Проблематика личности

Как известно, личность формируется из многих факторов: социум, воспитание, образование, мировоззрение и т.д. Попытаемся разобраться в том, что встает на ее пути развития в наше время и в нашей стране.
Ни для кого не секрет, что современные экономические отношения зашли настолько далеко, что человек воспринимается как материал. Да, конечно, этот материал может испытывать чувства, эмоции, но все же, он материал - очередная рабочая сила, которую можно найти на каждом углу в наше кризисное время. Зачем тогда, спрашивается, нам университеты, школы, средне-специальные учебные заведения, если для большинства выпускников нет работы по специальности? Откуда же взялся пресловутый парадокс «опыт работы ОБЯЗАТЕЛЕН», если этот опыт отсутствует? Разберемся на примере типичного образования.
Человек от рождения уже что-то должен. Должен расти, идти в детский садик, затем в школу, а дальше армия, университет и т.д. Что ребенка ждет в школе в первую очередь? Если кто-то ответит, что знания, то этот человек (я не побоюсь этого слова) дурак. Сперва, человек встретит коллектив. Знания нужно осознать и взять в голову. Коллектив в этом не нуждается.  Конечно, человек уже от рождения в коллективе: семья, детский сад. Но это уже совсем другая тема. Коллектив в образовательных учреждениях отличается от других тем, что, во-первых, он напрямую связан с определенной системой отношений, которые только КОСВЕННО касаются самого образования. Говоря проще, учитель старается только преподнести свой предмет, а потом проверить ученика на то, вызубрил он заданную тему или нет; во-вторых, молодой ум очень пытлив. Его больше интересует общение со сверстниками. Вспоминая самого себя, я помню времена, когда я связался с плохой компанией. Это было в пятом классе, и мои товарищи занимались лишь тем, что отбирали телефоны, курили, пили и ничего не делали. Всем было на все плевать, но (возможно, что сейчас многие впадут в состояния шока) эти ребята были весьма неплохими людьми. Просто, их родители думали о хлебе насущном, учителя ими интересовались постольку, поскольку они могли появляться на занятиях.
Но вернемся к теме. Подросток начинает общаться с различными категориями людей: здесь будут и умники, и хулиганы, и середнячки. Человек еще не осознает, зачем ему образование. Он ДОЛЖЕН учиться. Хоть как, но должен. Чем взрослее он становится, тем для него «яснее» (потом поймете, почему я взял это слово в кавычки) его жизненный путь. Начинают появляться перспективы дальнейшего развития – университет, работа, армия и т.д. Здесь и начинаются главные трудности. Для многих людей, школа – это своеобразное спасение от мира. Да, да, Вы не ослышались, спасение от мира. Там все понятно. Есть учитель, который может похвалить, а может и поорать; есть друзья, но есть и враги. Но когда школа закончилась, человек остается один на один со своими проблемами. Конечно, в школе все точно также, но благодаря условиям, созданным в этом стерильном вакууме, человек этого не понимает. И лишь после того, как школьные годы чудесные прошли, человек осознает, что он в западне. Теперь и вправду всем плевать. Иди куда хочешь, делай, что хочешь, ты свободен. Остается два выхода.
Выход первый, он же высшее образование. Последняя возможность ухватится за свободу молодости. Преподаватели будут читать скучные лекции, потом просить тебя рассказать их, но, конечно же, всегда можно надавить на жалость, всегда можно воспользоваться русским «авось» и т.д. Все равно выучишься. Чтобы сейчас отчислили из универа, надо еще хорошо постараться. Известный хорватский общественный деятель Иван Иллич в одной из своих книг написал, что школы выпускают готовые пакеты знаний. Не знаю, как у них на Западе, но у нас эти пакеты,  судя по всему, мусорные и бесполезные. Они бесполезны не по причине того, что у нас плохая система образования. Они бесполезны, потому что образование потеряло смысл. Это я могу заявить со всей смелостью. Смотрите сами – везде царит культ предпринимательства. Даже реклама по телеку твердит о развитии малого и среднего бизнеса. Зачем быть образованным? Достаточно всего лишь быть предприимчивым. Всякие идиотские молодежные организации демократической направленности проводят конкурсы типа «Молодой предприниматель» и прочая чушь. Всю культурную и общественную жизнь в России можно охарактеризовать словами «Ты ничего не можешь без больших денег». И вот тут начинается самое веселое. Человек, еще учась в университете, начинает надеяться на лучшую долю. «Я буду журналистом» - говорит один. «Я буду экономистом» - говорит другой. В результате, кругом появляются только продавцы-консультанты, мерчендайзеры и прочие работники торговли. Юридических контор на всех не хватит, а вот магазинов более чем достаточно. Человек должен жить, питаться, одеваться,  платить за коммунальные услуги, а работа уже воспринимается не как призвание, а как необходимая обуза в нашем жестоком мире. Вы читали когда-нибудь корпоративные газеты, которые выходят в крупных компаниях? Читали всякие истории, рассказанные молодыми директорами в этих самых газетах о том, чего они добились? Все, что они говорят, воспринимается обычным человеком, как призыв «Ты никто, но ты можешь. Тебя пока не существует, есть только МЫ, а ты должен терпеть наши требования». Сущность всего происходящего вокруг говорит нам, обычным людям, о том, что мы всего лишь рабочий придаток этого мира на данном этапе развития. Весь капитализм и вся рыночная экономика на этом построена от самого начала своего зарождения.   Есть только одно отличие от нынешних времен и тех, что были раньше. Раньше люди осознавали это и могли показать протест, пускай и слепой. Сейчас же весь протест может выражаться в курилке с коллегами. Зато есть такое удовольствие, как корпоратив, на котором можно забыть о том, что начальник сволочь, потому что он сфотографировался со мной и бутылкой водки.
Это было легкое отступление от темы. Уже становится ясно, почему большинство выпускников не будут работать по специальности. В них просто нет нужды. Все хорошие места заняты по блату, остается надеяться на сказку про карьерный рост и то, что молодым везде дорога. Молодой человек попадает в большое хитросплетение различных проволочек, которые затягивают его в самую настоящую кабалу, способствующую развитию в человеке современных фобий, которые напрямую связаны  материальным положением. Ярким примером может служить так называемая аффлюэнца (чрезмерная тяга к труду, вызванная якобы «постоянным» отсутствием денег) среди молодого населения не только нашей страны, но и всей планеты. Люди озабочены деньгами. Как я сказал выше, работа уже не рассматривается как нечто духовное, как призвание человека. Работа хороша не потому, что она приносит радость, а потому, что она приносит деньги, которые можно потратить на очередное средство связи, развлечение и т.д.
Теперь обратимся ко второму выходу из ситуации отчуждения, связанной с окончанием учебного учреждения. Это армия. Если в девяностых годах многие молодые люди откровенно знали о дедовщине и так же откровенно «косили» от армии, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Юноши хотят служить и возвращаясь говорят, что не жалеют о годе службе.
«В армии хорошо», - сказал мне грузчик из магазина, который после возращения из армии устроился в магазин и начал стрелять у всех сигареты.
«Я не жалею. Еще бы отслужил», - сказал мне охранник магазина, который больше нигде, как кроме этого магазина не работал.
Вся проблема в том, что люди все воспринимают, как должное. Я пойду в армию, отслужу, вернусь в нищету, буду работать грузчиком или охранником. Отдам долг Родине, короче говоря. Но все забывают о том факте, что и Родина должна отдавать долги своим гражданам.

***

Теперь поговорим об одном из составляющих личности – это Вера, или религиозное чувство. Сейчас очень модно быть атеистом. В интернете, в социальных сетях очень много сообществ и публичных страниц, в которых очень много современных молодых людей считают себя очень прогрессивными личностями, которые «критически» мыслят. Своими кумирами они считают Стивена Хокинга и Ричарда Докинза. Они интроверты, любят читать, любят плоский юмор – вот главные черты современного интернетного атеиста. «Ты покрасила концы волос в фиолетовый и читаешь «Игра престолов»? Ты молодец, умеешь критически мыслить!». Вот такой вот бред.
Вера, религиозное чувство, присутствует у всех, даже у атеистов. Это неоспоримый факт. Без Веры во что либо немыслима сама человеческая природа. Но, чаще всего, Веру заменяют ее суррогаты, которые имеют весьма абстрактные очертания. Приведем некоторые примеры:
1. Вера в свои силы. Человек, который придерживается данного суррогата не в состоянии осознать то, что он когда-то состарится или его может сразить какая-либо болезнь. Чаще всего, он чувствует себя вполне уверенным во всем – в том, что его ждет хорошая работа, потому что он получает в учебном заведении очень «нужную» специальность. Он везде активен – в спорте, в общественной жизни своего учебного заведения, на работе и так далее. Он считает себя яркой индивидуальностью, но на самом деле, за всей его внешней активностью скрывается абсолютно пассивная жизненная позиция ко всему происходящему вокруг, если это не касается его личного блага или покоя. По этой самой причине, он и не признает Бога. Вера – это поиск. Поиск Истины, поиск Того, Кто любит нас. А любой поиск связан с беспокойством. Даже, когда человек ищет совсем обычную бытовую вещь вроде телефона, то он все равно начинает испытывать дискомфорт. Поэтому человек, который придерживается данного суррогата, не хочет познать Бога. Это просто нарушит его комфорт и гармонию.

2. Псевдонаучный взгляд. А сейчас речь пойдет о молодых людях, которые думают, что отрицая Бога, они поддерживают науку и прогрессивно мыслят. Они говорят о том, что есть дети больные раком, так откуда взяться Богу? Любят физику, химию, биологию, но тоже пассивны, по причине того, что интерес к науке вызван больше собственным тщеславием и эго, чем склонностью к предметам. Чаще всего ленивы, но считают, что даже своей ленью выражают протест обществу и «религиозному мракобесию». Ведут активную половую жизнь и не видят в этом ничего плохого. В глубине души, очень неуверенные и бессловесные люди, «научные» взгляды которых легко разбить простой логикой. По своей натуре ведомы, хотя, как и предыдущий тип, считают себя яркой индивидуальностью.

3. Псевдотворческий взгляд. Бог, у людей с таким взглядом, ассоциируется с жестким цензором, который ставит преграды на его «творческом» пути, хотя их творчество тормозится на уровне интернет-сайтов, где подростки выкладывают эротические рассказы. Считают себя социофобами, интровертами, мизантропами и защитниками свободы слова. Еще одна модная тенденция – бисексуальны, хотя никогда не вступали ни с кем в связь. Чаще всего, девушки лет пятнадцати-шестнадцати, помешанные на своих кошках и наигранных депрессиях. Живут в типичных семьях среднего класса и, говоря простым языком, «бесятся с жиру». Представления о Вере и религии такой же, как у студента кулинарного техникума о квантовой физике, но зато атеисты.

4. Современный взгляд, самостоятельный. Идея фикс у людей данного взгляда – это всего добиться самому. Помешаны на новомодных средствах связи, машинах и своем жилье. Бог просто не укладывается в их сознание, оформленного в виде фотографии из двадцать первого альбома со страницы в социальной сети. Машина – это второе я данного человека. Чтобы люди замечали их «статус», они окружают себя двумя-тремя подругами, которых подвозят после учебы или работы на какой-нибудь поддержанной машине, заставляя последних обливаться слюной от зависти. Чаще всего живут на съемных квартирах со своими молодыми людьми, регулярно ходят в спортзалы, о чем непременно ставят всех в известность. Безграмотны, постоянно подрабатывают после учебы или ищут работу.

5. Бытовой взгляд. Даже, можно сказать, мещанский. Учатся, работают, не интересуются культурой или искусством. Могут жить либо в своем жилье, либо на съемном, из-за чего приходится работать практически без выходных. Разговаривать о жизни, книгах, фильмах или Вере с такими людьми бесполезно. От силы, что Вас ожидает – это пустой взгляд. Панически боятся детей, как чумы, по причине того, что не будет хватать на жизнь. Чаще всего живут в гражданском браке.

6. Псевдонеформальный взгляд. Люди, которые чаще всего придерживаются данного взгляда на жизнь и Веру, окружают себя неформальной атрибутикой, слушают тяжелую музыку и говорят большим набором несуразных умных слов, которые мало относятся к теме разговора. Атеизм для них – это набор богохульных картинок из интернета, и именно этим они «борются» против системы. Тоже считают себя яркой индивидуальностью, при этом совсем слабые, податливые люди, которые полны «творческими» проектами. Презирают средне-статистических людей (хотя сами ими и являются), рисуют посредственные картины, но считают себя носителями высокого искусства. Несмотря на то, что, по их словам, они идут против системы, чаще всего, являются хорошими работниками, готовыми отдать часть своей зарплаты за какую-нибудь корпоративную  провинность.

Примерно так можно описать всех прогрессивных, современных людей. Единственное, что их объединяет – это отчуждение. Первый, второй и третий тип, хоть и может читать книги, но не может понять то, что все когда-либо написанное человеком как раз и касается человеческой жизни и построения отношений между людьми, Богом и существования друг с другом. То есть, описывается то, чего сами все выше перечисленные типы избегают.

Мы рассмотрели суррогаты веры, которые замещают настоящее религиозное чувство. Теперь, стоит поговорить о самой природе атеизма.
Очень многие современные религиозные деятели винят коммунизм в том, что именно из-за него современные люди (молодые и не только) не верят в Бога. Это очень большая ошибка. И доказательство того, что это ошибочное мнение заключается в том, что в Европе и Америке коммунизм не победил, но число атеистов там намного больше, чем в России. Так в чем причина, набирающего огромные обороты, атеизма?
Первое – это отчуждение людей друг от друга и от своих взглядов, в том числе религиозных. Даже верующие люди редко защищают свои собственные взгляды на Веру и Бога, хотя при этом готовы отстаивать никому не нужные воззрения на свой семейный бюджет или то, что показывают новости. Вера для них – это отчужденное качество, которое распространяется только на празднование какого-нибудь большого религиозного праздника. Дети в таких семьях хоть и имеют какое-то представление о Вере, но они ничего не знают о христианских добродетелях. Мне доводилось лично общаться с такими молодыми людьми, и когда я со своим братом сказал, что бедность – это христианская добродетель и, что в работе дворника нет ничего плохого, а бездомный  попадает в Рай, то на нас посмотрели, как на идиотов, и покрутили пальцем у виска.
Что касается отчужденности, то по классификации взглядов современных атеистов приведенных выше, можно сказать, что атеизм – это порождения одиночества и отчуждения между людьми, в том числе в семьях. Дети в современном обществе – это перспектива развития, хорошего образования, жизни, которое вечно сыто и априори не может иметь своих личностных переживаний. А позже, у родителей появляется дикое удивление тому, что ребенок себя плохо ведет или совершает преступление.
Второе – это утрата  рычагов воздействия на ум и душу человека. Даже в самой Церкви никто не заинтересован в создании крепких христианских семей и верующей молодежи, способной дать отпор и сказать «Нет» нарастающему давлению мира и цивилизации. Если какой-то прихожанин (а чаще всего, это касается молодых людей) прекращает ходить в Церковь, то никто даже не поинтересуется у него, в чем причина. Никто не сходит к нему в гости, чтобы просто поговорить с человеком за чашкой чая о, происходящем в его душе, бунте.
Третье – это шаблоны о пассивности верующего человека. Даже любой атеист знает слова Иисуса «Не суди, да не судимым будешь», «Ударили по правой щеке, подставь левую». Эти слова вызывают отрицание, потому что «мир диктует свои правила». Но мало кто знает, что в Библии присутствуют и другие выражения. Так в Деянии Святых Апостолов говорится: «Кто мирится с миром, тот противится Богу»; слова Иисуса из Евангелия от Иоанна: «Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит за то, что Я говорю, что дела его злы». Это как раз и есть то самое жесткое «Нет», которое каждый верующий должен сказать происходящему в мире. А первые два миротворческих выражения Иисуса говорят нам о том, что нельзя творить зло, пытаясь изменить мир вокруг нас.
Как мы видим, современный атеизм – это всего лишь глупость и мода, распространённая среди отчужденных молодых людей, сидящих за компьютерами. Это напрямую связанно с проблемами личности, неустроенностью и искажением образа настоящего свободного и думающего человека. Если посмотреть на человека с сугубо мирской позиции, то перед нами вырисовывается образ замкнутого в узкий мир человека, который всем должен, но ему никто и не чем не обязан. Его можно обмануть, закрыть в рамки правовых норм, недоплачивать зарплату, но при этом сам человек не будет осознавать своего бесправия. Ему будут даны суррогаты счастья в виде гражданского брака, корпоратива, и человек останется достаточно довольным, чтобы дальше жить спокойно в своем бесправии.

***

Очень много разговоров ведется о сохранении семьи и института брака. Тут можно сказать одно – пока об этом не заговорят обычные люди, то вести разговоры на высшем уровне бесполезно. Точно также, бесполезно спасать то, чего уже нет. Попытаемся разобраться, в чем же проблема семьи?
Раньше, если женщина не рожала, то на нее косо смотрели. Бесплодие было своего рода проклятием, наказанием за что-то. Теперь, отсутствие детей считается чуть ли не какой-то новой, экономической благодатью, благодаря которой человек сохраняет за собой свои позиции в мире. Это напрямую связанно с современной экономической системой и системой ценностей, точно также, как и проблема личности, которые рассматривались в предыдущем разделе. Ребенок – это огромная обуза, как считают многие. Этакий тип маленького потребителя, который будет забирать все самое лучшее. Молодые девушки, которые хотят выучиться, получить работу, готовы не отказывать себе в удовольствиях сексуальной жизни, но при этом пачками употребляют противозачаточные, делают аборты и всячески препятствуют новой человеческой жизни. В ребенке никто не заинтересован – ни отдельный человек, ни общество, ни даже государство. Конечно, странам нужны граждане, но ответственность за новую жизнь целиком перенесена на, неустроенных в жизни, людей со своими проблемами. Большинство людей в современной ситуации не чувствуют себя защищенными даже будучи одними и ведя самостоятельную жизнь, что можно говорить уже о маленьком, неспособном к самозащите, существу. Рассмотрим ситуацию ближе.
Представим на минуту обычную средне-статическую молодую девушку от восемнадцати до двадцати пяти лет (возраст дан весьма условно, просто для примера). Что будет первое, о чем мы подумаем, представив ее? Наверняка, она где-то учится или работает, или все вместе. Она мечтает стать самостоятельной, жить отдельно от родителей, если уже не живет где-нибудь на съемном жилье. Но самое главное – у нее есть молодой человек. Молодые люди не представляют своей жизни без партнера (хотел бы сказать спутника жизни, но не в этом случае). Все размышляют о том, что, сперва, нужно выучиться, получить работу, построить жизнь, а потом уже будут семья и дети. Хорошо, пускай будет так. Но зачем тогда вести сексуальную жизнь, если они хотят построить свою жизнь? Секрет прост – хочу все и сразу. И удовольствие, и хорошую учебу, и работу. Мне доводилось разговаривать с женщиной из Польши, которая гордо заявила, что девушки в их стране, сперва, думают об образовании, и лишь потом – о личной жизни. При этих словах, я хитро улыбнулся. Можно подумать, там люди не «развлекаются».
Но вернемся к нашему примеру. У нашей девушки есть молодой человек, с которым она поддерживает отношения. Она понимает, что если вдруг она забеременеет, то проблем будет куча. Первыми сразу возникают финансовый и жилищный вопросы. Где жить с ребенком и где взять деньги? А что будет со мной, с моим внешним видом? Я не готова стать матерью, потому что надо пожить для себя. Вот так выглядит алгоритм мышления нашего примера.  Отсюда  берутся аборты, противозачаточные средства и прочие приспособления для препятствия появления новой жизни.
Большое количество абортов присутствовало и раньше, но механизм мышления женщины соглашающейся на убийство своего ребенка гораздо отличался от современного. Если раньше абортом пытались скрыть внебрачного ребенка или искали иные причины оправдаться, то сейчас уже никто даже не пытается скрыть эгоистичный характер убийства. Моральный идиотизм и незрелость дошли до того, что аборт на ранних сроках вообще не считается смертью живого существа. У людей право выбора, свобода совести, гуманность и прочие демократические понятия распространяются только на них самих.
- Дайте мне жалобную книгу! Я напишу претензию по поводу просроченных пельменей, которые Вы продаете в своем магазине, - кричит один человек в магазине, который с такой же легкостью говорит потом: «Да ты, что?! Забеременела, дура? Делай аборт». Вот такие вот равные права.
Теперь, что касательно уже самой семьи, где есть дети. Я часто становился свидетелем картин, где семья, как бы не семья. Отец занят только заработком, мать – тоже, плюс приготовление еды, а ребенок предоставлен сам себе, и интерес вызывает только его учеба, да и то не всегда. Причем родители в таких ситуациях считают, что выполняют свой долг и выполняют его отлично. Все забыли, что семья – это совокупность не только материальных, но и духовных обязанностей друг перед другом. Материально обязанными мы можем быть и партнеру по бизнесу или другу, у которого заняли деньги. Отсюда и идет гражданский брак (сожительство). Это всего лишь экономическое партнерство с добавлением сексуальных отношений.
Назовем основные причины крушения институтов семьи и брака:

1. Экономические ситуации. Семью просто невыгодно стало заводить. Это влечет только ряд трудностей, которые приводят к постоянным ссорам и быстрым разводам.

2. Бездуховность общества. Основная причина появления современных семей – это традиция. Просто, так надо, так положено. Большинство людей не видит в семье союз верных и близких по духу людей. Об этом говорят нам современные свадьбы с кучей гостей, лимузинами, тамадой и прочими атрибутами. Но любая традиция основана на духовной составляющей, без которой она всего лишь становится модой. Как пример служат современные неформальные субкультуры, которые копируют стиль своих любимых исполнителей. Если музыканты просто выражали свой духовный мир своим внешним видом, то их поклонники всего лишь переняли и распространили стиль одежды своих кумиров, тем самым превратив его в моду.


3. Отсутствие принципов и ценностных ориентиров. Об этом много говорят и пишут книг, причем эти книги читают сами люди, у которых отсутствуют ценности. Два человека, которые создают семью, отдают друг другу не только свои сердца, но и ценности, на которых воспитывались. Но что может дать человек, взгляды которого были приведены в предыдущем разделе, где описывалась классификация взглядов современных молодых атеистов? Делаем выводы.

4. Незаинтересованность кого-либо в семье. Многие молодые люди боятся создавать семьи как раз по этой самой причине. Все начхать хотели на то, что зародилась новая ячейка общества. Государство может предпринимать попытки стимулировать рождения ребенка и создания семьи при помощи разных государственных программ, но факт остается фактом – семья остается один на один со своими проблемами.


5. Пассивность самой семьи. После того, как семья создана, она превращается в своего рода закрытую корпорацию, которой абсолютно не интересна жизнь другого человека, если конечно это не касается зависти по отношению к соседям из двенадцатой квартиры, которые купили новую машину и съездили отдохнуть. Семья в глазах многих – это серая, убогая, ограниченная жизнь, в которой невозможно заниматься творчеством, в которой нет свободы, да и вообще, дышать невозможно. Это очень большая ошибка, благодаря которой люди теряют интерес к жизни и быстро теряют счастье, облик и радость свободной семейной жизни. Под свободой я не подразумеваю, что супруги делают, что хотят. Свобода семейной жизни – это как раз любовь и ответственность друг за друга, когда люди творят новую, общую судьбу.

Как мы видим, проблема современных семей заключается в обществе с его ценностями и в самой семье, созданной из людей этого самого общества. Если общество требует от своих членов безосновательного, копеечного труда, предлагая взамен автомобили, средства связи, культ съемного жилья, что просто не может не отразится на ценности человеческой жизни с самого её зарождения. А семьи, созданные в более ранний период, чьи дети родились в девяностые года, всеми силами стараются наверстать упущенное и повысить свое материальное благополучие, тем самым еще больше создавая отчуждение от семейных ценностей.


***

Если в предыдущих разделах мы напрямую затронули проблему самого человека, его интересов и взглядов, то теперь мы напрямую рассмотрим продуктивную часть человеческой деятельности – это творчество.
Сейчас очень модно выставлять себя творческим человеком. Тысячи молодых людей сидят в интернете, посещают сайты, где можно выложить свои произведения на суд других таких же пользователей мировой сети. Молодые люди пишут, рисуют, пытаясь показать свои таланты, участвуют в словесных дебатах, оскорбляют творчество и друг друга, считая, что только они являются знатоками искусства, а другой ничего не знает о тенях, перспективах, литературных жанрах и т.д. Одновременно с этим, царит явный кризис, как и литературы, так и изобразительного искусства. В чем причина?
Любое творчество создается посредством особого состояния души. В свою очередь, это состояние души достигается при помощи различных событий вокруг, которые человек переосмысливает и дает свой ответ на происходящее, пускай даже в болезненной форме. Это можно назвать своеобразной ломкой души, очень болезненной и незаметной на первый взгляд. Как сказал американский художник-примитивист Жан Баския: «Когда я рисую, я не думаю над этим. Я думаю о жизни». В этом величайшая загадка творчества – страдание, понятное только самому автору.
Вернемся к современности. Мы восхищаемся Ван Гогом, но если он жил бы в наше время, то его бы все назвали бездельником, живущим за счет брата. Культ денег и благополучия, наплевательского отношения к другому человеку не дает места для творчества. Поэтому большинство людей, которые стараются что-то нарисовать или написать не станут известными. Они ничего не могут вложить в свои произведения по причине того, что модный гаджет, которому они поклоняются, либо хотят купить, всего лишь какая-нибудь плата и детали, больше ничего. Чтобы объяснить эти слова, мы вернемся к классификации взглядов современных молодых людей приведенной выше.
Самым «творческими» здесь окажутся псевдонеформальный и псевдотворческий тип. Они всеми силами стараются показать себя особенными, не такими как все, людьми, но при этом их «творчество» всего лишь суррогат, пародия на мощный порыв человеческой мысли и души. Чаще всего, он находит выражение в работе. Часто ли вам доводилось видеть объявление о работе, где зовут молодых и творческих людей? Чаще всего, это означает красиво украсить стеллаж или витрину. Вот как раз этим и занимаются псевдотворческий и псевдонеформальный тип. К творчеству это имеет такое же отношение, как безалкогольное пиво к футбольному матчу. То есть, рекламная прибыль и эйфория фанатов от напитка. Украсил красиво витрину – значит, получишь премию от директора. Сейчас, мы подробно рассмотрим современный суррогат творчества, так называемые творческие наклонности, которые человек показывает на своем рабочем месте.
Современная экономическая ситуация (куда уж без нее!) и напрямую связанные с ней трудовые отношения абсолютно не учитывают психологические наклонности человека и его душевные потребности. В результате, мы становимся свидетелями того, что эти самые душевные потребности просто исчезают из ума и сердца человека. Но есть фальшивка. Эта фальшивка заставляет многих думать о том, что они занимаются подлинным творчеством, при этом отлично вписываются в окружающую действительность. Эти люди занимают самые низшие позиции в иерархии компании, в которых работают, но считают себя гениями, пускай еще и непризнанными, ну вот-вот наступит момент, и о них заговорят. Но есть одна проблема. Творчество – это всегда конфликт с действительностью. Представьте, что люди в Древние времена мирились бы с холодом, то научились бы они обращению с огнем? Или художники импрессионисты, а позже и сюрреалисты, и авангардисты? Если бы они не отвергли царивший академизм, то смогли бы создать свои полотна?
Теперь все по-иному. Чем ты больше хочешь благ, чем больше работаешь без выходных, но в свободную минуту пишешь стихи или рисуешь, тем больше ты становишься творческим. Это великая опасность для всего творчества. Человек загнан в рамки разумности, за гранью которой, по мнению многих, живут только асоциальные элементы, бродяги, уголовники и просто неудачники. Творческий человек просто не может себя плохо вести. В современном мире, творческий человек – это чистый, аккуратный представитель среднего класса. Если это мужчина, то он обязательно не ругается, одинок, потому что не нашел свой идеал. Он ответственный работник, уважает весь коллектив и участвует во всех его начинаниях. Если творческий человек девушка – то это тоже одинокое создание, которое пишет стихи о несчастной любви в окружении кошек. Хотя, может быть по иному: самовлюбленное создание, окончившее музыкальную школу или художественное училище. Она знает все о правильности форм, о музыке, поэтому считает себя самым знающим и нежным созданием с отличным слухом, которую все нервируют. Но при всех ее «знаниях», ее творчества никто не видел и не слышал. От силу – это ее фотография в социальной сети около музыкального инструмента либо в окружении принадлежностей для рисования. Все.
Уже становится ясно, почему мы не видим современных Толстых, Хемингуэев и Достоевских. Человек не проходит душевную ломку, после которой сможет что-то создать. В моде стерильность и знание своих прав, причем при крайнем бесправии. Но есть еще более сильная проблема. Это коммерциализация изданий. Государство не выделяет никаких средств на развитие культурной жизни. Допустим, человек написал книгу. Не важно, плохая она или хорошая, об этом судить потомкам. Но проблема как раз в том, что потомки о ней просто не узнают. Как только человек хочет ее опубликовать, то различные издательства или типографии начинают выуживать больше денег с автора. Бесплатно никто публиковать не будет. Даже если человек напишет произведения сопоставимое с «Война и мир», то никто не будет в нем заинтересован, пока не запахнет деньгами. Начинающему автору навязывают кучу никому не нужных услуг, вроде типа страниц и шрифта, в результате ценник за экземпляр только увеличивается. Творчество начинают душить уже в зачатки. В нем нет потребности, как и во всем остальном, что не приносит прибыль или не позволяет безнаказанно эксплуатировать других. Это еще одна характерная черта нашей жизни: если раньше эксплуатации подвергался человек или его образ, то сейчас этому процессу подвержены и результаты умственной человеческой деятельности. Многие мне возразят, приведя в пример Уорхолла, поп-арт и прочие виды коммерческого искусства. Но отличие в том, что раньше эксплуатация идей и творчества шла на развитие способностей и распознание новой грани человеческого разума. Теперь же, эксплуатация  приводит к его уничтожению. Творить всегда опасно, в первую очередь для самого творца. Но также опасно творчество для общества. Вдруг, у кого-нибудь в душе зародится шекспировская «Быть или не быть» или «Тварь я дрожащая, или право имею?» Достоевского. Тогда начнет рушиться, привычный нам, мир долгов, сокращений и копеечного труда.
Настоящие творческие люди – это как герои стихотворения Бодлера «Плаванье».

Но истые пловцы – те, что плывут без цели:
Плывущие – чтоб плыть! Глотатели широт,
Что каждую зарю справляют новоселье
И даже в смертный час еще твердят – вперед!

Я думаю, что здесь без комментариев.

***

Подводя итог своему небольшому исследованию, можно сказать, что мы стоим на пороге катастрофы, сравнимой с атомной войной, даже, не побоюсь этого слова, страшнее. Страшнее потому, что все знают, что атомная война - это зло, а что такое бездуховное существование знает мало, по причине того, что сами так живут. Человек находится в большой ловушке, выбраться из которой можно только благодаря переосмыслению своего существования. Как это ни странно, но в последнее время больше говорят об обязанностях, чем о правах, хотя раньше было наоборот. При этом, многие забыли про то, что у человека есть главное право и одновременно с этим очень ответственная обязанность. Это жить и оставаться человеком. Человеком, который с радостью принимает ребенка, а не боится его, как чумы; человеком с ясным взором, мужественного, способного противостоять психологии бессловесного автомата; человеком, который любит, ждет и знает, что его жизнь наполнена смыслом.   


Рецензии