Аналогичный случай

Аналогичный  случай.

  Вспомните, как в компании  рассказывают анекдоты на одну тему, например, про «Чапаева», про «Врачей», про «Дуриков» и т.д.  Тот, кто хочет продолжить,  прерывает смех окружающих словами: «Аналогичный случай», - и начинает рассказывать свой анекдот.

  Подобное желание рассказать  свою историю  возникло и у меня  после прочтения замечательной своей точностью бытовой зарисовки «прозовца» Александра Сумзина  «60е – 80е. Пункт приёма стеклотары» ( proza.ru/2015/09/16/302/ ), в которой автор подробно, со знанием дела, улавливая все бытовые и социальные тонкости, рассказывает о таком явлении той нашей совдеповской жизни, как сбор и сдача стеклотары населением на тарных пунктах, и способах заработать на этом некоторыми предприимчивыми людьми.

Вот и мне  вспомнились случаи из моей жизни на эту же тему. Так сказать – «Аналогичные случаи».

История первая: «Гостиничный бизнес».

  В начале 70х годов теперь уже прошлого века я в группе молодых инженеров оказался  командированным  на ВДНХ, где мы должны были демонстрировать свой проект. Поселили нас в московской гостинице «Колос» при ВДНХ. Узкая комната с четырьмя кроватями, маленьким столиком перед окном и единственным удобством в номере – малюсенькой раковиной для умывания в углу у входа.

   Ребята в комнате подобрались все бывшие спортсмены, у всех косая сажень в плечах, и «шайба» т.е. голова шире раковины. А потому, волей-неволей, тот, кто умывался утром четвёртым, вынужден был стоять в изрядной луже под раковиной. Конечно, никакой швабры или половой тряпки не предусматривалось, поэтому голос уборщицы, появившейся в  номере, за пять минут до нашего ухода на работу,  и, увидевшей огромную лужу, звучал громче всякой пожарной сирены.

  А на улице стояло жаркое душное московское лето, и мы, впервые видевшие в гостиничном буфете свободно и ежедневно продававшееся чешское бутылочное пиво «Будвар», не могли отказать себе в удовольствии ежедневно покупать целую картонную упаковку, т.е. 20 бутылок на всю нашу командированную группу.  Мы  тогда не знали, что за  пиво в буфете можно платить без стоимости посуды, если приносишь на обмен 20 пустых бутылок от пива «Будвар».

  Руководитель наш жил с нами, поэтому остальные командированные на ежедневное «производственное совещание» после работы подтягивались к нам. Соответственно и все опустошенные пивные бутылки оставались сложенными в картонную коробку под раковиной в нашей комнате.

  На следующее утро уборщица, едва переступив порог номера, включила свою «сирену», но, завидев ящик с пустыми бутылками, замолкла и тихо спросила:

  Бутылки уносить?

  На что услышала наш одобрительный ответ. Утром следующего дня, зайдя к нам в номер и вновь заметив картонный ящик с новой порцией пустых  бутылок, уборщица, женщина чуть старше средних лет, уже, не обращая внимания на очередную лужу, вежливо с нами поздоровалась.  А вечером под раковиной мы обнаружили старый потёртый прикроватный коврик, под которым лежал сложенный в четыре слоя кусок мешковины.

 Каждое последующее утро, ещё с порога заприметив очередной ящик с пустыми бутылками, уборщица здоровалась, обменивалась новостями, сообщала очередной жаркий прогноз погоды на день, интересовалась нашими успехами на выставке. Так пролетел десятидневный срок  командировки.

  В последний день утром она застала нас уже в коридоре со всеми  вещами и московскими покупками. Поняв в чём дело и услышав наши слова прощания, она взмолилась:

   - Родненькие! Уезжаете уже, и что же я без вас делать-то теперь буду?


История вторая: «Вот это сервис!»

  Произошла она примерно в те же годы, что и первая история. Как-то зимой я приобрёл путёвку в горнолыжный пансионат в Карпатах на Украине. Срок моей путёвки подходил к концу, а вместе с ним и деньги. Поэтому тратиться на большие дорогие сувениры уже не мог, а покупать дешевые сувенирные безделушки не хотел.

   От других горнолыжников, которые здесь отдыхали не в первый раз, я и три моих соседа по комнате узнали о том, что в Ужгороде есть специализированный магазин Закарпатских марочных вин, которые в основном народ и покупает в качестве, кстати, недорогих подарков, привозимых из этих мест.

  На следующий день мы поехали автобусом в Ужгород, нашли этот магазин. Глаза разбегались от ассортимента вин, насчитывающего более пятидесяти наименований в бутылках по 0,5 и 0,7 литра с яркими броскими этикетками и экзотическими названиями. Наблюдая за нами, и видя нашу растерянность, продавец опередила наш вопрос:

 - Вы, видимо, хотите купить вино в память о Карпатах? Наибольшим спросом у туристов пользуются эти марки, -  она поставила на прилавок четыре винных бутылки по 0,5 литра с разными этикетками, и, не дав нам опомниться, продолжила:

  -  Купите эти четыре бутылки, за магазином есть дворик и в нём беседка, там вы можете вино попробовать, и, если какая-то марка особо понравится, возьмёте столько, сколько вам надо.

  Мы так и сделали, но только уже в беседке сообразили, что «дегустировать» прямо из горлышка не умеем, тем более, что один из присутствующих здесь моих сотоварищей по номеру, шахтёр из Кемерово, выиграл на моих глазах пари на одной из пансионатских вечеринок, выпив из горлышка бутылку вина быстрее, чем у его оппонента вылилась вода самотёком из вертикально перевёрнутой бутылки.

   Настроение совсем скисло, когда, сорвав фольгу на горлышке, обнаружили натуральную пробку, для извлечения которой нужен штопор или один из народных способов выбивания пробки, к сожалению, небезопасных как для руки, так и для бутылки.

  Но в этот момент, как из-под земли, появился старичок в расшитой народным орнаментом приталенной короткой овчине и меховом «пирожке» на голове.  Его внешность дополняли длинные тонкие прямые усы, какие в годы его молодости носили австро-венгерские офицеры. В руке он нёс маленький портфельчик.
 
  Не говоря ни слова, старик вытащил из портфеля штопор, расстелил на столике беседки чистое полотенце, поставил на полотенце четыре стакана, проверив на свет их идеальную чистоту. Затем достал яблоко, перочинным ножичком разрезал его на четыре части, ловко срезав черенок и семечки из яблочных четвертинок.

  Пока он совершал эти манипуляции, мы откупорили одну из бутылок и налили стакан до краёв, предлагая старику.

  - Нет, нет! На работе не пью. Вы мне только потом верните штопор, стаканы и оставьте пустые бутылки. Автобус до пансионата через сорок минут, следующий потом через два часа. Я подожду там на лавочке.

  Старик отошел и сел на освещенной лучами солнца скамейке, врытой у заборчика.

  К продавщице в магазине, чтобы уже взять вина с собой, мы подошли в тот момент, когда она очередную группку туристов, отправляла за магазин в беседку, правда, с совершенно другими марками вин.

История третья: «Чтоб все так хорошо жили!»

  В школе я учился и дружил с тремя братьями. Двое учились со мной в одном классе, младший пошел в школу на год позже. Общих друзей по школе, спорту и району у нас была уйма. Район, в котором мы жили, в те годы считался довольно криминальным и алкогольным.  Отец моих товарищей-братьев весьма негативно относился к тому, чтобы сыновья где-то болтались по району, особенно по вечерам, и с детства всегда говорил сыновьям:

  - У нас большая квартира, пусть друзья приходят к вам, дома делайте, что хотите.

  Мы выросли, стали студентами-заочниками, работали, но заложенная с детства традиция собираться у братьев осталась. Порой за день к ним заглядывали по восемь-десять товарищей. Теперь уже и с пивом, и с вином, да и лимонад, сок и минералка в те годы продавались только в стеклянных  бутылках ёмкостью 0,5 литра.

   Дома четыре мужика да товарищей сколько, сетовала их мать. Прикиньте сами, сколько скапливалось стеклотары за месяц, за квартал и более, а добавьте сюда консервные банки, литровые и особенно трёх литровые, занимавшие много места.

   Дом, в котором они жили, был старый. Хоть площадь комнат огромная, а горячей воды нет. Старую полупровалившуюся к нижним соседям ванную комнату использовали под кладовку, куда в мешках складывали стеклотару. Когда мешки месяцев за семь-восемь доходили до двери ванной комнаты, заполнив весь её объём,  мать бросала клич:

  - Собирайте в субботу свою «гвардию» и сдайте тару, с меня обед на всех. А если «буль-буль» к обеду захотите, кУпите сами.

  Ясно, что деньги за стеклотару полагалось отдать матери,  чего греха таить, «закусон» ведь всегда был с братьев, когда кто-то к ним с бутылкой приходил. Да и  зашедших товарищей во время обеда или ужина всегда сажали за стол.

  В назначенную субботу все друзья собирались у братьев к половине восьмого. Одного человека отправляли в разведку, чтобы ещё до открытия  занять очередь в тарном пункте, размещавшемся за сквером в метрах пятистах от дома.

   Оставшиеся дома сортировали тару по видам и складывали в большие сумки легко учитываемыми количествами: 50 штук, 30 штук одного вида и т.д., чтобы лишить возможности работников стеклотарного пункта обсчитать при подсчёте количества и суммы.

  Очередной товарищ с готовой сумкой уходил в «тарник» и становился в очередь, получалось, что  каждый десятый-двенадцатый в очереди  наш человек.  Когда «тарник» открывался, первый из наших,  сдавший тару, занимал очередь снова и ждал, когда к нему подойдёт очередной наш человек из дома с полной сумкой и встанет вместо него в очередь, тогда освободившийся шел домой за новой порцией стеклотары.
 
  Такие челночные ходки продолжались иногда часов до трёх дня. Затем все вместе шли в баню, после которой дома у братьев  был сытный обед, плавно переходивший в ужин, конечно, не без рюмочки.

  Как-то на следующей недели после очередной операции «Тара» захожу к братьям домой. В комнате, смотрю, новая люстра светит, а на кухне новый холодильник стоит, один из братьев говорит:

  - Мать, вот, люстру новую купила и холодильник на «выплатку» взяла, на люстру и на первый взнос в 25% как раз денег за стеклотару хватило. Бутылки сдали, холодильник купили, чтоб все так хорошо жили!

Букулты                ноябрь 2015 года.
             Владмир  Пантелеев
P.S. - Данную работу проанонсировал по предложению читателя Арона Шейнголда, выделившего для этого свои баллы.


Рецензии
Да, было времечко... Бутылки от вина и пива сдавать не приходилось, а вот "кефирных" и "лимонадных" на отдыхе в Анапе как раз хватало на продукты к завтраку.

Просто Валерия   29.02.2016 11:56     Заявить о нарушении
Спасибо! Просто сдача стеклотары это был возврат залога. Интерес вызывают те прохиндеи, которые на разных комбинациях со стеклотарой зарабатывали бабки и не малые.

Владмир Пантелеев   29.02.2016 19:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.