Глава 2 Приезд на плантацию Жемчужина

 «Когда много информации Вам внове, не спешите, глубоко вздохните, и приучайте себя держать глаза открытыми, а в разговоре не только слушать, но и слышать».

  Солнце палило нещадно. Управляющий писал, что засуха случившаяся этим летом, может погубить урожай и соответственно снизить доходы от его реализации.
  Карета замедлила свой ход возле высоких белых ворот. Человек с ружьем, стоящий  на специальной вышке за забором, звучным голосом проговорил:
-Здесь начинаются частные владения плантации «Жемчужина». Представьтесь к кому и по какому делу Вы прибыли? - отрапортовал он.
-Дженкинс, ты что совсем не узнаешь карету хозяина? Я привёз нового господина Филиппа Брикера.
-О... , -послышалось с вышки и тот час другой человек внизу распахнул ворота
-Добро пожаловать домой сэр,  - проговорил второй охранник.
  Вуд слегка наклонил голову в знак приветствия. Выгрузив немногочисленные пожитки, друзья осмотрелись.
-Как давно я здесь не был, - подумал Вуд, вбирая глазами величественное длинное двухэтажное здание, дома для работников, стоявшие на въезде по обе стороны усадьбы. Плантация выглядела потрепанной. Облупившиеся стены здания, пожелтевший от солнца плющ, отсутствие цветов на балконе второго этажа, потрескавшаяся земля и пыль... Но это дом, дом который он собирался возродить ради себя, матери и Филиппа.
-Мама... Неужели  сейчас я тебя увижу?! Как давно это было,  - глаза цвета кофе слегка повлажнели. - Нет. Сейчас никто не должен заподозрить. Интересно узнает ли она меня?
-Мистер Филипп Брикер? - вопросительно произнес мужчина пожилого возраста, направляясь к ним.
-Да, это я, - Вуд выступил вперед.
-Я управляющий, Сэм Гренвуд. Вы, наверное, меня не помните. Ведь Вы уехали отсюда, когда Вам было всего восемь лет. Я работаю на плантации Вашего отца.... теперь Вашей уже около 25 лет.
-Здравствуйте! Рад познакомится. Чуть позже Вы посвятите меня в курс дела.
-Договорились. Кстати, сегодня к обеду обещал заехать поверенный в делах Вашего отца, мистер Рой Брок,  чтобы лично передать Вам дела.
-Хорошо. Сейчас же я хотел бы разместиться и разместить своих друзей. Вы нас проводите? -спросил Вуд не терпящим возражения голосом, видя как странно смотрит Сэм  Гренвуд на Джо.
-Конечно. Конечно. Проходите, пожалуйста.

  Дом больше не сверкал былым величием и богатством. В помещении было душно, небольшое освещение, проникающее полоской света из-за штор, позволяло разглядеть на столе пыль... Вуд нахмурился.  Слуги не сновали туда сюда, выполняя поручения, не было слышно голосов. Дом поражал своей тишиной...
  Со второго этажа на встречу прибывшим спускалась пожилая женщина, на ходу обтирая лицо передником. Она присела перед ними в подобии реверанса, готовая исполнить их просьбы. Вуд с немым вопросом обратился к Сэму Гренвуду.
-Кто это?
-А, позвольте представить. Это наша экономка и повариха в одном лице, Марта. Марта. Это твой новый хозяин - сын Томаса Брикера - Филипп!
  Лицо пожилой женщины расплылось в улыбке и сложив перед собой руки, она принялась ждать указаний, стараясь не так явно рассматривать нового хозяина.
-Повариха..., -Вуд слегка отступил, пытаясь скрыть замешательство, -а  мама? Может она просто теперь не работает в доме. Но от этой мысли ему стало еще хуже. Работать на поле было много тяжелее...
  Винсент, видя что творится с его другом, решил вступить в разговор.
-Марта, не покажите ли нам где мы можем разместиться?
Марта повернула лицо к говорившему.
-Это мои друзья. Их надо разместить должным образом, - проговорил Вуд, взяв себя в руки.
  Марта лишь на мгновение задержалась, увидев Джо, но так как Сэм Гренвуд ничего не сказал, повела всю троицу на второй этаж.
-Сейчас убраны лишь две комнаты в доме. В одной разместился Сэм Гренвуд, а другая вот эта, - проговорила женщина, пропуская их вперёд. Это была большая гостиная с выходом на балкон.
-Нас устроит, - сказал Вуд, видя волнение Марты, - и давно... давно дом пришел в такое запустение? -поинтересовался он.
Сжимая руки, Марта посмотрела на нового хозяина плантации.
-Через несколько дней после гибели Ваших родителей, почти каждый день стали происходить бунты рабов. В самый ожесточенный были убиты несколько надсмотрщиков. Их двухэтажный дом был подожжен. В такой неразберихе много простых белых работников, работающих на конюшне, на скотном дворе и в усадьбе просто сбежали, едва успев прихватить свои пожитки. Покидали целыми семьями. Рабы тоже убегали семьями. Кое как подавив бунты, надсмотрщики теперь секут рабов за любую провинность. Стоны боли слышатся на плантации теперь намного чаще, - горько сказала она.
-Понятно. Спасибо Марта. Вы нас позовете, когда наступит обед? - полувопросительно спросил Вуд.
-Да сэр, конечно. Дверь за ней закрылась.
  Вуд нервно провел по волосам. Картина представшая ему, удручала.  Томас Брикер обладал неоспоримой властью у себя дома, при нем плантация просто блестела и утопала в зелени и урожае. Хотя его отношение к людям, родившимся с другим цветом кожи не всегда можно было назвать человеческими. Даже тогда в детстве надсмотрщики запугивали рабов, которые могли бы осмелиться пожаловаться напрямую хозяину за истязания без провинностей... Хотя, мрачно усмехнулся Вуд, скорее всего это происходило с ведома Томаса Брикера. Ему повезло чуть больше. Томас Брикер явно и не выделял его среди прочих рабов, но никто не осмеливался перегибать палку. Даже когда наказывали ради своего удовольствия — это было редко.
  Джо посмотрел в окно.
-Филипп, ты же разберешься? Правда? Я не могу смотреть как ни за что истязают моих соплеменников. Ведь они такие как я!
-Разберусь. Джо, обещаю. Вместе мы изменим существующие порядки.
-Знаешь, - откликнулся Винсент, сидя в кресле, - я ведь поехал с тобой не ради праздного любопытства. Я хочу узнать на что я способен и может даже доказать отцу, что он не зря потратил деньги на мое обучение, - улыбнулся он друзьям, - так что Филипп распоряжайся. Я тебе помогу, чем смогу.
-И я, - кивнул Джо.

  В назначенное время Марта позвала их на обед. Стол в столовой порадовал чистотой и разнообразием блюд.
-Интересно, управляющий так каждый раз кушает или это связано с приездом хозяина плантации? - подумал Вуд, усаживаясь за стол.
Друзья последовали его примеру так как очень проголодались. Обед прошел в молчании. Марта лишь раз потревожила их, принеся чай и закуски к нему. Вуд даже не сразу вспомнил о поверенном, пока Винсент не указал на это, с наслаждением потягивая чай. После обеда Вуд поблагодарил Марту и попросил  принести чай и закуски в библиотеку, как только пожалует поверенный. В библиотеке чувствовалась та же запущенность. Осевшая пыль, спертый воздух... Распахнув окно настежь, Вуд вдохнул знойный воздух, все лучше, чем пыль...
-Интересно....
-Да. Нам многое предстоит узнать и сделать, - проговорил Вуд. Заговорить о матери он не решался. Чутье подсказывало, что у этого дома есть уши. - Отныне пока мы не разберемся что к чему, предлагаю говорить мало и по существу, когда мы в доме. Думаю на просторе, вдали от людей, мы можем говорить обо всём.
Друзья переглянулись, соглашаясь с Вудом. То место, куда они прибыли, было совсем не похоже на воспоминания ни Филиппа, ни Вуда, когда они жили здесь детьми.

  Филипп помнил бы богатое убранство дома, прохладу комнат, даже когда на улице нещадно палило. Вкусные запахи доносившиеся из кухни. Начищенный до блеска паркет, перила, картины, коим не было конца. Его мама, Ванесса, любила живопись и супруг делая ей приятное, покупал что она пожелает. То там, то тут, когда близко не было господ, слышался смех служанок. Каждый день они что-нибудь протирал, снуя по дому в белых передниках. На улице тоже было оживленно. Отец с гордостью представлял друзьям вновь приобретенного породистого скакуна. Его конюшни «ломились» от буйства красок и нрава животных. По двору бегали две борзые... а Филипп всегда мечтал о котенке. Но мама категорически запрещала держать животных дома. Даже борзые жили на конюшне.

 Вуд помнил белоснежные стены двухэтажного строения. Балкон и прилегающая площадь вокруг дома всегда утопал в зелени и цветах. Между перерывами в готовке, его мама высаживала и ухаживала за растениями. Ванесса любила эстетическую красоту этих природных созданий и настаивала на присутствии цветов вазах везде, где их можно было поставить. Ведь ей не приходилось за ними ухаживать... Вуд часто помогал матери на огороде выращивать овощи и ягоды к столу, высаживал в саду растения, чтобы потом их могли срезать и унести в дом. Конюшня действительно поражала размерами. Томас Брикер не разводил лошадей, скорее он скупал самых лучших с целью перепродажи. А если кобылы приносили потомство, тем лучше. У него всегда был спрос. Ведь все знали, что если Томас  Брикер и купит, то только лучшую лошадь или коня. А еще он помнил большое необъятное поле с хлопком. Рано утром и до обеда он всегда работал в поле. Уже с шести лет все дети должны были помогать в поле и выполнять порученную работу хорошо. За этим всегда следили надсмотрщики с плёткой. Так же им помогали запуганные рабы, которые в обмен на информацию о бездельниках, не всегда достоверную, получали менее тяжелое наказание от белых надсмотрщиков.  Уже тогда он чувствовал себя чужим среди рабов, но и чужим среди белых. Однажды  еще совсем ребенок, не понимая почему темнокожие дети не зовут его с собой играть, он спросил у матери .
-Мама, почему у меня другой цвет кожи? А разве я не твой? Почему они сторонятся меня, не приглашая играть? Мне кажется они меня боятся? Мама.., - Вуд, впервые столкнувшись с таким отношением, расплакался.
-Тише сынок, тише. Ты мой самый родной мальчик. Я тебе скажу, но никто не должен знать. Ты сын хозяина. Но так как я раба, то и ты несмотря на твой цвет кожи тоже раб. У нас нет привилегий, но я надеюсь, я надеюсь твоя жизнь сложится лучше, чем моя. Хотя знаешь, хозяин, твой отец, относится ко мне лучше чем тот, где я родилась.
 Вуд видя, что маму опечалили воспоминания, не стал больше ни о чем расспрашивать.

 Молчание не затянулось на долго. В дверь постучали и Марта объявила о прибытии поверенного. В библиотеку вошел худощавый высокий пожилой человек. Седина уже посеребрила виски, но взгляд его оставался острым. Быстро окинув комнату взглядом, он ответил на пожатие Вуда.
-Здравствуйте!
-Здравствуйте! Вы и есть молодой Филипп Брикер?
-Да, сэр, а это мои друзья.
-Рад познакомиться, - слегка кивнул он Винсенту и Джо. - Меня зовут Брок. Рой Брок. Я поверенный Вашего покойного отца. Принес необходимые бумаги для вступления в наследство. Здесь завещание..., - он остановился, как бы спрашивая, могут ли они продолжать при его друзьях.
-Если вы не возражаете, то я хотел бы ознакомиться с этим при друзьях. У нас нет секретов. Но если Вы против, они поймут.
Винсент и Джо встали в ожидании.
-Ну, если вы не возражаете, то я не имею ничего против. Он удобно расположился за столом. Винсент и Джо опустились на диван, а Вуд занял место во главе стола....

  Завещание гласило, что плантация и все движимое и недвижимое имущество наследует Филипп. Его сестра Эмма, как ближайшая родственница получает двадцать пять процентов от доходов с плантации каждый год до вступления в брак. При вступлении ей выплачивается единовременно пятьдесят процентов с прибыли, полученной в году вступления в брак. Дальше ей предоставляется жить полностью под ответственностью мужа и на его доходы....
  В приписке было указано, что Вуд, при наличие необходимых умений, может рекомендоваться на управляющего и получать пять процентов от дохода с плантации в качестве жалования.
   После оглашения завещания поверенный вручил письмо Филиппу от отца.
«Дорогой сын, если ты читаешь это письмо, значит меня нет в живых. Я очень надеюсь, что в школе-пансионате ты приобрел нужные для управления плантацией знания. Пусть твои воспоминания и обрывочные, я не всегда был добр к тебе, но только сильный духом человек может сохранить и приумножить наши богатства. Мой управляющий Сэм Гренвуд ознакомит тебя с нашими  методами управления рабами, чтобы они приносили больше пользы. Я вверяю тебе судьбу этого дома, где живет твоя мама, где родился ты и твоя сестра. Надеюсь к тому времени как она приедет домой, она станет истинной леди, и ты устроишь ей выгодный брак мой мальчик. Если я не успею сделать это раньше. И еще надеюсь Вуд приобрел нужные навыки и еще большую силу, чтобы помогать тебе во всем. Знай, он твой раб. Я передаю тебе его в услужение. Надеюсь вместе вы преодолеете все преграды....»

-Раб.... Я так и остался для отца рабом... Человеком, чей жизнью можно распоряжаться, как если бы мною распоряжалась судьба. Судьба в образе человека, получившего только одну привилегию — родиться белым от белого...
Хотя, он все же вспомнил обо мне и посулил пять процентов дохода, если меня поставят управляющим, - горько усмехнулся в душе Вуд. - Хотя, по существу он ведь никогда не был мне отцом....

  Далее поверенный ознакомил Вуда с остатками денег на счету в банке, сказав что после смерти его родителей со счета были сняты только деньги на похороны и на зарплату рабочим, в доказательство чего он предоставил чеки.
-Если Вы пожелаете, я и дальше буду вести дела Вашей семьи, если нет...
Но Вуд не дал возможности ему продолжить. С первого момента этот человек пришелся ему по душе. Он говорил прямо и по существу, не бегая глазами.
-Нет. Я хотел бы чтобы и дальше Вы оставались поверенным нашей семьи. Когда я более подробно ознакомлюсь с возникшим положением, я приеду или приглашу Вас к себе для обсуждения дел.
Рой Брок согласился. Марта постучала и спросила, можно ли подавать чай.
-Вы ведь не возражаете выпить чашечку чая, сэр? Может Вы расскажите о городе и людях его населяющих. Я так давно не был дома и потом я был всего лишь ребенком.
Рой согласился и вот уже за чашкой чая неспешно шёл рассказ.

  В последнее время все чаще стали происходить бунты рабов. В некоторых плантациях убежало больше половины, но видимо им кто кто-то помогает, так как в городе  их практически не видно. В связи с обстановкой усилен конвой и проверки на улицах города. Темнокожий человек, который не может подтвердить бумагой с печатью свою принадлежность к плантации, подлежит продаже или вывозу из города на корабле. Так как многие боятся покупать таких рабов, которые могут с подвигнуть их собственных рабов на бунт. Плантаторы ищу другие пути, при которых можно было бы сократить численность рабов, не теряя дохода. Порой разводить лошадей, да еще при такой изменчивой погоде, выгодней, чем выращивать хлопок или сахарный тростник.
-Бумага для раба, - Вуд взял это на заметку.
-Сэр Рой Брок, а свободные рабы у нас в городе есть?
-Свободные? Нет, только беглые. Я слышал, что на севере можно встретить свободного темнокожего, но у нас в городе нет. Точно, пока нет..., - он чуть извинившись, кивнул в сторону Джо. - Вы ведь свободны?
-Да, - ответил Вуд за него.
-Боюсь это может быть неправильно принято в обществе. Будет лучше если Вы выпишите ему бумагу. Иначе могут быть проблемы с властью. Людей не хватает и без бумаги не важно кто и что говорит, всех темнокожих продают, а деньги идут в казну. Согласитесь, никто не захочет терять такую прибыль.
Вуду было нечего возразить.
-Но на моей земле ему ничего не грозит, - твердо сказал он. - Вы сможете подготовить такую бумагу?
-Конечно. В следующий раз я захвачу её с собой.
Вуд повернулся к Джо
-Я не хочу рисковать. Ты меня понимаешь?
Джо кивнул. Получив свободу, он не хотел так просто её отдавать. Главное, что к нему относятся как к равному и не дадут в обиду. А город... не так уж часто он будет там находиться, но если надо, то лучше с бумагой.
-А семьи? Расскажите о семьях плантаторов, -попросил Вуд, думая о просьбе сэра Томаса Брикера выдать его дочь замуж.
-Всего в городе пять больших плантаций и несколько небольших усадеб, где в основном пользуются услугами белых, в качестве слуг. Думаю позже Вы познакомитесь со всеми.
-Меня интересуют больше те, где есть наследники не старше..., -Вуд задумался, - сколько же его сестре, единокровной сестре, - спросил он себя.
-Вы присматриваете для сестры? - простодушно заметил сэр Рой Брок.
Вуд смутившись, ответил: «Да».
-Таких семей только две. В остальных либо дети еще слишком малы, либо только девочки. Эти две плантации как раз находятся с противоположной стороны города. Одна принадлежит Вересам, у них сын и дочь. Сын чуть старше Вас, ему двадцать лет, а дочери семнадцать. Прелестнейшее дитя. Она будет блистать на любом балу. Вы бы видели как она танцует, а играет...
-Вы так расписываете будто хотите меня сосватать, - проговорил Вуд. - А сын, достойный молодой человек?
-Да. Очень положительный, учтивый, всегда такой вежливый.
-В общем подозрительная семейка, - решил Вуд, -  слишком все гладко. - А другая семья?
-Это Руперты. Единственный сын, к сожалению, подвержен частым простудам и такой меланхоличный. Больше любит читать, чем активный отдых.
-Филиппу бы он понравился, - почему-то подумал Вуд.
-Хорошо. Спасибо. Как только приведем поместье в порядок, пригласим гостей, тогда и познакомимся.
Рой откланялся.

-Ну, что думаете?
-Я думаю неплохо бы вздремнуть. Утро вечера мудренее? - прокомментировал Винсент.
-Я присоединяюсь, - вставил Джо
-Вот только где мы будем спать?  - воскликнул Вуд.
-На полу, жаль что кровать такая маленькая, - все также беспечно продолжил Винсент, - разве Вы не помните, как мы ночевали на конюшне...
-Но там было сено, - возразил Вуд, - хотя, где наша не пропадала. Пойдемте. Пора спать!


Рецензии