К разговору о ражем парне, или О Дурочке Державина

   
К разговору о ражем парне, или О "Дурочке" Г.Р. Державина замолвлю я слово...

   С этой сценой - в конюшне, - когда Спальник ждёт Домового, - а вместо него входит Иван - и вроде не Иван, - поскольку разве можно дурака назвать "ражим парнем"? - всё очень непросто. Во-первых, это внезапное Преображение героя (именно Преображение - как Христа на горе Фавор) очень сходно с внезапным "изменением" Отрепьева в сцене с Мариной Мнишек. То он всё был Отрепьев, или Самозванец, и вдруг Пушкин пишет: "Дмитрий"! Что нам прикажете думать? Что самозванец здесь уже и не самозванец, а действительно царевич? Вот так же неприметный Ваня вдруг становится "ражим парнем, хоть куды!" Мало того, у него на рубашке почему-то оказываются "прозументы", сбоку - ленты (какие?!), а волос - гладкий. И вот тут обнаруживается -  во-вторых, что несколько слов: "прозументы", "домовой", и фраза "сам ты умный человек", которую раннее говорил Ивану-дураку действительно "умный детина" Данило, перешли в сказку "Конёк-Горбунок" из шуточной оперы Г.Р. Державина "Дурочка умнее умных", (как и многое другое, о чём сейчас говорить не буду). Пьеса эта совершенно - по-видимому, - теперь забыта, - и совершенно напрасно. Напрасно - прежде всего,  - потому что, как я считаю, в ней находятся ключи к "Капитанской дочке" А.С. Пушкина. На эту тему - насколько я знаю - высказалась пока одна американская пушкинистка русского происхождения Людмила Евсюкова (Колумбус, штат Огайо), в статье "О двух дурочках", представленной на симпозиуме, посвящённом 250-летию со Дня рождения Г.Р. Державина. С содержанием этой статьи мне ознакомиться пока не удалось.
От себя же я сделаю отступление в работе "О ражем парне" из "Конька-Горбунка" и обращусь к такому вопросу:

1.Почему Маша Миронова "дурочка"?

   Когда Швабрин говорит Гринёву о том, что для того, чтобы капитанская дочка пришла к нему на свидание, ей не стишки надо посвящать, а преподнести пару серёг, - из-за чего и происходит дуэль, - это понятно. Так всегда оговаривают отказавших девушек неудачливые любовники (или несостоявшиеся женихи). Недотрогу всегда хотят грязью запачкать. Но почему Швабрин говорит Гринёву, - причём сразу, - что та "совершенная дурочка"? Чтобы тот и не зарился на неё - кому блаженненькая нужна? Просто с досады, от злости? Или - если отвергла его - в этой глуши - то уж, верно, действительно - дура!
    Это, конечно, может быть. И всё же, как-то слабо оправдан такой выпад против Марьи Ивановны Алексея Ивановича. Тем более, что в дураках оказывается потом сам предатель и злодей, а Марья Ивановна вполне разумной выходит - и даже счастливой, -  что не всякой умнице дано!
   Так вот, - моё убеждение в том, - что Пушкин называет "дурочкой" Марью Ивановну для того, чтобы мы обратились к "Дурочке" Г.Р. Державина, и сопоставили с ней "Капитанскую дочку". Но - не только "Капитанскую дочку", а - может, - отчасти, - и "Дубровского", и - во многом - "Конька-Горбунка" - мы сможем понять только обратившись к этой пьесе "Державина. Метод Пушкина говорить одним словом о многом, указывать на многое, всё никак не освоят пушкинисты. Александр Сергеевич работал в условиях времени - как и все мы - очень сжатого для него
(впрочем, как и для нас - даже если доживём до девяноста - сколько из этих лет могут быть действительно творческими?)
Но - в отличии от нас - Пушкин это осознавал. А сказать ему надо было очень и очень много - чтобы нам на века без него - хватило. Когда-то Александр Сергеевич привёз в подарок невесте большую тонкую шаль, умещавшуюся в напёрстке, - вот такие "напёрстки" повсюду поджидают нас в его записях. И "шали" в них не одноцветные, а пёстрые, - то есть, пестрящие цитатами и указаниями на произведения предшественников и современников, могущих дополнить и прояснить брошенные Пушкиным - как бы невзначай - мысль или образ.
Вернувшись к слову "дурочка" в "Капитанской дочке", я повторяю, что оно сказано прежде всего, чтобы указать на самую известную "Дурочку" того времени - комическую оперу Г.Р. Державина "Дурочка умнее умных", в которой действует девушка по имени Лукерья, которая очень остроумно - притворившись дурой - встречает в своём доме разбойников, один из которых - Черняй, -  именем которого называли сначала объявившегося на Яике казака Емельяна Пугачёва - до того, как назвать его Петром III. Кроме того, Лукерья оказалась столь просвещённой потому, что воспитывалась в учебном заведении, учреждённом Екатериной Второй, - под патронатом императрицы. Здесь можно заподозрить, что Марья Ивановна так смело едет к государыне, поскольку раннее - в образе Лукерьи - уже находилась под Её покровительством... Ещё многие моменты взяты Пушкиным непосредственно из этой пьесы, - но о них я скажу после. Сейчас же замечу только, что опера Державина является одной из нескольких подобий известной комической оперы О.А. Аблесимова "Мельник - колдун, обманщик и сват" , - но впервые здесь введены исторические события.(Поскольку действие происходит в 1775 году - то уже после подавления Пугачёвского восстания, - но когда ещё брожения продолжались.) Из оперы же Аблесимова - как известно - наш Иван поёт песню "Ходил молодец на Пресню!"

Продолжение следует.


Рецензии