Рецензия на фильм Аквариум 2009 г. реж. А. Арнольд

Фильм «Аквариум» визуально напомнил мне советско-российские фильмы 90-х годов на ту же тему. Та же тусклая серовато-синевато-зеленоватая цветовая гамма. Проблема, поднятая в фильме, кажется, универсальна для любого места и времени, потому что это проблема взросления, пробуждения души.
Итак, главная героиня фильма, пятнадцатилетняя Мия, - обыкновенный бунтующий подросток из не очень благополучной семьи. Она агрессивна, неуживчива, отвратительно воспитана. Против чего она бунтует? Да, кажется, против всего: против школьной системы, против несвободы, против лжи и притворства, против разгульного образа жизни своей матери. Последнее, правда, с известной долей зависти — у самой Мии личная жизнь пока не складывается.
Единственная отдушина девушки — танцы. Мия никогда не занималась ими специально, она самоучка, в общем, не очень одаренная, иногда по-подростковому угловатая, но, похоже, только танцуя, она может быть собой. И мы за ее агрессивной оболочкой видим натуру сильную, честную и, что бы там ни было дальше, изначально очень чистую.
Это сразу замечает и Коннор, очередной любовник матери Мии, пришедший к ним в дом. Их дальнейшие отношения с Мией очень неоднозначны с моральной точки зрения, но в них есть один важный аспект: именно связь с Коннором раскрывает Мию еще с одной стороны — как женщину. И эта связь вовсе не сделала Мию порочной — что нам очень хорошо дает понять драматургия фильма. На следующий день девушка идет на кастинг танцовщиц в клуб. Клуб очень предсказуемо оказывается ночным, и танцовщицы нужны для стриптиза. Мия, ни слова не говоря, уходит с такого кастинга.
В фильме есть несколько метафор.
Во-первых, лошадь, которую на протяжении всего фильма безуспешно пытается освободить Мия. Лошадь в поле — это всегда символ свободы...и сексуальности. Символична и развязка этой линии: лошадь получает свободу, только умерев, Мия взрослеет, только пережив разочарование в любви (тоже — маленькую смерть). Отсюда и слезы: не только потому, что лошадку жалко, не только потому, что Коннор ее не любит и вообще женат, а потому, что что-то в жизни закончилось и уже никогда не будет, как раньше. Рубикон перейден. Можно сквернословить, драться, убегать из дому, хулиганить, но это все равно будет не та прежняя Мия.  К той уже никогда не будет возврата.
И проявления этой новой, более взрослой Мии возникают в сценах с детьми. Сначала с дочерью Коннора: движимая яростью из-за того, что мужчина скрыл от нее свою семью, желая хоть как-то отомстить, причинить ему боль, Мия похищает Кейру. Это просто бессмысленный порыв, у Мии нет никаких планов, похоже, она и сама не знает, что собирается делать с девочкой. Они просто бегут без всякой цели, все дальше и дальше от дома Коннора. У реки Кейра понимает, что ничего хорошего от Мии не дождешься, начинает кричать, упираться, завязывается потасовка, и девочка падает в воду. За минуту до этого мне казалось, что Мия столкнет ее сама, что этого она и хотела. Может, так оно и было. Только перед лицом реальной опасности она протягивает Кейре руку и вытаскивает ее из воды. А потом крепко, по-сестрински, обнимает девочку.
Потом это объятие повторится в конце фильма, при прощании с младшей сестрой.
В этих сценах — явная отсылка к Сэлинджеру.
Еще один яркий момент: перед отъездом из дома Мия, ее мать и сестра...танцуют под любимую музыку Мии. Они двигаются совершенно синхронно, будто исполняют какой-то ритуал. По сути, так и есть. Вечный ритуал, вечный закон природы и времени, вечных три возраста: девочка — девушка — женщина. Пожалуй, между ними тремя за весь фильм это единственный момент взаимопонимания. И тут же закодирована некая необратимость жизни: Мия через несколько лет станет такой же, как ее мать, младшая девочка превратится в саму Мию. Все неостановимо идет по кругу.
...Мия уезжает со своим парнем в другой город. Как сложится ее жизнь? Бог знает... Но будем надеяться, что сложится.


Рецензии