Мы - слитки русского крестьянства - Часть III

                Вера  предков  и  никонианство

 
  Наши пращуры были староверами, это видно по именам, которые они давали
своим детям. Они были современниками событий раскола русской Церкви и  приняли осознанно сторону старой веры. Религиозные убеждения, укрепляясь 
в сознании, отражались на укладе их жизни.

  Что  же  такое  староверие?

  Со времён крещения Руси, до новоявленного патриарха Никона Церковь была
единоверческой, благочинной, целомудренной и далека от великосветских идей.
  Даже Иоанн Грозный, имея великодержавный характер, не посягнул на   
Византийский престол. На лукавый соблазн обладать Византийским престолом
он отвечал папскому легату: «Что же до Восточной империи,то Господня есть 
земля; других и больших государств во всём свете не желаю».
  Алексей Михайлович Романов же идеей освобождения Византии от ига   
османской империи, навязанной ему католической Церковью, заинтересовался.   
  Во имя имперских амбиций он желал, что бы Москва стала третьим Римом. 
  Но для осуществления плана освобождения Византии, необходимо связать Русь с ней церковными догматами, доказывающими родственные связи веры обоих 
церквей.
  Рим убеждал Алексея Михайловича Романова воспользоваться правом престоло-наследования прадеда императора Константина. Древние книги русской церкви   разнились канонически воззрениями и не сочетались исправленными греческими  богослужебными книгами. Объединение церквей требовало сверки и переработки  изложения древнерусского написания книг.
  Царю потребовался для этого нужный священник. И он выбрал по совету 
своего духовника Стефана Вонифатьевича из числа «кружковцев благочестия»   
Никона. Определив, что этот человек готов на всё, ради своей беспринципности, возводит его на патриарший престол. Руками и разумом  Никона осуществляется реформа единоверческой церкви.Сверяются и изменяются   древние книги, и порядок служб церквей, тем самым, вызывая недовольство   прихожан и части священнослужителей. Возникает сумятица в осуществлении служб и треб. Реформа требует изменений, приверженцы древней традиции не принимают нововведений. 
  Сторонники старой веры – староверы придерживаются древних служб, реформаторы – за новый реформенный порядок в церковной службе. Двуперстие 
заменяется троеперстием. Единоверие – раскалывается. Реформаторы во власти
осуществляют репрессии с инакомыслием,используя право силы власти в борьбе   
с бессилием права веры её сторонников.

   Как  староверие  стало  старообрядчеством  (раскольничеством)

  Старовер тот – кто придерживается старой веры до никоновских служб.
Единоверец – исповедующий одну с кем либо, веру. 
  Кто исповедует грекороссийскую веру, с сохранением только,старописьменных 
икон и старопечатных книг - старовер (не раскольник), он принадлежит   
к благословенной церкви, следует всем догматам Православия. Раскольник же
тот, кто отошёл (предал) от обещаний исповедовать им принятую веру.
  Никонианство и есть раскольничество. Никониане отошли, видоизменили 
общепринятые предками чины - двуперстие на щепоть, сложенную из трёх 
пальцев, исправление старописьменных богослужебных книг и изменение   
написания имя Исус на Иисус и т. д., тем самым, создали прецедент раскола   
Церкви и назвали это реформой.
  Вера же не может быть реформируемой. Вера – есть или её – нет. Так как,    она была принята Русью, нашими предками, то нам её и блюсти.
  В этом есть патриотизм Православия. Введённый Никоном обновлённый обряд
в церковной службе,стал «водоразделом» в отношениях,со сторонниками старой   веры. Эту противостоящую часть православного сообщества обозвали старо -
обрядцами, чтобы их можно было подвергать социальному унижению и репрессиям, которые они испытывали на себе с 1654 г. вплоть до 1971 г. (В.Н.).
 
  История возникновения этого процесса такова.*
  «…В середине XVII века возник «Кружок ревнителей благочестия»(боголюбцев),
в него входили протопопы: Стефан Вонифатьев, Аввакум, Даниил  Костромской, 
епископ Павел Коломенский и др. Все они были поборниками единогласного
богослужения, наречного пения о чём свидетельствует Аввакум:« И чту и пою 
единогласно, и на-речь пою, против печати слово в слово…»
  В 1653 г.,в начале Великого поста,патриарх Никон разослал по храмам 
«память»,положившую начало реформам в Русской церкви. Этот документ произвёл на «боголюбцев» гнетущее впечатление. Ревнители церковного благочестия  собрались в Москве и,как вспоминает в своём «Житии» протопоп Аввакум,
«Задумалися, сошедшися между собою; видим, яко зима хощет бытии; сердце  озябло и ноги задрожали». Встревоженный протопоп Иоанн Неронов затворился 
в келье Кремлёвского Чудова монастыря и в течение седмицы предавался  непрестанной молитве. В это время был ему глас от образа Спасова: «Время  преспе страдания, подобает вам неослабно страдати!» Сначала, Иоанн   рассказал об этих словах Аввакуму, а также коломенскому епископу Павлу и  прочим «боголюбцам». 
  Протопопы Аввакум и Даниил Костромской, «написав из книг выписки
о сложении перст и о поклонах» подали их царю. Царь же передал эту грамоту 
патриарху. Начались преследования защитников старины, протопопы Аввакум, 
Даниил, Иоанн Неронов и прочие активные ревнители были арестованы и сосланы. Таким образом, Никон, расправившись со своими главными обличителями и   почувствовав себя свободнее, решил устроить Собор и, прикрываясь его  авторитетом,продолжить реформы.На Соборе выступали только царь и патриарх,   
прочие же присутствующие молчали,не смея им перечить и одобряя все решения   единогласно. И лишь один, епископ Павел Коломенский взял слово и говорил: 
«С того времени, как мы сделались христианами и получили правую веру по    наследству от отцов и дедов благочестивых, мы держались этих обрядов и этой веры и теперь не согласны принять новую веру». За что он впоследствии был  низложен с поста епископа Коломенского, арестован, сослан и заточён в    Палеостровский монастырь на Севере. Официальные источники глухо говорят о   гибели епископа: «прилучися архиереови тому изумитися и погибнути бедному,  кроме вести, от зверей ли снеден быв или в воде утопе». Мученическая  кончина епископа Павла последовала, по общепринятому Старообрядческому  преданию, в 7164 году от сотворения мира (1656) 3 апреля в Великий четверток»…*         
  * Старообрядчество в России (XVII-XX века), выпуск 3./Д.А. Урушев.
  К биографии епископа Павла Коломенского – М.: Языки славянской  Культуры, 
  2004. С. 21 - 42.

  Я использовал статью Д.А. Урушева из книги, для того, чтобы вы смогли себе представить эпизод раскола Русской церкви и его результат.Победители карают  побеждённых, которые становятся потом героическими символами этой борьбы и  обретают сторонников в народных массах.       
  Наши предки сохраняли в себе религиозное постоянство. Более трёх веков,
они были ему верны. Через репрессии царских и большевистских властей,   
староверчество несёт свою хоругвь истинной любви к Богу.
  В итоге, реформатор Никон сам стал жертвой своего величия. Видимо,Божья   кара выпала ему за посягательство на древние церковные устои и каноны. Жизнь он окончил в дороге, возвращаемый из заточения в 1681 году уже царём    Фёдором Алексеевичем Романовым. При жизни Никон не был восстановлен в  патриаршестве.


Рецензии