Родина сикхов на пакистанской земле

Сикхизм, как одну из религий  Индии, знают сейчас наверно все. Этому способствовали и советско-индийская дружба, и туризм в Индию и даже Болливуд. Однако, большинство людей даже не догадываются о том, что зародился сикхизм на территории современного Пакистана в до сих пор существующем городке, носящем в настоящее время название Нанкана Сахиб. По имени основателя и первого гуру сикхизма – Нанака.

Нужно очень постараться, чтобы в Пакистане найти записи индийским шрифтом деванагари. Общее отношение таково, что негласно – они под запретом. Однако, если повезет и вам удастся попасть на перекресток, дороги которого направляются в Лахор, Шейхупуру и Фейсалабад, то в направлении последнего надписи будут идти не только на привычных английском и урду, но ни на панждаби деванагарским письмом. Поскольку именно по хайвею между Шейхупурой и Фейсалабадом можно доехать до города пакистанских сикхов – Нанканы и одноименного округа. А вот во многом провокационные для пакистанцев надписи на дорожных указателях появились совсем недавно, около 2-3 лет назад. И связано их появление с тем, что Пакистан таки начал выдавать визы сикхийским паломникам из Индии, которые желали посетить родину своей религии. Более того – начал курсировать автобус между Нанканой и Амритсваром, пока не постоянно и не регулярно – но и это – огромные подвижки в отношении между двумя странами.

Гуру Нанак, основатель сикхизма, родился в небольшом городе, который впоследствии стал носить его имя – Нанкана. Считается, что современная гурдвара (кстати - действующая) построена на месте его родного дома и одновременно – его захоронения. Так это или нет – проверить невозможно.

Несмотря на то, что гурдвара действующая, наполняется прихожанами она очень редко, сикхов в Пакистане осталось катастрофически мало. Однако, современные туристические тенденции внутри страны приводят к тому, что большинство пришедших в сикхийских храм являются туристами – студентами различных ВУЗов. Стоит отметить, что большинство из них узнают и о сикхизме и о его памятниках из интернетных статей с англоязычных ресурсов. В самом Пакистане внутренний туризм не развит.

Для того, чтобы войти на территорию самого храма (собственно на огороженной территории гурдвары есть и подсобные помещения, и гостиницы, и парк) нужно снять обувь. Принимающий ее мальчишка-сикх не берет денег за хранение, утверждая, что для гостей все бесплатно. Более того – перед самым входом искусственный ручей, который ни обойти, ни перепрыгнуть не получится – войти на территорию храма можно только после обмывания ног проточной водой.

Для большинства пришедших весьма удивителен тот факт, что в гурдваре обязательно покрывать голову, как для женщин, так и для мужчин. И поскольку в стране большинство девушек до сих пор одевают не платок, так шарф (дюпату), если не на голову, так на шею или плечо (шарф – «де факто» обязательных элемент костюма пакистанки) и у них не возникает проблемы накрыть голову. То для мужчин на входе стоит специальная коробка с «косынками», которые нужно повязать на голову, в противном случае – охрана попросту не пропустит внутрь.

В самой гурдваре фото и видеосъемка под запретом. Точнее говоря – охрана забирает всю съемочную аппаратуру на входе или попросту не пропускает. Есть и исключения – сами сикхи, которые могут снимать все что угодно, и частично – иностранцы, которые могут уговорить смотрителя, но только под его личную ответственность. А так – все возможные точки увешаны камерами наблюдения и на не легализованную съемку немедленно приходит охрана и нарушитель выдворяется.

В остальном все довольно стандартно – комната-альков в которой нараспев 24 часа в сутки без перерыва читается главная книга сикхизма, дарбар над предполагаемым местом захоронения первого гуру сикхизма, усыпанный цветами, его меч и некоторые связанные с его жизнью предметы, мраморный дворик с деревом, насчитывающим несколько веков и в тени которого, как говорят, сидел и размышлял о смысле жизни сам гуру Нанак. Есть и традиционный ритуальный бассейн для омовения, из которого видны минареты соседней мечети...

Стоит отметить, что только в Нанкане имеется единственная в стране школа, которая преподает язык панджаби в варианте записи деванагари. На всей остальной территории провинции Панджаб язык панджаби изучается в записи арабским шрифтом (как и урду). Особенность сикхов такова, что своим родным языком и языком своей религии они считают именно панджаби, а не урду или хинди.

Вообще, на территории Пакистана сикхов можно отличить только по классическому тюрбану, а вот девушек выделить из общей толпы вообще невозможно. Поскольку они одеваются в классический шальвар-камиз, а многие в последние годы начали одевать и арабские черные абаи. И все же – в последние годы пакистанские сикхи стали более свободными в плане исповедования своей религии и поддержания своего классического образа жизни.


Рецензии