Два директора

   Не скажу, что действующее в России уродливое подобие капитализма мне очень нравится. Однако попробую привести всего лишь два характерных, как мне кажется, сюжета для сравнения социализма и капитализма в части организации производства.

   1976 год. Эпоха «развитого» социализма.

   Я — молодой инженер-конструктор.

   Вызывает меня директор завода:
   
   — Наш завод выпускает станок, отпускная цена которого 1700 рублей, а его себестоимость — 2800 рублей. Поднять отпускную цену нам не позволит существующая в стране система ценообразования — Москва не разрешит. Удвой в документации основную характеристику станка. Назовём его новым изделием и утвердим НОВУЮ ЦЕНУ — в два раза большую. И желательно ничего конструктивно не менять, так как производство отлажено, оснастка изготовлена, люди привыкли. Дерзай!

   Примечательно, что идея СНИЗИТЬ СЕБЕСТОИМОСТЬ изделия не была директором озвучена. И о качестве речи не возникло. Зачем? И так возьмут.

   2011 год. Эпоха «недоделанного» капитализма.

   Я — главный технолог уже другого завода.
   
   Вызывает руководителей служб директор — он же хозяин:

   — Господа руководители, делайте что хотите, но, чтобы ЦЕНА машины, выпускаемой заводом, была СНИЖЕНА и качество, как минимум, не пострадало. За сегодняшнюю цену я её продать не могу — конкуренция.

   Два директора завода — две идеологии.
   Как говорится: «Почувствуйте разницу».

   И это только два сюжета… Социализм и капитализм…


Рецензии