Метро в Бирюче

Прихожу на руины старого особняка, поднимаю разбитый кирпич. Тяжелый, плоский. И я, словно виноватый, гляжу на это строительное чудо 19-го века. Ведь последний, кто держал кирпич в руках - каменщик старого времени, положивший его в ровную кладку новенького здания.
Кирпич -как привет, как укор от пра-прадеда.
А ведь ничего подобного построить уже не сумеем.
Зачем громим?
Нынче у Бирюча много историков, но мало охранителей. А ведь город - единственный в Черноземье, учрежденный волею Петра Великого . И возведенный к потребностям Административной реформы Екатерианы Великой по планам "Архитектурии прапорщика Матвея Казакова".
Город удивительный! Белгород и Воронеж перед ним - большие деревни. Тут планировка столичная, изаначально и целиком классическая,строгая. А все потому, что город, от первого до последнего кирпича, возведен, как образцовый административный центр Российской империи.
Учебник по архитектуре.
В начале 18-го века это было малороссийское местечко Бирючий Погост. С мазанками, разбросанными вкривь и вкось по лесистому склону, с церковью Покрова. Принадлежал он Усёрдскому уезду. А к концу века столица решила учредить тут новый уездный центр.
Тогда поехал по России Матвей Казаков с тем, чтобы сделать планы застройки новых губернских и уездных городов. Приехал в Бирюч. Присел на пенек у церкви, и прямо отсюда на весь большой лист набросал прокт . В основу положил восьмиульник - символ Пресвятой Девы. И по склону веером распустил улицы. Получилась замечательная радиально-кольцевая застройка.
А когда столица план утвердила - начались тут работы. Прежде всего снесли старые холупы. Разметили новые улицы. Но, преждде чем ставит дома - по обе стороны улиц,по линии будущих строений, прокопали глубокие траншеи. С тем, чтобы полвода прошла. Потом стены и полы траншей выложиди кирпичом, свели каменные своды. А выходы вывели прямо в подвалы будущих домов и во дворы.То есть здания, словно бусинки на нитку, надевались на длинные ходы подземелий. Сделали невидимые развязки под площадами и большими общественнными зданиями.
Получился полноценный подземный город. А когда возвели дома и засыпали своды траншей - подземелье совсеми скрылось с глаз. Через десять лет с улиц города подземелья уже не различались.
Нижной Бирюч делали затем, что город был пограничный. Его строили , как крепость.В невидимом Бирюче располагался арсенал, пороховые склады,войсковые продовольственные запасы,закрытые холерные полати, спящие мастреские, соляные хранилища, городская казна. Но уже ко времени застройки граница ушла за тысячи верст на юг, и военные угрозы нашему краю миновали. Потому и подземелья, оставшиеся без нагрузки, скоро стали уходить из памяти.Хотя наверняка хранят они и нынче множество богатств и тайн. Домовладельцы замуровывали входы, планы катакомб затерялись, и уже через полвека попадание в подземелье считалось чудным слоучаем.
А к концу 19-го века город получил новый план. Старые дома во многом сносились, строились новые. И новые домовладельцы,натыкаясь на старые подземелья, старались или засыпать их, или перекрыть новыми кирпичными стенами, замуровать. Но еще часто и долго, до наших времен, то там по городу, то тут - в самых неожиданных местах землекопы натыкаются на подземную кипричную кладку.
...Вот и этот особняк, с кирпичом от прадела. Составлял он одну из сторон восьмиугольника Старой Тороговой площади. На самом, что ни на есть, узле подземного Бирюча. И хотя здание моложе города вполовину - его подземелье впечатляет! А ведь оно устроено как бы поверх первого подземелья. Видно, как входы в 18-й век замурованы плотной кладкой века 19-го...
Я стою виноватым перед этим гениальным творчеством прадедов. Сюда бы экскурсии приводить. Тут бы фильмы снимать!
Глухо и тоскливо на разбитом фундаменте. Мимо, огибая руины остатков Малой Торговой, скользят равнодушные машины. Мужчина, с мотороллером-муравьем, складывает старый кирпич в кузов. И мне кажется, будто он ворует его у прадеда из под рук...
...
На снимке: въезд в подземелье Бирюча. Завтра его забьют мусором и сравняют с землей.Или бетоном зальют. Так у нас принято


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.