Дом из лиственницы-21

Продолжение

21

Проводы Фёдора были коротки и сдержанны. Одна только Дуняша нарушила деликатность момента и кинулась брату на шею с рыданиями. Но её быстро осекла купчиха:
- Это что за похороны?! Ну-ка, веди себя подобающе! Она ещё брата расстроить в дорогу хочет!
Серафима Матвеевна, мать Дуняши, согласно и одобрительно кивнула, поддерживая окорот купчихи.

- Я бы для этих расставаний, ей-богу, церемонию какую-нибудь выдумала, и чтобы никто не смей нарушать! То толкутся суетливо, то рыдают с обниманьями, то не знают куда деваться от неловкости. А надо так: довёл до транспорта, трижды облобызал, пожелал ангела-хранителя в дорогу, поклонился и всё! Отпусти с миром. Нет, они ещё цепляются! Они ещё рыдают! - не могла успокоиться купчиха.

Но чем больше она бушевала, тем яснее становилось Фёдору, что вся его семья стала ей родными людьми и что на самом деле она сама переживает за него, чтобы и дорога и устройство были благополучны.

Путь в Петербург был для него не утомителен. Фёдор был пристроен со всяким комфортом и едой на один из возков с товаром купца Молотилова.
Август стоял спелый, тёплый. Ехали не торопясь. В Вологде он помог погрузить товар в грузовой вагон и уже сам сопровождал его до самого Питера. В Питере его прямо с поезда приняли заботливые руки приказчика купца Михеева, который и отвёз его по месту, указанному в письме купчихи Куприяновой. Вот тут Фёдор и оробел.

На вывеске ресторана, куда привёз его приказчик, было написано «К.П. Палкин», а привёзли Фёдора в дом купца Алексеева, что на самом углу Невского по правую сторону.
- Извольте-с, у нас тут 25 залов, бильярдные кабинеты и огромный бассейн со стерлядями, - стрекотал Фёдору администратор, ловкий мужчина во фраке с аккуратно постриженными усиками.
Поднимаясь с ним по парадной мраморной лестнице с фонтаном и экзотическими растениями, Фёдор под впечатлением всей этой красоты и роскоши и не понял, как оказался перед дверью с позолоченной табличкой: «В.И. Соловьёв».
- Сюда-с, Вам сюда-с... – И, аккуратно постучав в дверь, администратор спросил: - Василий Ионович, позволите-с?
- Да, входите, - раздался из-за двери густой, сочный бас, и перед Фёдором предстал высокий статный бородач лет сорока, в безупречном костюме с золотой цепочкой на груди, ведущей в нагрудный карман.
- Позвольте-с представить-с. Фёдор Петрович Николаев, повар, с рекомендательными письмами от купчихи Куприяновой Екатерины Петровны, да от купца Пал Петровича Молотилова, вологодских.
- Ну, давай сюда письма, - протянул руку к Фёдору купец.
Фёдор торопливо достал из-за пазухи бумаги и с волнением протянул их Василию Ионовичу.
- Да не робей ты, раз уж у тебя такие рекомендатели. Обоих хорошо знаю, честные люди, за кого попало хлопотать не будут.
Бегло пробежав глазами по тексту обоих писем, купец остановился на втором и от души щёлкнул по нему тыльной стороной ладони:
- Узнаю Катерину Петровну! Та, уж к кому симпатию имеет, так не скупится на знавания. И благородного сердца, и необычайного трудолюбия... А?! Так ли?
- Ей видней-с, а я уж и не знаю про себя. Просто стараюсь как лучше чтобы, - Фёдор от волнения едва шевелил губами.
- Скромен и прям. Это хорошо. Ну, глянем, что дальше выйдет. Иди-ка отведи ты его к Петру Семёновичу, пусть примет в наставничество, и выдать ему всё положенное, в нашу гостиницу на житьё определить без платы. Понятно?
- Понял-с, - быстро кивнул администратор и, кивнув Фёдору в знак того, что пора идти, выскользнул в дверь, которая чуть Фёдора не прищемила сильной пружиной.

- Ты понимаешь ли, понимаешь, кто в этом ресторане бывал? В прежние-то времена бывали тут писатели Лесков, Чехов, юрист Кони, композитор Чайковский и ещё писатели Достоевский и Салтыков-Щедрин. А сейчас-то бывают Блок, Брюсов, Белый и многие другие знаменитости, - стрекотал по дороге администратор. Но Фёдор его не слушал и плохо понимал в этих именах. У него в голове было только, к кому же его ведут и придётся ли он, крестьянин из Вологодской глубинки, здесь ко двору?

Пока Фёдор трепетал, перемещаясь по шикарным залам ресторана в служебное помещение, купец Соловьёв уже внимательнее читал рекомендательные письма. Дело в том, что в письмах был изложен такой прожект. Катерина Петровна и Пал Петрович направляли Фёдора на обучение на год не только кулинарному искусству, но и управлению ресторанным делом. Намеревались они через год в Вологде открыть шикарный ресторан по Питерской манере, отчего складывались паями поровну, а за обучение Фёдора посылался в оплату возок вологодского сливочного масла, лучше которого во всей России нет. То, что масло таково, Василий Ионович ничуть не сомневался. Пал Петрович сроду ничего худого не присылал, только самого отборного качества, а тут ещё и знаменитое масло... Зная щепетильность Мотовилова и хватку Катерины Петровны, Соловьёв, ещё подумав, позвал своего помощника по писчим делам.

- Садись-от, пиши. Досточтимые мои Катерина Петровна и Павел Петрович! Со всяким пониманием и тщанием выполню я вашу просьбу об обучении Фёдора Николаева. Однако есть у меня к вам такое предложение: взять и меня, недостойного, в третий пай с вами, ибо знаю я ваш светлый ум и деловую хватку. Раз на такое пошли, значит, дело верное, прибыльное. Если примете в долю, то масло оплачу по известной цене, и обучением вложусь, и оборудование необходимое новейшее прибавлю. Если откажете, не обижусь и всё выполню, как должно. Уважающий вас, Василий Ионович Соловьёв.

Прочитав внимательно написанное, Василий Ионович поставил свою подпись и приказал помощнику тотчас же письмо и отправить.
- Вот ведь жук, из всего деньгу делает, из малейшего! - с восхищением думал помощник, отправляясь на почтамт.

Тем временем Фёдор попал в царство кулинарии. Всё кругом сияло чистотой, простор и порядок были необыкновенные. Все в белоснежных костюмах и фартуках.
- Это какой-то рай на земле! Это восхищение одно! - Фёдор не верил сам себе, что здесь он будет не только учиться, но и готовить. Администратор оставил Фёдора на пороге кухни, сказав, что дальше ему нельзя, потому что он подобающе не одет.
- Эй, Пётр Семёнович, поди-ка сюда! Тут в обучение направили!
- Сейчас, обожди минуту! Крикнул ему в ответ крепкий румяный мужчина, весь в белоснежном, с какой-то бумагой в руке, и продолжил дальше наставлять, как понял Фёдор, штатного повара:
- Кожу-то со щуки аккуратно сними, от костей, сам знаешь, освободи. Филе перемелешь. Белый хлеб у тебя уже в молоке должен замочен быть, без корки, смотри. Да в тёплом, не в холодном. Понял? Лук обжарен тоже, да не поджарен и притомлён, чтобы таял. Луковицы хватит сюда. Добавишь это в рыбный фарш. Сюда же добавить надобно два яйца, перец, тертый мускатный орех, соль и сметану и всё перемешать. Этим всем, смотри, не туго начини кожу щучью, да не порви нигде. Положи вот в эту форму, добавь теплую воду, специи, хребет рыбы и вари на слабом огне. Крышку-то при этом не вздумай закрывать. Из остатков фарша сделай фрикадельки и вари там же. Смотри, вари часа полтора, и три раза нужно за это время холодной воды подлить. Понял, ты, холодной! Потом дай остыть в бульоне. Не вынимай раньше, пока не остынет всё. А как остынет, так перекладывай на блюдо, только очень осторожно! Разрежь на кусочки и между кусочками положи дольки лимона. Потом смешай масло с горчицей, укрась рыбу этим соусом и залей осторожно оставшимся от варки желе. Понял? Ну, давай, с Богом. - И Пётр Семёнович, широко перекрестив повара, направился к Фёдору.

Фёдор, выслушав невольно весь рецепт, сказал себе: «Пока я до тонкости всё тут не изучу, никуда не уеду. Зубами буду цепляться, ночей спать не буду, но всё перейму!»

- Так, молодой человек, в обучение прибыть изволите? Ну-ну, посмотрим... Отведи-ка его в душевую, да дай одежду поварскую и сюда его. Оценим, каков в деле-то… - И Пётр Семёнович, повернувшись, пошёл дальше по кухне, заглядывая через плечо каждого из поваров в сковороды и кастрюли.

Продолжение следует


Рецензии
Нет, это вообще просто шабаш чревоугодия ))) И вот , читая такие рецепты, невольно думаешь - кому нужны эти роллы? Нам бы вспомнить и массово вводить, пусть весь мир копирует здоровую пищу.

Елена Гвозденко   20.11.2015 21:53     Заявить о нарушении
Вот именно! Какие там роллы... Я когда изучала материалы по кулинарии в царской России, так чуть слюной не истекла.) Русская кухня шедевральна!

Татьяна Васса   20.11.2015 23:14   Заявить о нарушении
такое чтение не для слабонервных )))

Елена Гвозденко   20.11.2015 23:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.