Крушение

       В 1974 году я был преподавателем Высшего военного училища железнодорожных войск и военных сообщений. В войсках намечались учения по преодолению больших рек. Требовалось осуществить скоростное строительство временного железнодорожного моста через реку Иртыш в районе станции Иртышская Омской области.

        На учения были приглашены представители различных заинтересованных организаций. Представителем от Училища направили меня, так как раньше, служа в Управлении  4- го корпуса ЖДВ, я принимал участие в проектировании этого моста    (проектировал мост Сибгипротранс).

        Мост состоял из конструкций РЭМ-500, судоходных барж и временных мостовых конструкций Железнодорожных войск. Общая длина моста - более 700 метров. Строительство необходимо было произвести за трое суток, таковы нормативы.  Оно осуществлялось ярославским мостовым полком ЖДВ (командир - полковник Лебский), в качестве субподрядчика выступала рота мостового батальона омской бригады (комбриг - полковник Железнов Алексей Михайлович). Руководил учениями, только что назначенный на должность Главного инженера Войск, Васильев Владимир Александрович, 45-ти летний симпатичный полковник.

       Прибыв на место учений увидел, как ловко действуют солдаты, воины- железнодорожники. К середине третьего дня мост был сооружен, нормативы перекрыты.
Начались испытания. Командир полка Лебский разрезал ленточку. На тепловозе - портрет В.И. Ленина в венках из сосны, лозунг: Слава КПСС! Наш подарок Родине!

       Сначала пропустили нагрузку - тепловоз и несколько нагруженных песком платформ со скоростью 4 км в час. В тепловоз битком набилось народу, кому не лень. Все нормально. Но что меня поразило - после прохода нагрузки, никакого осмотра моста произведено не было. Потом с той же скоростью нагрузка прокатилась по мосту еще два раза. И опять без осмотра. Лишние люди освободили тепловоз - надоело кататься. Дали команду увеличить скорость до 20 км/час и поехали... Смотрю - одна из опор моста вылетает в сторону, а тепловоз падает в Иртыш с высоты, примерно, 8 метров. По мутной воде Иртыша неторопливо поплыл портрет с венками, на котором грустный Ильич как бы говорил строителям: "Ребята! Разбирайтесь сами, я здесь не при чем, поэтому отплываю...", а в тепловозе, под водой, началась борьба за жизнь. Погиб ответственный представитель свердловской железной дороги Жидков, находившийся в кабине в качестве пассажира. Прилетел вертолёт с врачами, которые оказали помощь раненым и забрали погибшего.

       Так закончились учения. Получилось не совсем удачно... Подарка не состоялось, Родину на этот раз не прославили...

       Мне предлагали участвовать в комиссии по разборке инцидента, я отказался: надо было ехать в Училище, учить курсантов. Да и сложно было установить истину крушения: проектировщики винили строителей, строители - проектировщиков.

        На самом деле виной были бобышки на сваях- сплотках. Одну из бобышек сорвало при забивке,  свая не дала "отказ", взводный не усмотрел и получилось то, что получилось.

       Главного инженера полка-подполковника Хазанова, уволили в запас, а руководителю учений - полковнику Васильеву В.А. задержали генеральское звание.

       Это один из неудачных эпизодов деятельности войск, головотяпства; на протяжении моей службы их было достаточно...


20.11.2015                Москва


Рецензии