Рыжий

Автор иллюстрации: Ольга Громова
 
Памяти моего первого  учителя математики
Ивана Сильвестровича Астмантовича

Порою удивляюсь мыслям вдруг,
Прекрасное загадочно волнует.
Внимательно взгляни вокруг,-
Любая вещь по-своему чарует:

Невиданное- радужно горит!
Как удалось создать такое?!
Как  альбатрос  неистово летит,
Призывом море беспокоя?!

В душе лишь тлеет огонек,
А вот зажечь его - искусство.
Пожалуй, многим невдомек-
Дано от бога это чувство.

Ребенка надо мудрости учить,
Привить любовь к познанью мира.
Тогда он будет ярко жить,
Любить учителя, а не кумира.

Была послевоенная пора,
В обычной школе мы учились.
Резвилась беззаботно детвора,
А в перерывах грозно бились.

Избрав оружием ремни,
Лупили рядом  "ремеслуху".
Суровые тогда стояли дни.
Баталии «орлов», по слухам.

«Героев» ставили у парт.
Часами в классе мы стояли.
Педагогический азарт,
До основанья постигали.

Держались крепко молодцы,
Друзей своих не выдавали,
Хотя грозились сечь отцы,
Молчанье доблестью считали.

Наш "Циркуль" бегал по двору
(Директора мы так прозвали).
Ловил он  шустро  детвору,
А мы с утра его «мотали».

На переменке  пыль столбом,
В углу кому-то "масло жмут".
А там разбили стену лбом,
Круша очередной редут.

Пожалуй, нас ждала тюрьма,
Когда б бойца мы потеряли.
Так педагогика сама,
Ушла от истинных реалий.

Однажды в «тихую» обитель
Пришел осеннею порой
Какой-то математики учитель,
Нарушив буйной жизни строй.

Как матадор вошел он в класс,
Раздался жутко дикий хохот,
Затем визжание и бас,
А в довершенье - громкий топот

Был ярко рыжим математик,
И патлы  в стороны торчали.
А нос - обеденный прагматик-
Веснушки яркие венчали.

Ботинки гнутые, как в цирке,
Как будто «рыжий от ковра».
Напоминал он, без придирки,
Шута английского двора.

Всех оглядев пытливым взором,
Он тихо молвил невзначай:
"Эй ,на «камчатке»,- вот умора!
Ты не трясись, а сразу отвечай.

Представь, что ты попал в тюрьму,
Сидишь один, совсем голодный.
А чтоб развеять мыслей  тьму,
Тебе дают кисель холодный.

Кисель внутри шести сосудов.
А каждый просто круглый шар.
Объемы равные. Без пересудов,
Судьбу спасает мысли дар.

Сосуд с отравой тяжелее,
А взвешивать дано два раза.
Весы рычажные. Клади быстрее,
Тогда узнаешь, где зараза.

Разумный выявит отраву.
И тем спасение найдет.
Глупец скончается по праву.
Науку движет мысли взлет.

Шпана затихла, засопела,
Класс приумолк и стал решать.
«Бойцы» тотчас взялись за дело -
Обидно глупым  умирать.

Все стали отвечать задорно,
Задачи он искусно  сочинял.
Большой талант его бесспорно,
Устои  общества менял.

И на уроках тихо стало,
Шла оживленная игра.
Коллег он удивил немало,
Тем, как училась детвора.

"Бойцы" решали по углам задачи,
Как «архимеды» на песке чертили.
Сияли лица от большой удачи,
Когда решенье точно находили.

Наш рыжий дар имел от бога,
Любил он каждого из нас.
"Живите полно, не убого,
 -Он говорил, - Я верю в вас!"

Зажег в душе огонь тот рыжий,
В учениках сегодня он горит,
И яркой мыслью смело движет,
И чудеса добра порой творит.

Мне рыжий цвет напоминает осень,
Когда приходит урожайная пора.
Россия яркие таланты преподносит,
Почаще б их знавала наша детвора.


Рецензии
"Не рыжий, а золотой", - так всех поправлял мой одноклассник, Юрий.
Интересно, где он теперь, что из него получилось, из нашего рыжего отличника.

Как то проходила мимо могилки своего учителя математики, Фёдора Прокофьевича, рвала траву и думала, какой был замечательный человек!

Спасибо вам за стихи и напоминание о школе и учителях.

Нефея   27.06.2018 23:26     Заявить о нарушении
Прошло много лет,но каждый раз,когда я решаю трудные задачи Иван Силиверстович рядом.Удивительно,что остальные преподаватели школы,техникума,института,кафедры усовершенствования ГИДУВ почему-то не запомнились.
Лена,спасибо,что так тепло отозвались о моём первом учителе и о своём Фёдоре Прокофьевиче.
С уважением

Лев Коган   29.06.2018 01:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.