала, бедная. И сесть с нами за стол не захотела, ушла. Зря вы с Наташкой к Свете так относитесь. Хорошая она, душа у нее чистая и добрая.
– Хватит тебе ее нахваливать! Светка живет с нами, ни в чем не нуждается. Она на нас молиться должна. Как бы не вышло потом, что змею на груди пригрели, – строго сказала младшей дочери Тоня и закрыла тему.
Башир долго искал встречи со Светланой. Наташа откровенно сказала парню, что не будет помогать ему в этих делах. Тогда Башир узнал все о Светлане у Кати. Та, втайне от матери и старшей сестры, организовала Баширу и Светлане «случайную» встречу. Едва поздоровавшись, Башир неожиданно сказал девушке:
– Выходи за меня замуж, Света. Я заберу тебя в Дагестан. Обещаю любить тебя всю жизнь, никогда не обижу.
Девушка промолчала в ответ и вскоре ушла, чтобы не показать своего волнения. Но дагестанец оказался упорным: он продолжал ухаживать за ней и повторять на разные лады предложение руки и сердца. Башир часами стоял на их улице, поджидая, когда Светлана пойдет на рынок или в магазин. Наконец сердце девушки растаяло, и молодые люди стали тайно встречаться. Башир настаивал на своем предложении, звал девушку с собой. Однажды Светлана обнадежила парня фразой:
– Я не решаю этот вопрос, Башир, живу с тетей, она у меня вместо родителей.
Башир был готов взлететь от счастья:
– А ты сама, Светлана? Ты согласна? Ты выйдешь за меня замуж?
Девушка, смущенно улыбаясь, кивнула. Башир в тот же вечер пришел к Антонине просить руки ее племянницы. Та отказала ему без всяких объяснений.
– Никуда Светка не поедет. У меня в доме есть невесты и постарше, и ничем не хуже ее. И потому свадьбы будем играть в порядке очередности, – этими словами полушутя, но вполне серьезно, Антонина подытожила разговор с поклонником племянницы.
Она расстроилась и с трудом скрывала свое отношение к предложению Башира. Молча ненавидела Светлану и злилась на свою Наталью-растяпу, упустившую понравившегося парня.
– Видишь, Башир, ничего у нас не получается, – обреченно плакала Светлана в тот же вечер, когда им удалось тайно встретиться. Она так же, как и он в нее, влюбилась в парня с первого взгляда, только потом долго не хотела себе признаться в этом и отгоняла мысли о любимом. Девушка даже не надеялась на такое счастье.
Башир с нежностью гладил девушку по голове, любуясь ее волосами цвета спелой пшеницы: они были такими гладкими и блестящими.
– Ты плохо меня знаешь, любимая, и твоя тетя – тоже. Я не отступлю, ты будешь только моей, – твердо пообещал он Светлане и вернулся к разговору с Антониной через неделю. На сей раз он пришел на сватовство не один, взяв с собой двух старших друзей. Одним из них был научный руководитель Башира, известный в Ростове профессор, души не чаявший в своем талантливом студенте. А вторым – земляк парня, аспирант, с которым Башир давно дружил. Но на Антонину не подействовали никакие доводы, даже авторитет известного ученого.
– Нет! – твердо сказала она. – Я уже сказала – Светка никуда не поедет! И хватит об этом!
– Но почему? – удивился профессор, привыкший мыслить логично. – Какая может быть причина, если молодые люди любят друг друга?
– Я обсуждать этот вопрос не собираюсь. Рано этой соплюшке о замужестве думать.
Вечером Антонина рассказала о сватах Светланы мужу.
– А чего держишь девчонку? Пусть едет себе на все четыре стороны, – ответил он.
– Ты, Ванька, никогда умом не отличался, – грубо оборвала мужа Тоня. – Мне сейчас Светкины свадебные хлопоты и возня с приданым не нужна. Хочет замуж – пусть так уезжает, ничего я ей не дам. Мне еще двух дочерей надо пристраивать. А надеяться, живя с тобой, пьяницей, я могу только на себя.
– Так ведь Светкина мать добра и денег достаточно оставила, грех тебе жаловаться. Хватило бы и на ее дочь, и на наших, – простодушно заметил Иван, чем вызвал новый приступ гнева жены.
– Замолчи, алкаш! Сказала – нет, значит, – нет! Светка нам и тут нужна: девчонки учатся, мне за домом и садом присматривать некогда, дел по хозяйству хватает. Повторяю, не до свадебных расходов мне сейчас. Хочет ее этот дагестанец, пусть прямо так и забирает! Только примет ли Светку родня джигита – большой вопрос. А когда выгонят ее оттуда, на коленях будет передо мной ползать – не приму обратно в дом ни за что! А не дай Бог, еще и в подоле принесет!
Иван хотел напомнить Тоне, что дом, в который жена Светку пускать не собирается, им не принадлежит. Он остался девчонке от покойных родителей – как же можно сироту в собственный дом не пускать? Но увидев свирепое выражение лица жены, спорить с ней не стал. Какая ему разница, пусть жена со своей племянницей поступает, как хочет.
Так и не добившись согласия Антонины на брак, Башир и Светлана договорились уехать в Дагестан тайно, вопреки ее запрету. Поначалу девушка сопротивлялась, но Башир проявил характер и накануне вечером поставил девушку перед жестким выбором:
– Или ты едешь со мной, Света, или я уезжаю один. Решай, наша судьба в твоих руках.
Светлана не могла допустить второго варианта и приняла решение уехать вместе с любимым.
– Теперь ты для меня – вся моя родня, – плакала Светлана в поезде, со страхом думая: как встретят ее родственники Башира? Как отнесется к ее приезду его мать?
– Не надо плакать, родная. У нас большой род, будут у тебя и родственники, и мама. Отца у меня нет, но есть очень хороший дядя, его брат – я со всеми тебя познакомлю. А мама у меня замечательная, добрая, справедливая, всегда и все понимает. Познакомишься с ней, поймешь, что не преувеличиваю. Уверен: вы с ней обязательно подружитесь, – успокаивал девушку Башир, хотя и сам немного беспокоился о том, как встретят дома его будущую жену. Знал: мать в любом случае поддержит его выбор. Но укорял себя за то, что не сообщил ей о приезде Светы заранее, не подготовил родных. И в то же время Башир был твердо уверен – они со Светланой будут вместе вопреки всему, что встанет на их пути.
Салимат, мать Башира, встретила будущую невестку доброй улыбкой и объятиями. Она не только не стала возражать против выбора сына, но еще и смогла выдержать немалое давление со стороны родни.
На Башира, порядочного и видного парня, закончившего вуз с отличием, у многих родственников были свои виды. Особенно огорчился появлению Светланы его дядя Курбан. Он, влиятельный и уважаемый человек, собирался выдать за племянника дочь. Курбану всегда нравился Башир, его уважительное отношение к старшим, способности к учебе, трудолюбие. После того, как Башир поступил в Ростовский университет, Курбан поделился с женой своими планами. Та с радостью одобрила кандидатуру будущего зятя:
– Башир – достойная партия для нашей девочки! А ты не теряй времени, скажи обо всем его матери. Уверена, Салимат обрадуется! В скором времени мы можем обручить детей. А потом пусть окольцованный Башир дальше учится. Нам со свадьбой торопиться некуда, Саида еще школьница.
– Неудобно мне свою дочь так откровенно предлагать.
– Почему неудобно? Башир и Салимат будут только рады такому предложению! – возмутилась Наида. – Мы им не хромую, не косую, не нищенку предлагаем, а красавицу и умницу из хорошей семьи. Если бы Башир не был твоим племянником, кто отдал бы за него, голодранца, свою дочь? Салимат не чужая, она вдова твоего брата, и ты обязан принимать участие в судьбе племянника. Хочешь, я сама поговорю с Салимат?
– Нет, Наида! Не хочу я никому открыто навязывать свою дочь. Надо подумать, как сделать это деликатно и прилично.
– А зачем королевские церемонии? Словно не мы Салимат, а она нам честь окажет, если дети поженятся! – недовольно фыркнула Наида. – Зачем ты так унижаешь свою дочь, Курбан? Саида у меня в старых девах не засидится!
Вскоре Наиде представился удобный случай для разговора с Салимат. Та, ничего не подозревая о планах деверя и его жены, пришла поздравить Саиду с шестнадцатилетием. Принесла девушке большой красивый платок, обняла племянницу мужа, искренне восхищаясь ее нежностью, красотой, хорошим воспитанием. Младшая дочь Курбана действительно была на редкость милой и ласковой девушкой, за что ее особо любили родственники.
Саида, смутившись от похвал родственницы, ушла к себе, а Салимат, с нежностью глядя ей вслед, сказала:
– Она у вас прелесть! Не торопитесь выдавать Саиду замуж. Такую девушку надо выдать за очень достойного парня.
– Как бы ни искали, достойнее твоего Башира в роду Курбана не найдем, – вполне серьезно ответила Наида. Она была рада тому, что мужа не оказалось дома, он не позволил бы жене проявить инициативу в этом вопросе. – А за чужого отец Саиду не выдаст. Сваты ходят, Курбан всем отказывает. Ты же знаешь, как он любит свою младшенькую. Хочет оставить ей свое дело, все, что у нас есть. А других дочерей и в расчет не берет в плане наследства. Подумай, Салимат, о том, что я тебе сейчас сказала. Поговори с Баширом.
– Ты шутишь, Наида? – удивилась такому откровенному предложению Салимат.
– Ничуть, я как никогда серьезна. Мы с Курбаном будем рады видеть Башира своим зятем. Понимаю твое удивление, но вы нам не чужие, потому я и говорю с тобой откровенно. Курбан сделает для Башира все, если племянник станет еще и зятем.
– Я буду только рада, если пути наших детей сойдутся, – ответила Салимат: Саида ей всегда нравилась. – Приедет Башир, и я обязательно поговорю с ним об этом.
– Поговори, дорогая. Будет лучше, если мы обручим детей в ближайшие каникулы. Не придется тогда обижать зачастивших к нам сватов отказами, – сказала свое заключительное слово Наида. И попросила Салимат не говорить об их разговоре Курбану.
Разговор о будущей женитьбе сына на Саиде порадовал Салимат. Она гордилась сыном: вот какой у нее Башир! Не будь он умницей, Курбан и Наида ни за что не захотели бы видеть его своим зятем. Дай Аллах, чтобы у детей все получилось.
В первый же приезд Башира на каникулы Салимат сообщила сыну о разговоре с женой дяди. Башир отшутился:
– Разве у нас Индия, мамуля?
– А при чем тут Индия, Башир? Зачем ты превращаешь серьезный разговор в шутку?
– Это в Индии родители девушки могут сами свататься к парню и проявлять инициативу в таких делах, потому я и удивляюсь. Не говоря уже о том, что Саида – ребенок, еще школьница.
– В шестнадцать лет девушка уже не ребенок, сынок. Что касается того, что они сами намекнули на желание породниться еще ближе, то Курбан не чужой нам, он твой родной дядя. А ты Индию зачем-то приплел, шутишь над серьезными вещами. К такому вопросу надо подходить серьезно. Лучше подумай и ответь.
– А если серьезно, то я бы не хотел обсуждать этот вопрос сейчас, мама. Мне еще четыре года учиться, – уклончиво ответил Башир, и Салимат, почувствовав его недовольство, закрыла тему, собираясь вернуться к ней позже.
В тот же вечер она рассказала Наиде о разговоре с Баширом.
– Зря идешь у сына на поводу в этих вопросах. Что твой Башир в жизни понимает? Вот увидишь, охомутает его какая-нибудь донская казачка, женит на себе, тогда поздно будет, – выговаривала ей Наида.
Курбан с нетерпением ждал окончания Баширом университета. А узнав о красном дипломе племянника и направлении в аспирантуру, еще больше укрепился в решении стать его тестем. «Такой зять мне и нужен – образованный, умный, интеллигентный. Башир сможет вести мое дело, не угробит его, поднимет еще выше», – думал Курбан. Он рисовал себе картины спокойной старости, счастливого брака дочери, думал о внуках. Но племянник нежданно-негаданно привез из Ростова русскую невесту.
– Надо дать этой девушке денег, и пусть она возвращается домой, в Ростов, пока никто и, главное, Саида ничего о ней не знает, – сказал Курбан Салимат в день приезда Башира, с трудом преодолев обиду на племянника.
Курбан не терял надежды на то, что племянник образумится, а его отношения с девушкой из Ростова продлятся недолго. Оскорбленной Саиде, случайно узнавшей о последних новостях, Курбан сказал:
– Успокойся, дочь. Мало ли с кем мужчины по молодости до брака гуляют, но женятся обычно на своих. Башир не первый и не последний, который поступит именно так. Уверен, он и сам не рад, что эта ростовская девчонка приехала за ним. Кто знает: может, она шантажирует его, заставляет жениться? Не видел я особого счастья в глазах Башира и думаю: проблема решаема. Девочке этой заплатим, пусть убирается в свой Ростов по собственному желанию. А Башир никуда не денется, отвыкнет от нее так же легко, как и привык – дело молодое.
– Эта девушка никуда не уедет, папа, – сказала Саида, – они любят друг друга. Зачем мне в это вмешиваться? Какая необходимость?
– Любят – разлюбят, на земле нет ничего вечного. И ты тоже никуда не денешься! Если я хочу видеть тебя женой Башира, ты ею будешь. Иначе ты мне не дочь!
Так же пресек Курбан и возмущения жены:
– Помалкивай лучше! Ты не сделала меня счастливым, не родила мне сына, чтобы я мог доверить ему свое дело. И сейчас мешаешь мне вместо того, чтобы уговорить свою глупую дочь потерпеть и во всем довериться отцу. Разве я враг и желаю ей зла? Я лишь хочу, чтобы один из зятьев был мне родным человеком.
Но Курбан не успел предложить Светлане сделку, потому что Салимат поддержала сына и начала готовиться к свадьбе. Она запретила возмущенным родственникам вмешиваться. А деверю ответила коротко:
– Не надо ничего предпринимать, Курбан. Не унижай свою дочь, Саида этого не заслужила. Я была бы самой счастливой, если бы она вошла в мой дом. Но не судьба нашим детям быть вместе. Что тут поделаешь?
Салимат собрала родных и при них торжественно надела своей светлоглазой невестке кольцо с бриллиантом, которое досталось ей в свое время от бабушки. Надела на русую головку Светланы большой старинный шифоновый платок. Белый вышитый платок вызвал возгласы восхищения у собравшихся женщин, а Салимат продолжала их удивлять: положила перед Светланой все, что было ею собрано за долгие годы для невесты единственного сына: золотые и серебряные украшения, старинные платки и отрезы на платье.
– Зачем ты, глупая, все ей отдаешь? – ругали потом Салимат предусмотрительные родственницы. – А вдруг эта русская у вас долго не задержится? Соберет все и уедет к себе. И зачем ей эти украшения, старинные платки? Что она в них понимает? У них другая мода, другие ценности. За цену одного платка ты бы ей кучу вещей современных купила из того, что сейчас носят. А ты весь антиквариат перед ней выложила…
Салимат ответила спокойно:
– Для меня вопрос с женитьбой сына решен, и я не позволю никому обсуждать свою невестку. И сама решу, каких подарков она достойна! Башир у меня единственный, и я не стану помехой его счастью. Пусть женится на любимой. Светлана мне нравится: красивая, работящая, хозяйственная девушка, уважает и любит моего сына. Что мне еще надо?! Думаю, все у них будет хорошо. А если, не сыграв свадьбу, к разводу готовиться, тогда и жениться не стоит.

Продолжение по ссылке  http://www.proza.ru/2015/11/19/56


Рецензии
НАчало романа понравилось,...буду следить за судьбой героев дальше Эльмира!

Татьяна Самань   30.07.2018 21:22     Заявить о нарушении
Спасибо вам.. .)

Эльмира Ибрагимова 3   30.07.2018 23:40   Заявить о нарушении