Является ли Путин прототипом Фандорина?

Вчера посмотрел на сайте «Эхо Москвы» передачу с участием С. Белковского. В ней популярный политолог рассуждал о великом множестве вещей, касающихся политической ситуации в стране и в мире.  В частности Белковский говорил о том, что Путин, как политический феномен, по сути, является продуктом хорошо организованной пропагандистской компании. Журналистка Журавлева, одна из ведущих передачи, заинтересованная данными рассуждениями,  спросила:
- То есть вы считаете, что все тезисы Путина, касающиеся его самого, на самом деле придуманные, это всё неправда?

На что С. Белковский сразу же ответил:
; А понимаете, ведь, человек сам создает себя. Вот, вы же историки, не литераторы, да? Но если посмотреть на мир с литературой точки зрения, то надо представить себе литературного персонажа, на которого ты хочешь быть похожим. И ты тогда точно можешь понять, какое будет твое будущее. Ты можешь это прогнозировать.

И тут О. Журавлёва задала резонный вопрос Белковскому:
; На кого хочет быть похожим Путин?

На данный вопрос прямого ответа дано не было, политолог сказал, что Путин убегающая натура, сложная для понимания.

Мне этот отрывок из передачи напомнил тему моей статьи «Россия, которую потерял Бушков и присвоил Акунин», в которой я поведал читателям о том, что мне в голову пришла странная аллюзия.  Путин это Фандорин - Акунин. И вот на основе этой аллюзии, читай иллюзии я и попробовал написать некое сочинение о том, что литература может открывать и закрывать исторические эпохи. В статье я рассказал о своих наблюдениях, о родственности Путина и Фандорина.

Акунин рос в литературе вместе с ростом Путина во власти. В 1996 году, когда Акунин начинает писательскую деятельность, в Москву на работу и жительство перебирается и В.В. Путин. А 26 марта 1997 года он назначен заместителем руководителя администрации президента России — начальником Главного контрольного управления президента Российской Федерации, сменив на этом посту А. Л. Кудрина. Примерно в это же время начинается продвижение к высотам популярности и Акунина.


 С 25 июля 1998 года Путин — директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Примерно в это же время появляется серия из 4 первых книг о Фандорине. А с приходом Путина на пост первого лица в государстве Акунин отнимает титул короля российского детектива у Бушкова и становится автором номер один. Критик Арбитман назвал рассказ Акунина – бумажным оплотом пряничной страны. И это было самое точное попадание в цель. Давно  страна ждала нового героя, и новую эпоху, пряничную державу с высоким уровнем потребления. И искомое получила. Фандорин новый продукт, который стал моден, как признак нового времени.  Можно  сказать, опираясь на мнения критика, что секрет успеха Акунина в том, что вместе с ним пришла новая эпоха, пряничная держава, бумажным оплотом которой и стал сам Акунин. А царем этого славного государства стал Путин-Фандорин.


Еще один момент, который роднит Путина и Фандорина. Это то, что оба они представляют собой проекты. Чем же проект отличается от не проекта? Проект это в первую очередь серьезное вложение капитала, за которым стоит индустрия бизнеса, хорошо знающая законы продаж, которая организует мощную компанию по продвижению товара к покупателям. Литературный проект или и политический в данном случае не так важно. Принцип один. В любом случае он перед запуском просчитывается далеко вперед, до малейших деталей, холодно и по-деловому. Он должен ударить без промаха, учесть пожелания потребителя, подлаживаясь и удобно подстраиваясь под его вкусы и потаенные желания. Это с одной стороны, а с другой стороны проект должен создать новую реальность. Проект рекламируют, оповещают о нем потребителей. Рассказывают о новом продукте, внедряют в подсознание покупателя назойливую мысль, будто бы без данного продукта он отстанет от моды. Ибо этот продукт и есть то, что необходимо сегодня.


Можно сказать, что и Путин и Акунин-Фандорин изначально были во многом проектами, в достаточной степени обезличенными и технологичными одновременно. Кроме того и Путин и Фандорин редкие счастливцы. Им постоянно везет. То сеть некое родство при желании можно разглядеть.


И вот здесь, я думаю, есть смысл прекратить вспоминать о том, что было написано мною ранее, и вернуться к упомянутой в самом начале данного материала передаче на сайте «Эхо Москвы» и обратить более пристальное внимание на заявление Белковского:
 – «если посмотреть на мир с литературой точки зрения, то надо представить себе литературного персонажа, на которого ты хочешь быть похожим. И ты тогда точно можешь понять, какое будет твое будущее. Ты можешь это прогнозировать».
А что если попробовать использовать метод, предложенный Белковским, и посмотреть на аллюзию Путин есть Фандорин, как на некий тандем. И попытаться через историю Фандорина понять Путина. Первый же вопрос здесь - а есть ли в ней вообще нечто общее с историей Путина? И если есть, то можно ли прогнозировать по судьбе данного литературного персонажа судьбу Путина, так как предлагает Белковский или нет? Попробуем разобраться. Во-первых, нужно сразу оговориться, что под Путиным в моем рассуждении нужно понимать не самого В.В. Путина, как человека, а политический проект его имени.




Начнем разбор с Фандорина.


Первое появление Фандорина это повесть  «Азазель». Семейная история. Потомственный дворянин, Эраст Петрович Фандорин девятнадцати лет остался круглым сиротой. Матери он не знал, она рано умерла, а отец разорился и умер. И сыну пришлось идти на работу в полицию в девятнадцать лет. Собственно и всё. Сразу скажу. Не стану искать параллели в семейных историях обоих «проектов». Их просто нет. Единственно отмечу, что семейная история почти не играет никакой роли для проекта «Фандорин». Да и проект «Путин» семейную историю обходит большей степенью стороной. Здесь невольно вспоминаешь слова написанные на пирамидах. Они переводились  примерно так. «Фараон сын неба, никем не рожденный, сам себя родивший».  Все лидеры для простого народа были в 20 веке явлены в нашей стране, да и не только в ней, словно из пустоты. Как вспоминал мой дядя, Хрущев в годы своего правления всё время рассказывал о своей шахтерской молодости, а потом якобы, уже после отречения от трона, оказалось, что шахты, где трудился бывший вождь и вовсе никогда не существовало. Её так и не отыскали. Брежнева я помню хорошо. Тоже был абсолютно закрытый персонаж. Ничего о нем и о его семейной жизни не было известно в народе. Если капнуть дальше, то до Хрущева страной правили вообще люди под псевдонимами. Н. Ленин и И.С. Сталин. Ничего не должно отвлекать от главного персонажа.


Чем еще интересен герой повести «Азазель» с точки зрения нашего исследования? Тем, наверное, еще интересен он, что не является, по сути, сыщиком в этой повести. Фандорин в полиции работает клерком. А вот свои приключения начинает в роли агента Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Это был высший орган политической полиции Российской империи в правление Николая I и Александра II (с 1826 по 1880 годы).  Исполнительным органом третьего отделения был Отдельный корпус жандармов. Во главе отделения стоял главноуправляющий (т.н. шеф жандармов). По своему значению отделения императорской канцелярии приравнивались к министерствам. Практически речь идет о том, что Фандорин стал агентом политической полиции, то есть организации аналоге советского КГБ – НКВД. В 1975 году, как известно из Википедии Путин окончил, юридический факультет ЛГУ. По распределению был направлен на работу в Комитет государственной безопасности. После 1977 года работал по линии контрразведки в следственном отделе Ленинградского управления КГБ. Совпадение присутствует.


Теперь посмотрим более широко по всей серии книг о Фандорине на моменты, которые могли бы нас заинтересовать в рамках нашего маленького расследования. Фандорин отправляется в Европу для противостояния тайной организации «Азазель», а потом в составе армии отправляется в расположение действующей армии на русско-турецкую войну. Понятно, что работает Фандорин непосредственно на свое родное третье управление. После того, как военные дела им были успешно завершены, Фандорин отправляется работать  секретарем российского посольства в Японии. Опять-таки нет сомнений в том, что на данную службу он попадает именно, как агент третьего управления, то есть как сотрудник политического сыска.  А что Путин? По данным Википедии.  В 1984 году, в звании майора юстиции, Путин был откомандирован на обучение на одногодичный факультет Краснознамённого им. Ю. В. Андропова института КГБ СССР, который окончил в 1985 году по специальности «Внешняя разведка». В 1985—1990 годах работал в ГДР. Проходил службу в Дрездене под прикрытием должности директора дрезденского Дома дружбы СССР—ГДР. Согласитесь и здесь есть нечто отдаленно схожее в обеих этих историях. Оба героя являются разведчиками, агентами своих государств.

Далее. В 1880 году закрывается третье отделение и через некоторое время Фандорин покидает свою работу на дипломатической службе. И в итоге оказывается на должности чиновника особых поручений при московском генерал-губернаторе. Путин же по данным всё той же Википедии с мая 1990 года — советник председателя Ленинградского городского Cовета народных депутатов Собчака. С 12 июня 1991 года, после избрания А. А. Собчака на пост мэра, — председатель комитета по внешним связям мэрии Ленинграда. Фактически и Путин и Фандорин увольняются из политической полиции и переходят на работу чиновником при мэре второй столицы. Фактически на одну и ту же должность. Не надо забывать, что Москва при Фандорине в должности чиновника при её главе не была столицей. Ею был Петербург. И потом. Если мы продолжим сравнивать оба проекта, то нужно вспомнить, что есть еще нечто, что объединяет эти два «проекта». И Фандорин и Путин не смогли удержать у власти своих руководителей. Оба героя сохранив верность своим бывшим руководителям, после их отставки, покинули службу. И у обоих возникла серьезное противостояние с новым правителем их города впоследствии.
 
Но тут нужно сказать, что есть еще одна дата, которая роднит два проекта. 1991 год – год ухода Путина из КГБ и 1891 год – год ухода Фандорина со службы. Далее Фандорин фактически исчезает из виду, становится неким человеком-невидимкой. Чем он реально занят не ясно. На этом можно было ставить точку в исследовании. Но вот снова любопытный кульбит. «Коронация, или Последний из романов». Действие этого романа происходит в 1896 году, накануне и во время коронации императора Николая II. Похищен Михаил, четырёхлетний сын великого князя Георгия Александровича. Похититель, называющий себя «доктор Линд», в качестве выкупа требует бриллиант «граф Орлов», которым украшен императорский скипетр. Если сделка не состоится, ребёнок будет возвращён родителям по частям. Но без скипетра не может состояться коронация. Эраст Петрович Фандорин берётся спасти честь монархии. Теперь посмотрим на Путина. В 1996 году он возвращается на федеральную службу. Задача стоит перед ним  примерно та же самая, как и перед героем Акунина в повести «Коронация, или Последний из романов». Обеспечить передачу высшей  власти в государстве из одних рук в другие, так чтобы честь страны и безопасность семьи бывшего монарха была сохранена. Задачу обоим героям, не без проблем, но выполнить удалось. Не забудем и то, что данный роман вышел в свет как раз перед выборами 2000 года. На этих выборах убедительную победу одержал В.В. Путин.  И такое ощущение складывается, что на этом романе история Фандорина должна была прекратиться. Не зря же книга названа «последним из романов». 

В 2001 году появляется первый роман о представителе рода Фандориных. То есть пора самому уже определяться на покой главному персонажу. И вот у него начинается схватка со смертью. «Любовница смерти», «Любовник смерти». Две повести, в ходе которых, на мой взгляд, герой должен был, оставив потомство героически погибнуть. Но не срослось. Пожалел автор героя.

В продолжение серии пошли экскурсы в прошлое. И связь проектов, на мой взгляд, исчезла. Правда в повести «Черный город» Фандорин пытается безуспешно спасти мир от мировой войны и почти погибает в этой борьбе. А в повести «Планета Вода» героически и успешно  противостоит водной империи, фактически полная аллюзия с США. Так что слова Белковского забываем в данном конкретном случае, ибо они здесь никуда нас не привели. За сим, пока всё.   


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.