Памяти поэтессы Евгении Олениной

Я хочу вспомнить прекрасную поэтессу, милую женщину и хорошего человека - Евгению Оленину, которую я знала, может быть, не так долго, как многие другие, но, что очень важно, в последний отрезок её жизни. Мы познакомилась с ней в литературном салоне  Поэта, Члена Союза писателей России Ларисы Кузьминской, который  проходил в Москве в галерее "Нагорная", где собиралось 30 -  40  поэтов  -  москвичей, в среднем один раз в месяц. На этих встречах мы знакомились, общались, читали стихи, делали поэтические постановки, пили чай с конфетами и пирожными и т.д. Женю хорошо знали в этой среде и любили. Почти каждый раз  она приносила для нас большой круглый бисквитный торт, украшенный сверху свежими ягодами, который она сама пекла, а мы с удовольствием съедали! Лариса Кузьминская выпускала тематические, красиво оформленные сборники; словом, жизнь била ключом, и мы были счастливы!

Женя была высокой, худощаво сложенной, ещё молодой женщиной, со слабым здоровьем. По её словам, её беспокоил желудок и поджелудочная железа, но тогда, казалось, что ничего не предвещало её скорого ухода из жизни. Жила она с мамой и сестрой в хорошей трёхкомнатной квартире, в районе «Медведково». Она была раньше замужем, разошлась, детей не имела, но была очень романтичной, и мечтала, как все женщины, о любви. Работала Женя на дому в фирме по установке дверей, принимала по телефону заказы от клиентов и один раз в неделю ездила с отчётом в офис фирмы. Такой режим работы был для неё очень удобен, поскольку давал необходимый семье заработок и позволял ухаживать за больной мамой.

Стихи Женя писала очень интересные, много над ними работала, добиваясь красивых образов и чёткой рифмы. На её стихи друзьями-композиторами  Игорем Стебенковым, Светланой Селезнёвой, Михаилом Мухамеджановым и Ольгой Кузмичёвой было написано несколько песен: «Как липы цветут золотисто», «Осень – ты моя грусть и отрада», «Облетают астры», «Мы с тобою вдвоём», «Звенел соловей» и др. Эпиграфом к своей страничке Женя взяла слова известного русского поэта Михаила Волошина: «Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить.Все формы, все цвета вобрать в себя глазами». Эти строчки вполне соответствовали её собственному мироощущению и мировосприятию, что можно понять, когда читаешь её стихи.
Женя очень любила Санкт-Петербург и часто писала стихи о нём:

Санкт-Петербург - вот он передо мной.
Тот город опоясанный Невой,
Где здания, каналы и мосты
Уже давно с историей на Ты.
Где летней, белой ночи тишина
Прохладой Балтики опоена.
Окном в Европу он стоит в веках
На северных, российских берегах.

Как величав его прекрасный взор!
Дворцов и парков дорогой убор,
Музеев и фонтанов красота,
Его изысканность и простота.

Здесь проникаешь в глубину времен
И познаешь историю имён,
В который раз пытаешься понять,
Как Питер выжить смог и устоять.

Я не могу не восхищаться им!
Давно он сердцем завладел моим!
Великий город с непростой судьбой -
Всё победивший, но оставшийся собой.

Я приглашала Женю на разные литературные встречи, которые проходят в разных уголках нашей столицы. Как-то мы были с ней на вечере в Музее Владимира Маяковского на Дзержинке. К этому времени я уже напечатала две книги своих стихов и одну книгу рассказов "Самая читающая страна", в которой выразила свою ностальгию по советскому прошлому. Эту книгу я подарила Жене, она взяла её с некоторым недоумением, так как считала меня только поэтессой. Но, как воспитанный человек, она скрыла удивление, книгу взяла и поблагодарила. Через несколько дней она мне позвонила и со смехом рассказала, что отдала мою книгу почитать своей маме, а той мои рассказы очень понравились. Её мама сказала, что, наконец-то, ей принесли что-то стоящее, что можно почитать с интересом и удовольствием!  Мама прятала мою книгу на ночь под свою подушку, а если вдруг теряла её, то в доме поднимался шум: «Где мой бестселлер?» Я порадовалась столь высокой оценке моих рассказов, поскольку мою книгу впервые, хоть и в шутку, назвали бестселлером, и пообещала писать рассказы дальше.

Однажды я  познакомилась с Жениной мамой и побывала у них в гостях. Вот как это вышло. Женя уже была серьёзно больна онкологией в это время, но я об этом ничего не знала, и даже не догадывалась, так как она сама молчала об этом, хотя мы продолжали, по-прежнему, довольно часто общаться. Женя  подарила мне две изящно изданные книги японской поэзии, они и сейчас у меня сохранились, и я их часто читаю и вспоминаю Женю. В то время мы увлекались необычной по форме японской поэзией и пробовали писать также. Вначале у меня ничего не получалось, но потом я научилась выражать свои мысли и чувства скупыми афоризмами. Однажды, Женя позвонила мне и попросила поддержать её - поехать с ней в районный Центр социальной защиты населения в Медведково, где она собиралась почитать свои стихи.  Мне не очень хотелось ехать в незнакомый район, так как я всегда с трудом нахожу новый адрес в Москве, вы и сами знаете, как это бывает нелегко порой! Однако, в её голосе я почувствовала такое смятение и неуверенность, такую мольбу о помощи, что я согласилась. Женя подробно мне объяснила, как  туда проехать, и я добралась благополучно, нигде не ошиблась.

Женя в этот период напечатала свою книжку стихов  в твёрдом переплёте, очень  гордилась этим и взяла несколько штук книжек с собой, чтобы подарить слушателям. Она была в брюках и белом пушистом свитере, который очень шёл ей и скрывал худобу. В отдельном зале понемногу стали собираться пенсионеры после благотворительного обеда, который они получали в Центре бесплатно, как малоимущие; в основном это были женщины. Женя успешно прочитала им свои стихи, а я её сфотографировала.  Получился довольно удачный  снимок, она даже поставила его на своей авторской странице на Стихи.ру и я привожу его здесь. Женя раздала свои книги слушателям, написала автографы. Затем выступила с чтением своих стихов и я, Женя тепло представила меня. С Женей пришла также её сестра Саша, они обе радушно пригласили меня к себе домой, благо, это было недалеко от того места, где мы выступали. Так я побывала у них дома в гостях, познакомилась с мамой, которая была очень рада моему приходу. Меня напоили чаем со сладостями, с гордостью показали всю чисто прибранную и хорошо обставленную квартиру, особенно мне понравился их балкон - лоджия, превращённый неравнодушными хозяйками в красивый цветник, поскольку дачи своей у них не было. Такого чуда я ещё не видела. Этот мой визит пришёлся на последний период их относительно благополучной жизни.

Дальше несчастья начали обрушиваться на этих бедных женщин одно за другим.
Первой заболела мама, у неё случился тяжёлой формы инсульт, её госпитализировали, долго лечили в стационаре, и хотя она пришла в себя, но не могла не только ходить, но даже самостоятельно принимать пищу, её кормили через зонд. Обе дочери преданно за ней ухаживали и через два месяца забрали домой; кормить её продолжали также через зонд. Женя плакала и говорила – пусть мама живет подольше, даже в таком тяжёлом состоянии, но только живёт! Я буду делать для неё всё, что понадобится!  Конечно, долго так продолжаться не могло. Состояние Жени от всех этих переживаний резко ухудшилось, у неё появились метастазы в костях и позвоночнике, она ещё больше похудела, вес её снизился до сорока килограммов (и это при её высоком росте)! В этот же период погибла Женина любимая собака, которая отравилась чем-то на улице, вероятно, от рук догхантеров. Женя очень переживала её гибель. Правильно говорится в русской пословице – беда никогда не приходит одна!

Последний текст на Жениной странице написан 17 мая 2013 года:
Как нам для счастья надо мало…
Опять Царицино украшено весной.
У царского дворца Екатерины
Меняются цветущие картины,
И каждая волнует нас с тобой.

Белеет кипенно черёмухи наряд,
Тюльпаны дружно подняли бокалы.
Как, всё же, нам для счастья надо мало:
Погожий день и чей - то нежный взгляд,
И, просто, чьё - то доброе участье,
И мы уже готовы верить в счастье,
А может счастливы.


Рецензии