горы иногда беседуют

               

       Тысячи лет назад на Уральских горах, как и во многих местах Земли, стали селиться люди, строя постоянные жилища. Вечная погоня за дичью заканчивалась ведением домашнего хозяйства. Но, не для всех. Бродячие племена, привыкшие охотой добывать пропитание,  вскоре убедились, что оседлые умеют защищать свою территорию. Это и не мудрено. Обороняться всегда легче, нежели нападать. В окрестностях горного озера с чистой и пресной водой вырос поселок. Имя человека, который придумал самодельные пещеры, осталось неизвестным. Нет, они не вырубали новые гроты. Они стали ставить каменные стены в первых на Урале «квартирах». Тлеющие очаги давали тепло. Глиняная посуда служила и для хранения запасов и для приготовления пищи. Поселок рос, а вместе с тем и росло количество условностей, необходимых для добрососедского проживания. Старшего племени выбирали по многим признакам. Он должен был не только «все уметь», но и предвидеть опасности. Каждый новый вождь считал своим долгом к существующим обычаям прибавлять еще один. Несколько смен сезонов проверялась «полезность» нового. В случае неудачи, его отменяли… вместе с вождем. О человеке, который вводил три и более обычая, слагали легенды. Самым знаменитым стал вождь, приручивший лосей. Его так и звали, Сын Лося.  Новый обычай, запрещающий брачные отношения в одном роду, не понравился многим. Но, дети перестали умирать. Матери, еще помнящие свое величие, первыми признали такую «полезность».  Сына Лося можно было понять. Свою красавицу жену он не хотел делить ни с кем. Злые языки, существовавшие всегда, утверждали, что  так вождь поступил с подсказки женщины. Глава племени не спорил. Он говорил редко, но строго следил за порядком в поселке. Любое свое требование он обосновывал тем, «что так принято в природе».  Вот и сейчас недовольство вызванное запрещением строить «пещеры» выше озера, привело к нему половину поселка.
- Птицы и звери селятся повсюду. Почему мы не можем так же поступать?
- Хорошо. Принесите мне воды из озера. Наполните Большую чашу.
Несколько человек взяли свои горшки и бегом побежали к озеру. Уверенные в своей правоте люди всегда торопливы.
- А теперь глядите. Я добавлю в воду глину, кору дерева, золу и еще кое-что. Кто хочет выпить эту воду? Почему нет желающих? Если вы построите свои дома выше озера, то такую воду мы будем пить все. И вашей вины в этом будет мало. Частые дожди  сделают за вас эту работу.  Вы можете управлять дождем? Я тоже не могу. Предусмотреть, что произойдет, моя обязанность. И последнее. Мы не знаем даже того, сколько дождей будет подряд. Поэтому дома на берегу строить нельзя. Ищите пригорки. Скажите, у кого из нас самый сухой и теплый дом? Вот он пусть вам покажет места новых жилищ. Все. Лишние слова, как лишняя вода в еде.

          Спокойствие племени восстановлено и можно идти к семье. Жена и маленькая дочь возились со шкурами. Они умели все. Добывать огонь. Заготавливать  корни и плоды для  запасов. Выбирать глину для посуды и обжигать готовые чаши. Единственное до чего не допускались женщины, это к выплавке и обработке металла. Каждое племя хранило в секрете устройство печей и способы изготовления оружия. Готовые наконечники разрешалось менять только на «сырое» железо и медь. Кузнецы на охоту не ходили. Этот запрет тоже ввел Сын Лося. Каждый охотник отдавал часть добычи изготовителям оружия и инструментов. Поэтому через некоторое время ножи «лосиного» племени знали все соседи. Они так же пытались перенять и обычаи, видя в них пользу. Оставался один вопрос. Как обозначить территорию своего племени. Соорудить стены из камня, значит отпугнуть всех зверей. Соседи будут рады. Решения не было. Как всегда в дело вмешался случай. Если все время думать о проблеме, то намек можно найти где угодно. Вот и сейчас Сын Лося подошел к дочери.
- Амина. Ты зачем тупишь нож об камень?
- Я не порчу его. Я делаю свою плитку.
- Для чего?
- Все дети играют так. Мы берем тонкую большую каменную плитку и на ней строим домики, горы, речки. Потом все спорят. Чья плита лучше?
- И как ты  докажешь, что это твои строения?
- А такой плиты ни у кого не будет. У меня лось нацарапан ножом. Посмотри. Похож?
- Похож. Умница. Постой, а если… на скале, нет, на земле выложить камнем твою картину? Все будут знать, что это наша территория…
Отец  собирал вещи, как на охоту. Ушел один. Вернулся через несколько дней. Без дичи.

        Весь поселок собрался на берегу озера. Обычно жители вызывали вождя на беседу, оспаривая его решения. В этот раз Сын Лося сам собрал племя. В руках у него была плитка дочери. Когда все собрались, вождь сообщил о решении.
- Вы все знаете, как отличить своих животных от соседских. Если же вам попадется на глаза  скотина чужого племени, то вы не можете сказать, чья она. Но одно вы знаете точно. То, что она не твоя. Потому что на ней, пусть неизвестный, но знак. Это главное. Поэтому, чтобы все племена вокруг знали о нашей территории, нам надо нарисовать в горах знак лося. Я несколько дней искал это место и нашел. Мы выложим его из белого камня таких размеров, чтобы никому не удалось этот знак разрушить. На много лет вперед этот знак будет нашим защитником. Дети ваших детей будут радоваться вашему труду. Его будет видно даже с неба,…  чтобы и оттуда к нам не пришла беда. Если кто против этого решения, то говорите сейчас. Завтра будет поздно.
- Почему, завтра поздно?
Гул сомнения выразился только одной фразой. Сын Лося за много лет научился получать легкие вопросы.
- Да только потому, что завтра вот столько людей,- вождь поднял обе руки с пальцами, – приступят к работе.
- Ты говорил, что лося будет видно и с неба. Как же они справятся?
- Очень просто. Эти люди поставят метки на горе. Потом мы все выложим по ним камни. Труд не тяжелый. Даже дети смогут помогать, отыскивая только белые плиты.
Предложение настолько очевидно обещало пользу, что никто не смог возразить.

        Прошло пять смен сезонов. Амина превратилась в красивую девушку. Ее красота напоминала мать, но радости отцу это не приносило.  Смерть жены, заразившейся от шкуры больной лисицы, навсегда стерла улыбку. Виновника никто не наказал, так как тот умер раньше. Сын Лося не искал нового счастья. С одним символом на горе столько забот. Удачное место для изображения животного, охраняющего племя, не освободило от долгого труда. Вождь не думал о личном счастье. Ни в одном племени вокруг не было никого похожей на погибшую жену. А вот о красоте его дочери знали уже далеко от озера. Появились и первые женихи. По обычаю они приносили подарки, которые надо было передать из рук в руки. Отец всегда был чем-то занят и говорил.
- Пусть дочь возьмет, если она свободна.
Жених пытался отдать подарок девушке, но та была очень занята. То руки в глине. То в масле. То шитьем. Так, не отдав принесенное, искатель счастья уходил.
Иногда девушка спрашивала.
- Сколько дней ты шел к нам?
 С каждым новым парнем расстояние увеличивалось. Слава Амины превзошла славу матери.
- Отец. Обо мне знают уже за расстояние от полнолуния до полнолуния. А я не хочу так далеко уходить.
- Так выходи за юношу нашего племени. Не родственника.
- Тоже нельзя. Вдруг, ему придется заменить тебя. Сравниться с тобой невозможно. Не хочу быть женой неудачника. Его позор упадет на твою тень.

Огорченный отец не мог найти слов, переубедить дочь. А, может быть, не очень и искал.

        Однажды сосед заметил.
- Ты вот всем запрещаешь мыться в озере. А что делает твоя дочь каждое утро? Она и сейчас там. Иди.
На камнях, согретых утренними лучами, сидела Амина.
- Ты как змейки…греешься. Почему здесь?
- Тут дна не видно. Глубоко. Я смотрю на свое отражение. Не знаю только, горе это или радость.
- О чем ты?
- О красоте моей. Никогда такой больше не будет на нашей земле. Это невозможно.
- Почему же, невозможно? Дочь твоя, может быть, и красивее. Там и жених пришел с редким подарком. Таганай зовут. Он хозяин самой высокой горы. Вот  куда слава твоя дошла. Я таких  богатырей и не видел раньше.

        Возле ограды, за которой паслись лоси, стоял юноша. Никакой он не богатырь, подумала Амина, и подарков не видно…
- А я и не думал о подарке.
- Ты умеешь мысли слышать?
- Я многое умею. Могу горы делать из камней.
- Это я еще в детстве умела.
- Моя гора вместит несколько самых высоких ваших гор.  Она до неба. Верхушка всегда в облаках. Там часто дождь идет. У вас лучше. Теплее. Я бы остался здесь, да жениться не на ком.
- Почему это не на ком?
- У меня есть портрет красавицы. На ней бы женился. Пока не нашел похожей…
- Покажи.
- Вот он. Смотри, сколько хочешь. Это зеркало. Подарок к свадьбе. Ты взяла его в руки…Теперь ты моя невеста.
- Обманщик ты, а не богатырь.
Амина подняла руку, чтобы бросить подарок и услышала отца.
- Дочь! Не делай этого. Ты погубишь всех…
Сын Лося еще не договорил до конца, а зеркало уже летела на камни.
Солнце вспыхнуло в осколках яркой вспышкой и, …земля дрогнула. Берег озера изогнулся змеей,  вода устремилась вниз. Погибли не все. Навсегда исчезли только те дома, которые, вопреки запрету, построили на самом берегу. Исчез и Таганай. Вода не тронула красавицу. Она увидела, что  у берега растет гора. Амина медленно поднималась вместе с камнями. Чем выше она забиралась, тем тяжелее становилось в груди. Нашлось несколько человек, которые утверждали, что каменное сердце девушки перестало биться в груди и упало в воду. А сама она превратилась в белую скалу. Берег еще раз изогнулся огромной змеей, повторяя очертания  упавшего предмета.  Две горы остались на берегу озера Зюраткуль. Озеро-сердце. Да еще где-то далеко горы, которые создал Таганай.  Изображение лося обнаружили только со спутниковых снимков через сотни веков.

       Горы иногда беседуют друг с другом. Вначале они просто посылали друг другу картинки своих мест. Люди, поселившиеся вокруг, общались между собой совсем по-другому. Пришлось хозяевам гор изучить и этот способ. Он был интересней, чем простые видения. К тому же у людей были, оказывается, и чувства, о которых горы не подозревали. А это была очень интересная тема.
- Так ты, Таганай, решил жениться на красавице? Что получилось?
- Горе.
- Это и так понятно. Девушке?
- Нет. Скорее мне. Горе горе. Простите за одинаковые слова с разным смыслом. У людей научился…
- Да мы и учим и учимся. О себе-то не подумал. Если бы ты женился на ней, то навсегда остался бы человеком. А его век недолог.
- Вот в  этом все дело. Теперь я буду горевать тысячи лет. Лучше в счастье прожить человеческую жизнь, чем в несчастии тысячи.
- Расскажи нам. Люди считают, что от этого становится легче.
- Хорошо. Слушайте.

        Я, как и вы, иногда выходил к людям в их виде. И дошло до наших, что у далекого озера живет необыкновенной красоты девушка. Вернувшийся неудачник-жених умер от горя. Я решил проверить слух. Но, идти с пустыми руками к невесте нельзя. Так люди придумали. Вот и решил сделать необыкновенный подарок. И, простите меня, пришлось использовать наши секреты. Вы же знаете, что хрусталь запоминает все происходящее. И если на него долго смотреть, то можно узнать прошедшее. А чтобы узнать будущее надо отполировать его. Чтобы стереть старое. Людям это не под силу. Такое могут сделать только молнии. Но сила их слишком велика. Тогда я поместил пластину хрусталя на своей вершине. Среди облаков. Там, среди слабых  огненных змеек и лежало будущее зеркало до полной чистоты поверхности. Потом, как обычно, серебром покрыл одну сторону. Подарок готов. Опасный.
- Почему?
- Потом узнаете. Люди говорят, что так интересней. Отправился я в путь и за один день оказался у дома этой девушке. Я торопился. Следующая ночь была без Луны и я бы успел вернуться к своему постоянному занятию, держать ее подставку. Я знаю, что так зовут мою гору люди. У дома стоял отец девушки. Когда он узнал о цели моего пути, то решил пошутить. Говорит, что огромный камень посреди реки опасен людям. Слишком быстрое течение у воды, огибающей препятствие. Убери его, говорит, и иди сватайся. Она на берегу озера. Я тоже туда сейчас приду. Я и убрал камень.
- Ты показал людям наш секрет?
- Нет. Просто, невидимую нить, связывающую глыбу со всеми,  на несколько мгновений уничтожил. Камень стал легким. Пришлось притвориться богатырем…
- Вот почему люди придумали слова. В видении обман невозможен. Ты хороший ученик.
- Отец поразился и сказал, что сразу пришлет дочь. Я остался ждать. Она действительно была прекрасной. Если красоту Солнца и Луны соединить, и то не получится похожей. Чтобы она взяла подарок в руки, так тоже придумали люди, я сказал, что это портрет «неизвестной». Так многие художники делают, чтобы показать другим свой идеал.
- И она взяла?
- Взяла и посмотрела даже. Увидела себя и поняла, что я ее провел. Отец пытался ей помешать, но обида, у людей это бывает, помутила разум красавице. Зеркало разбилось, а …вместе с ним и ее будущее. Она же была последней, кто смотрел отражение. В этом была главная опасность. Мать-Земля была недовольна мной.  Такого встряски я давно не получал.

- Ты не попытался даже ее спасти?
- Пытался. Но это невозможно. У людей любовь спасается двумя сердцами…
- Поэтому Мать-Земля и твою гору уменьшила. Чтобы не повторял попыток. Теперь ты такой же почти, как мы. А был выше всех. Ни один человек не мог покорить твои вершины…  А люди. Они еще там?
- Пока живут. Скоро места опустеют. Такого вождя больше не будет. Они же, люди, в отличии от нас, не выполняют и свои законы и природы. Они даже поговорку придумали, что строгость запрета смягчается необязательностью его выполнения. Хитрецы. Да и многое другое еще есть и будет им во вред. Вот и вся история. А у вас, я слышал, появились и подземные люди. Чуди, говорят. Теперь ваша очередь рассказа.
- Пока рассказывать не о чем. Странные они. Не сеют, не пашут. Скот не содержат.
- За что же жить будут? Им же, в отличии от нас, питаться надо. А камень пока несъедобен. Или, они научились есть его?
- Это произойдет не скоро. Пока они ищут редкие вещи и меняют их на еду. Да еще умеют разделять содержимое руд. Мы все внутри себя смешиваем, а они разделить пытаются. С помощью огня.
- Так вы им секрет рассказали?
- Сами догадались. Нам кажется, люди научились подслушивать наши разговоры. Многое уже узнали. Если так дело пойдет, скоро уважать нас перестанут.
- Этого боятся не надо. Людей слишком мало, а тайн слишком много. Страшен только гнев Матери-Земли.
- Вот-вот. Ты взбучку получил, да и нам досталось. А все из-за людей. Сами сотворят беду, а на нас свалят.
- Мы тоже хороши. Почему двум рекам не дали соединиться?
- Когда?
- Совсем недавно. Пару веков назад. Две реки тысячу лет пробивали друг к другу русла. И в последний момент Яман-тау, так люди назвали гору, перегородил им путь. Люди потом придумали красивую и, грустную для них, легенду про Юрюзань и Ай, которые не обрели счастье соединения. А горе дали имя – Плохой. Они очень многое придумывают. Зачем им это?
- Они придумывают свой мир, … чтобы хозяйничать в нем. В нашем мире у них плохо получается. Пока.
  - Почему, пока?
- Меняются быстро. Нам надо миллион лет, чтобы что-то сделать. А им годы. А научаться еще чему-нибудь? Так беда с зеркалом покажется детской игрушкой.
- Мать не допустит этого. Договорится с другими разумами. Мы знаем только о себе,  о мире животных и людей, а она знает и о другой жизни.
- На других планетах?
- На нашей. Есть и невидимый никем разум. Люди пока умеют только обороняться  от нее. Проигрывая, умирают.
- Ты говоришь о болезнях?
- Нет. Скорее о причинах. В мире во всем только они виноваты. Вы же знаете. Глупые люди видят события, а умные причину. Значит и там тоже есть разум… видимо. Нам не видимый. Опять я говорю как мои жители.
Горы замолчали. Ветер пытался раскачать деревья, но силы быстро кончились. Тишина вновь охватила весь Каменный Пояс огромной страны. Солидный возраст не любит шума. Старые цели достигнуты,  а новые не стоит и заводить…

        Юноше повезло. Он остался жив после страшного боя. А, может быть, вовсе дело не в везенье. Он очень хорошо владел оружием. Был полон сил и отваги. Отвага, знают уже все, увеличивает силу.  А силу ему дала вода родного озера Байкал. На всей планете нет более чистой и полезной воды. Везенье тоже было. Многие воины  жизни лишились ради победы. Друзья так и говорили.
- Тур, тебе, как и нам, повезло. Враг еще долго не отважится нападать на нашу землю. Дома ждут  всех нас. Тебе дальше всех идти.  Не задерживайся.
Задержаться пришлось. Солнце еще не поднялось на вершину неба. Воин остановился и снял с плеч дорожную сумку. Не мог он пройти мимо плачущего человека. Победитель всегда рад кому-нибудь помочь. Неважно, человек это или страна…
- Так будем сидеть на камне и плакать? Скажи. Кто обидел тебя? Я накажу его. Кто бы он ни был. Зовут тебя как?
- Не накажешь. Она - ведьма. Злые чары ослепили меня. Я никогда не увижу красоту земли нашей. Не увидит небо Гояк. Меня так звали в счастливое время. Не увижу цветы. Ничего не увижу…
Девушка вновь залилась горючими слезами. Тур поднял ее лицо. Огромные голубые глаза смотрели мимо него.
- Глаза у тебя есть. Прекрасные. Только из-за них одних можно влюбиться в тебя. А еще брови, губы и ямочка на щеке. И от злых чар бывает средство. Вот если бы молния сожгла  или рана тяжелая. Говори, что она еще сказала?
- … «И у нас нет такой воды, которая может смыть эти  чары»…, дальше не помню. Очнулась я уже слепой.
- Она права. В этих горах нет такой воды. … Она есть в другом месте. Ты до дома дойдешь? Запомни мой голос. Я вернусь и найду тебя. Только не плачь больше. Не огорчай меня в дороге.

       Днем Тур шел по солнцу, а ночами по звездам. Пропитание добывал охотой и отдыхал только на привалах. Вот и родной край. Родители встретили юношу  и собрались праздновать. Но тур сказал матери, что возвращается за невестой. Это была важная причина. С собой он взял только серебряный кувшин с водой родного озера. Он так сильно спешил, что неожиданно   увидел огромный круг в воздухе и девушку, сидящую на камне. Тур смело шагнул и, …    оказался рядом с ней.
- Чудеса. Мне даже искать не пришлось. Я же просил тебя не плакать. Ты не поверила мне?
- Не плачу я. Мои глаза сухие. Это камень  влажный.
Юноша обмыл глаза принесенной водой и отошел. Взгляд девушки остановился на нем.
- А ты красивее, чем  думала. Я бы влюбилась в тебя сейчас, но это невозможно.
- Почему? Я же люблю тебя.
- Невозможно… полюбить второй раз. Я полюбила тебя, еще будучи слепой. …Поэтому больше не плакала. Любовь сильнее горя…
- Что же делать с камнем? Не оставаться же ему вечно мокрым. Немного воды еще осталось. Сейчас смою …
 Вода в кувшине еще не  кончилась, а камень уже проваливался. Девушка покачнулась и стала падать. Тур бросил кувшин и вынес невесту на сухое место.  Вода не переставала прибывать. Удивленные люди бежали к новому источнику. Потом от берега. Огромное прозрачное озеро образовалось в самой середине окрестных вершин.   Много лет спустя его назвали Тургояк.

        Ведьмы не бывают счастливыми. Даже если кругом одно горе им все равно мало. А если кому-то хорошо, то это самое страшное для нечисти  наказание. Вот и люди вокруг нового озера обрели спокойствие. Воду можно было пить. Готовить еду на ней. Поить лошадей и всю остальную скотину. Нельзя было только купаться. Этот запрет пытались нарушить те, кто не соблюдал и другие табу. Раньше многое сходило им с рук.  Но озеро не прощало. Куда подевались эти люди, никто не знал. Только  матери горевали погибели неслухов. Оно и понятно. Материнскому сердцу не прикажешь. Вот к одной из них и решила обратиться ведьма. Она долго думала и поняла, что чары можно лишить силы другой силой. А вот человеческий поступок отменить невозможно. Притворившись бедной странницей, постучалась к одинокой женщине.
- Ночь на дворе. Пусти переночевать.
- Пустить можно. Угостить нечем. Одна я осталась. Сын-кормилец утонул, что даже тело не нашли в проклятом озере.
- И я совсем одна. Мой сын даже жениться не успел… к Водяному ушел. Еда у меня есть. Добрые люди подали. Нам хватит.
 Две женщины сидели долго. Уже и петухи второй раз прокричали. А они не могли наговориться.  Ведьма только поддакивала и во всем соглашалась. Так все  делают, когда надо кого-то уговорить. К утру план мести Туру был готов. Пусть он тоже узнает горе потери. Надо увести в лес сына счастливой семьи и оставить там на время. Все жители будут искать его. Но, не найдут.
- А если в лесу случится беда с Бобренком? Его все так зовут. Мне прощения не будет.
- Ничего с ним не случится. Я же его буду охранять. А потом приведу домой к тебе. Ты и вернешь потерю родителям. Они тебя за это до смерти кормить будут. А почему его Бобром назвали?
- Родился сильно пушистым. Отец, как увидел сына засмеялся, говорит бобренок появился… Они мне помогают. Нехорошо это…
- А как вздумают  другое? Мы не знаем, что у них на уме…
 Посеять сомнения легче и вернее для черного дела нежели открытая вражда.

         Солнечное лето покрыло склоны гор ягодами. Их было так много, что собрать невозможно. Дети далеко не отходили. Сын Тура оставил свое лукошко под кустиком и заигрался с другими в догонялки. Набегавшись, не нашел свою ношу.  Дети уже бежали домой, а он все искал и искал лукошко. Худая старушка вызвалась помочь с поиском. Когда стемнело, мальчик попросился домой.
- Да не найду я дороги. Завтра с рассветом и вернемся. Я здесь недалеко живу. Переночуем.
В доме пахло травой и мышами. Маленький мальчик уже разбирался в запахах. Отец даже придумал игру. Наливал воды в три кувшина. Давал жене и сыну в руки. Потом забирал и поставив так, чтобы они не видели, просил угадать где чье питье. Мама часто ошибалась. Отец реже. Мальчик не ошибся ни разу. Вот и теперь, увидев на столе две кружки с питьем из трав, улучив момент, поменял их местами.
- Будем играть?
- Некогда уже. Пей и ложись спать. Утром пойдем в поселок.
Послушный ребенок выпил из кружки и улегся на шкуру. Старуха выпила из другой и тоже устроилась, забравшись на топчан в углу. В остальных местах стояли мешки с сушеной травой.

          Солнечный луч еле пробился сквозь хвою деревьев. Мальчик проснулся и пошел к двери. Крючок был высоко, но рядом стояла метла. На улице туман еще стелился по траве. Верхушки деревьев золотило солнце. Бабушка никак не просыпалась. Так и сидел он на крыльце пока его не нашли люди.
- Странное дело. Мы вчера здесь два раза прошли. Домика не было.
 Прикрыли дверь и…домик исчез.
- Так вот в чем дело. Ведьмин шалаш, а не дом. Пойдем будить хозяйку… осиновыми кольями.
Мертвых не разбудишь.  Часть людей остались. А радостные родители с  мальчиком отправились в обратный путь. Вскоре в лесу запахло гарью. В крайнем доме поселка тоже не могли добудиться женщины. Знахарь сказал, что она будет спать до смерти. Мальчик вспомнил, что видел ее, когда искал лукошко.  Нетронутые ягоды стояли на столе. Их никто не взял. Взрослые догадались, что произошло. Спокойствие вернулось в поселок.

        Горы иногда беседуют.
- Ты, Таганай, опять вмешался в судьбу человека.
- Просто помог ему, заменив длинный путь коротким. Так многие делают. В пустынях на ковре-самолете летают…
- Это в пустыне. Там природа уже наказана лишением воды. А как маленький мальчик спасся?
- Не моя заслуга. Скорее, его отца. Играть надо чаще отцам с детьми. Помогает.
- Хорошо. А как объяснишь появление озера из кувшина?
- Так родник уже давно под камнем был. Мокрым…
- Допустим. А как появилась новая речушка, что впадает теперь в озеро. Ее и назвали именем сына Тура, Бобровником.
- Дети должны помогать родителям. Эта речка, при нужде, всегда добавит воды в озеро. Я ничего не нарушил. Мать же не против. Мы не можем ошибаться. Закон не позволит.
- А люди?
- Если бы они выполняли законы, то тоже бы не ошибались. Но, они еще этого не знают. Горы вновь замолчали. Вечность текла мимо них. 

      Таланты есть у всех людей. Но, не все знают о них. Художник Игнат знал. Он рисовал так хорошо, что люди платили ему самое дорогое. Еду. Поэтому он рисовал все лучше и лучше. Это бывает, когда не надо тратить свое время на добычу и приготовление пищи. Каждая картина была совершеннее прежней. И вот достиг он того, что люди не могли отличить настоящее от нарисованного. Об этом мечтают все художники. Его девушка радовалась за друга. Они были бы счастлива, но невеста было подневольной у богатой хозяйки. Та и запросила огромную сумму денег, будь они прокляты. А где их взять?  Слава художника шла впереди его, и узнал об этом самый богатый человек края.  Он сам пришел в бедный дом.
- Мне сказали, что ты хороший мастер. Сам делаешь краски, кисти. Я видел твои картины. В моем новом дворце огромные стены. Я хочу, чтобы ты их расписал. Заплачу деньгами. За краски тоже. Что рисовать, сам выберешь.
 От таких предложений не отказываются. И художник, с дрожью в голосе, назвал цену. Богатей рассмеялся и кивнул головой.
- Согласен. А зачем тебе столько денег? Коня хочешь купить? Дом?
- Счастье свое у хозяйки невесты.
- Вот и хорошо. С завтрашнего дня живешь у меня. Одно условие. Покинешь дом с деньгами за выполненную работу.

      Все лето художник работал. Хорошо, что дни длинные и окна в доме большие. При свечах картину не создашь.  Осталось расписать комнату  хозяина дома. Но, тоска по невесте была такой сильной, что мастер начал рисовать ее. Он много раз пожалел, что согласился на «одно условие». Красавица в полный рост и с венком на голове готова была сойти со стены. Хозяин дома все чаще и чаще останавливался перед этой картиной. Все когда-то кончается. Пришло время расплаты. Уже затемно художник получил свой заработок и отправился к себе. Дом был в таком запустении, что привести в него жену было нельзя. Всю ночь пришлось наводить порядок. Потом привести в порядок себя. К полудню все было сделано.
- Чего же ты вчера не пришел? Мне сказали, что деньги ты получил. Я и подумала, что ты отказался от  моей девушки. Ты теперь богат. Любая за тебя пойдет… Отдала я Нюру хозяину края нашего… За те же деньги. Ни копейки лишней не взяла… Я честная женщина.

        Несколько дней Игнат просидел дома. Он понял, что своим талантом убил свое счастье.  Буквально. Не выдержав разлуки, Нюра умерла.

После похорон хозяин картины вновь пригласил художника.
- Надо кое-что поправить. Пусть она не смотрит на меня. А то, где бы  не находился, не скрыться от взгляда. Словно зовет за собой… туда. Пусть смотрит на … цветок, или бабочку.
Художник спокойно взялся за дело. Вначале пытался нарисовать в руках невесты цветок. Но ничего не получалось. Руки не слушались. О том, чтобы коснуться кистью лица и думать стало страшно. Оказывается, он погубил не только душу невесты, но и свою.
 Хозяин дома ворчал.
- В жизни эта девушка оказалась хуже чем на картине… пришлось связать ей руки и наказать за неповиновение. Смотри, что она сделала.
Богач поднял руки, показывая ссадину на груди. Художник взял со стола нож и погрузил его в мягкое тело.
- Она слабая девушка и не могла причинить тебе зла. Я доделаю за нее работу. Прощай.

        Только на второй день слуги обнаружили тело правителя местности. Кинулись искать художника. Никто не видел, куда он делся.  Перерыли каждый уголок окрестных гор. Равнодушные скалы смотрели на тщетные поиски. Вскоре бесполезную работу прекратили. Только дети, уходя в лес по ягоды, стали брать с собой немного еды. Они оставляли хлеб на камне, заворачивая его в большие листья. На второй день камень был пуст.

       Горы иногда беседуют.
- Как он там поживает у тебя?
- Жив еще. Дети кормят.
- Рисует?
- Нельзя. У меня все стены в рисунках. Боится испортить. Древние художники всю свою жизнь изобразили.
- Слуги богача не найдут?
- У меня  без счета трещин в скале и только одна ведет в пещеру. Потом люди назовут ее Игнатьевской…. Если найдут.

        Спокойные времена очень редки в большой стране. Очередная война собрала богатырей со всех краев. Врагам не удалось поработить храбрецов. По случаю победы царь собрал на пир самых удачливых и смелых воинов. Вначале он поклонился народу в пояс и сказал.
- Сегодня я не буду никого награждать. Вы лучше меня знаете о своих заслугах. Поэтому, просите сами и, может быть, получите желаемое.
Когда очередь дошла до батыра из Башкирии, тот сказал всего два слова.
- Волю и Коня.
- Пойдем. Выбери сам.
Батыр выбрал самого черного, без единого светлого волоса, красавца.
Царь засмеялся.
- Дайте ему седло. Пусть едет в любую сторону. Свободен.
Конь позволил оседлать себя и послушно пошел за новым хозяином. Царь задумался.
- Странное дело. Видимо не все тайны мне известны о людях своих.
За воротами дворца всадник узнал характер нового друга. Конь не хотел скакать  прямо. Он прыгал из стороны. Раскачивался. Словно уклонялся от невидимых стрел. Батыр пытался управлять конем, но потом заметил, что двигаются они туда, куда направились  вначале.
- Так ты, дорогой мой, тоже любишь свободу. Скачи, скачи. Не буду тебе мешать.
 Так и прибыли на свою родину, понимавшие без слов и удил, два друга. Правитель местности первый предложил огромную цену за коня. Батыр ответил, что царские подарки не могут быть проданы. Правитель согласился… для вида. Так многие хозяева народа делают, чтобы дождаться удобного случая для исполнения своей прихоти. Каждую ночь кто-то пытался украсть коня. Пришлось батыру охранять друга и в светлое и в темное время. Вскоре он понял, что силы на исходе. Покинув селение, удалился в горы. Найдя огромную пещеру, поселился там. Конь тряс головой. Хватал уздечку и накидывал на себя. Бил копытом по седлу.
- Ты хочешь сказать, что пока мы в пути, тебя невозможно украсть? Не беспокойся. Здесь ты под защитой гор.

       Вскоре лихие люди узнали, что батыр живет охотой, а коня на ночь прячет в пещере. Они собрали огромную толпу и окружили  гору. Батыр пытался отстреливаться. Для многих, умирающих от ран, было время пожалеть о своих намерениях. Стрелы кончились быстро. Вот и камень у входа покачнулся и покатился вниз. Черный всадник на таком же коне вырвались из-под скалы. Конь понял первым, что прорваться не удастся. Пробежав внутри круга, он повернул обратно. Всадник успел даже удивиться огромному количеству нечестных людей. На  огромной скорости конь прыгнул и ударился всеми копытами об скалы. Это был единственный способ остаться свободным. Произошло невероятное. Гора раскололась надвое.  Из-под земли вырвался поток пенистой и черной воды. Конь повернул обратно. Люди бежали, спасая свои жизни, но не всем это удалось. А конь все мчался и мчался. Путь его был извилистым. Словно он пытался обмануть стихию.  Поток воды повторял все его движения, смывая на пути деревья и камни. Встречные поселки конь обходил стороной. Жители выскакивали из своих домов, ожидая смерти. А, когда черная лавина проносилась мимо, кричали.
- Караидель! Караидель!
 Горы вскоре кончились. Зеленые долины чуть замедлили движение. Конь и всадник смертельно устали, но остановиться не могли. Впереди показалось спасение. Агидель - Белая река несла свои воды с достоинством царицы. Конь собрал последние усилия и прыгнул. Другой берег оказался недосягаемым. Середина реки поглотила и богатыря и его коня. Караидель сразу успокоилась. Так бывает когда цель достигнута.

     Горы иногда беседуют.
- Чего же ты не спас их?
- Все живое имеет свой предел. Они, к счастью, не знают о нем.
- А почему царь засмеялся выбору богатыря?
- Так этого красавца и держали у себя за внешний вид. Никто из придворных не мог на нем ездить. Конь не подпускал подлых людей к себе.
- Ты хочешь сказать, что при власти полно плохих подданных?
- Так почти всегда.
- А царь знает, что его окружают нечестные люди?
- Конечно. Иначе, какой он царь?

       Пещеры бывают разные. Большие и маленькие. Сухие и влажные. Очень редко - теплыми. Так и эта, одна из самых больших во всей окрестности, хранила лед неизвестно какой давности. Люди иногда заглядывали в нее, но тут же уходили. Поживится нечем. Гору называли Ледяной. А пещеру по-всякому. Велика она была для простого имени. И опасной. Поэтому очень часто, иногда годами, там стояла такая тишина, что звенело в ушах. Недалеко от входа под землю, рядом с рекой, был дом купца местного. Дочка рано стала помогать отцу. Она знала цену любому товару. У детей хорошая память. Да и считала деньги быстрее взрослого торговца. Шли годы. Дочь выросла и стала самой красивой девушкой в округе. Много было желающих связать свою жизнь с такой женой. Девушка частенько смотрела в зеркало  и всегда огорчалась.
- Конечно, я красива. А кто скажет, сколько стоит моя красота? Никто не знает.
Очередному жениху она задавала вопросы.
- Какие подарки ты мне принес? На какую сумму?
Если жених был беден, то разговор дальше не продолжался. Уже и родители пытались вразумить дочку, что «не в деньгах счастье». Она только смеялась.
- Так все говорят, кто беден. Видимо на земле нет столько денег, сколько стоит моя красота.
- Конечно нет,- раздался голос,- А под землей есть.
- Кто это сказал? Покажись.
 В комнату вошла незнакомая женщина.
- Сваха я. По поручению жениха богатого и красивого. Бриллиантов у него несметное количество. Все к ногам твоим бросит.
- Где же он сам?
- В пещере. Уйти нельзя. Охраняет. И возов столько нет, чтобы вывести все. Еще он сказал, что это уже не его забота, а жены будущей. Хочешь все получить? Венчайся завтра в полдень. Там же. Батюшка согласен.
- Как же он согласился?
- Где люди, там и Бог. Так сказал…

       То ли время пришло. То ли другая причина. Красавица согласилась. Родители обрадовались. Будет кому свое дело передать. Нарядили дочь в лучшее платье и поехали к пещере. Остались гости на поляне. Девушка прошла  за занавес. Когда глаза привыкли к сумраку, поразилась. Все вокруг было усыпано  обработанными алмазами и золотом. Да столько, что год возить будешь, еще останется.  Высокий юноша стоял поодаль. Батюшка начал обряд. Обменялись кольцами. Вот и все. Теперь она самая богатая женщина края. Юноша подошел к пологу и откинул его. Алмазы стали таять, превращаясь в воду. Золото и серебро оказалось чешуей. Девушка подняла голову.  Старик смотрел на нее и хитро улыбался.
- Жена, пойдем домой. Холодно здесь. Не заболеть бы…Здоровье уже не то…

 Пещера никогда раньше и никогда позже не слышала такого отчаянья в голосе. Сотни комнат ответили эхом. Слезы сами хлынули из, прекрасных до этого, глаз. Уже и ночь наступила, а она все плакала. Уже и гости разошлись, а она все плакала. Следующий день начался и закончился, а слезы все лились. От такого разочарования окаменела девушка. Вода все прибывает и прибывает в Кунгурской пещере. Куда она уходит неизвестно…

        Горы иногда беседуют.
- Как же ты допустила такое? Природа не должна быть жестокой.  И Бога подвела…
- При чем здесь я? А Бог, что? Он сам дал людям право выбора. Она и выбрала богатство вместо любви. Рано ее считать научили. Просчиталась. Бывает так. Часто…
- А помните, с чего все начиналось? Когда-то мы были границей великой страны.
- Мы помним. Вот люди забывают. Снегу почти не было. Вернее, было все, кроме снега. ТАРТАРИЯ была…

      - Взрослые многое умеют, но не все успевают сделать. Поэтому нас, то есть детей много. Чтобы мы потом все доделали.
- Ты Бал рассуждаешь как князь. Не боишься, что накажут.
- Слова не имеют силы Рал, пока они только слова. Когда маленькие плачут их же не наказывают. Даже жалеют. А должно же быть наоборот. Плач мешает взрослым.
Два друга, переговариваясь, шли осторожной походкой по незнакомой местности. Каменные стены города остались за утренней дымкой. Это был не первый их выход. Отличие было в том, что мальчики не взяли с собой ничего съестного. Непременное условие перехода в следующую группу обучения.
- Впереди река. Будем переходить?
- Нет. Лучше пойдем вдоль нее и поищем заводь.
- Понятно. Чтобы заготовить еды.
Действительно. В маленьком заливчике было много рыбы.  Ребята разулись и босиком стали бродить по дну. Спасаясь от мути, обитатели водоема всплыли.
- Я сосчитал их. Из двадцати половина наша. Собираем.
- Разводи костер. У тебя это получается лучше меня.  Я закончу работу.

          Сытые мальчики отдыхали.
- Как думаешь? Какие нам дадут имена в другой группе?
- Все зависит от этого испытания. Пока мы только имеем по три буквы. Я Бал, а ты Рал. Если переведут в четвертую группу, то и букву добавят. Кстати, как ты развел огонь в этот раз? Искрой?
- Нет. У нас же нет железа. Трением. Старым, дедовским способом. Оружие делать будем?
- Сегодня нет. Огонь нас защитит. Осмотримся. Потом придумаем. Послушаем ночью, в чем опасность. Еды нам хватит. Пару палок приготовим на всякий случай. Спим по очереди.
- Меня один вопрос беспокоит. Почему старшего из нас не назначили?
- Это хитрость взрослых. Со старшим-то легче. А так мы равны. Как все в городе. Или в стране. А так, помнишь, что учитель сказал: «каждый должен делать то, что умеет лучше другого». Так и взрослые делают. Давай еще один костер разведем.
- А это разрешается?
- «При неизвестной опасности предосторожность должна быть выше» - тоже учитель говорил.
- Тебе хорошо. Ты все помнишь. Поэтому ты - Бал. Догадливый.
- А ты больше меня умеешь. Поэтому ты – Рал. Солнечный луч. Угадали с именем родители. А умных вокруг много. Все живое имеет разум. Возможно и неживое тоже.
- Не придумывай. Вот этот камень тоже умный?
- Чем отличаются глупые дети от умных?
- Наверное, те кто никого не слушаются, глупцы.
- Правильно. Сейчас ты увидишь, что камень слушается меня. Ты видишь, что он летит туда куда я его послал. То есть кинул.
- А вода?
- Она живая, разумная и… бессмертная.
- Этого учитель не говорил.
- Ты подержи камень над кипящей водой. Он же мокрым станет. Значит, вода ожила. Еще учитель сказал, что он не может нас научить всему. Мы должны жить с открытыми глазами. Все видеть сами…
- Я не могу с тобой спорить. Лучше поверить… Поэтому ты дежуришь первым. А я отнесу остатки еды в реку. В знак благодарности за еду.

           Усталая женщина грустно вздохнула.
- Как там наши дети? Одни в лесу и ночью.
Мужчина медленно раздевался.
- Не беспокойся. За ними специальный наблюдатель завтра пойдет. Да и они попали удачно в двойку. Наш умник Бал и  умелец соседский. Так редко бывает. Как мы с тобой…
- И кто из нас умник?
- Ты многое умеешь. У меня лучшая обувь в городе. Твоя работа. Догадайся. Отдыхай. Завтра трудный день. Будем стены города поднимать еще.
- Не жалко вам материалы для домов тратить? В тесноте живем…
- Женщина. Мы же на самой  границе. Наша главная цель держаться как можно дольше. Пока помощь не придет. Когда постареем, тогда и переедем внутрь страны. Там дома просторнее.

        Бал дотронулся до плеча друга. Огонь почти погас. Тишину леса нарушил шорох идущего человека. Мальчики поползли к заводи. Без единого всплеска вода приняла под нависшие кусты двоих.
- Ого. Нам повезла. Кто-то костер не затушил. Не похоже на тартарийцев. Что будем делать?
 Отдохнем. Впереди целый день смотрения врага.  С этой стороны стены невысокие. Посчитаем жителей. Пусть хан решает, откуда нападать.
Несколько человек уселись вокруг огня. Двое скрылись в темноте. Охранение. Мальчики осторожно переместились к самому узкому месту заливчика и переползли в реку.
- А места здесь хорошие. Слышите, как рыба плеснула.
Рал только показал кулак другу. Тот  кивнул головой. Течение реки медленно уносило детей от опасности.
- Ну и дураки мы. Ведь наверняка это были отроки на испытании. Если бы их поймали, то все тайны узнали бы через них. Но, видимо, они уже у стен города. Опоздали.
Мальчики и не думали идти к городу. Эта была самое опасное направление. Поднялись на соседнюю вершину. С нее предусмотрительно были давно убраны деревья. Сигнальная куча хвороста цела. Вскоре в ночное небо взмыли тысячи искр костра. В городе раздался звук колокола. Открылись ворота. Сотня всадников мчались, охватывая кольцом местность. Разведчики хана пытались отстреливаться. Силы были слишком неравны. Несколько человек взяли живыми. Потом нашли и детей. Утром часть города собралась на площади. Отгороженное пространство не могло вместить всех.  Подростки не имели право говорить, все рассказал учитель. Потом князь перешел к допросу пленных.
- Говорить будете?
- Убейте сразу. Вы же знаете. Хан лишит жизни наши семьи, если хоть капля тайны сорвется с наших губ.
- Ну, что за дикари. С детьми воюют. Они бы и наших не пожалели, если бы поймали. Отроков перевести в другую группу. Испытания все отменить. Следопытам пройти путем пришельцев. Странно одно. Почему они оказались внутри земли нашей. Где дозорные?
- Убиты они. Сражались храбро. Недаром полегли.
- Семьи погибших взять на содержание. Ночью поджечь сигнальные костры. Сколько же врагов готовится к войне с нами? Теперь слушаю.
- Князь. Пленных можно заставить работать. Дел у нас всегда больше чем людей. А чтобы хан не узнал, что они работают на нас, пусть руду добывают.
- Да какие из них работники? Воины они. Дайте им мечи тупые и копья не остреные. Пусть с нашими ратниками сразятся. Убивать пока не надо. Я думаю, даже если хан узнает о бое, то семьи наказаны не будут. Они же продолжают сражаться… Но, это вечером. А сейчас все силы на стены… со всех сторон. Дома не строить.

      За час до темноты большая площадь вновь полна. Нет только женщин и девочек. Усталые мужчины сидят на принесенных досках. Мальчики стоят. Они не могут сидеть в присутствии воинов. Отдохнувшие и сытые пленные разминают развязанные руки. Они стоят спиной друг к другу  и легко отражают первую атаку. Так происходит три раза подряд. Князь останавливает бой. Он поднимает два пальца вверх. Количество нападающих удваивается. Странно, но эта атака тоже отбита. Теперь  ратников втрое больше и они легко укладывают всех противников на землю. Разгоряченные боем, ждут сигнала, чтобы прикончить врагов. Но, разрешения нет. Вместо этого князь говорит.
- Вы все сами видели. Обороняющие сильнее нападающих.  Мы защищаем свою землю.  Значит, в три раза сильнее врага нападающего. Пленных увести. Час смерти их еще не настал.
Сквозь толпу пробивается женщина.
- Князь. Надежда наша. Спаси сына.
- Что случилось? Говори коротко.
- Пропал сын мой Рал. В городе его нет.
- Что он говорил друзьям?
- Не знаю этого. Я весь день раствор месила.
Из толпы вышел мальчик.
- Дозволь говорить князь. У меня есть ответ на твой вопрос.
- Не положено мне слушать тебя, но дело неотложное. Говори.
 - Мой друг сказал, что узнает число ханских воинов… ценою своей жизни.
- Сколько он знает чисел?
- Как и я. Тысяча тысяч.
- А как он узнает?
- Этого он не сказал. Смеялся только, что это легкая задача, а князю, прости его, непосильна…
-  Привести пленных. Всех. Расширить круг.
Круг воинов расширился и замкнулся. Хмурые лица ждали. Князь приказал пленным бежать по кругу. Это не было  разглашением  тайны, и они побежали. Многие прихрамывали. Вперед вырвался стройный юноша. Казалось, что он не касается земли. Его и подозвал к себе хозяин города.
- Хорошо бегаешь. Ты, вероятно, гонец лазутчиков.
Князь наклонился к уху бегуна и тихо, чтобы не слышала женщина, произнес.
- Передай хану. Я меняю пятерых воинов на мальчика. Завтра в полдень обмен на соседней горе. Дайте ему проходную дощечку. И одежду порежьте ему на тонкие ленточки.
Последние слова князь произнес громко.

        Солнечная погода осветила все подходы к горе без имени. Гор много, а имен людям не хватает. Поэтому называли только самые высокие. А если надо было указать место, говорили просто «пятая гора от этой на восход». Всем было понятно. Князь не зря выбрал гору. За ней нельзя было спрятать войско. Значит, придут как обычно, два-три десятка. Пятеро пленных шли нога в ногу. Руки их были привязаны к двум шестам. Бежать невозможно. Мальчик стоял, освещенный солнцем, и улыбался. Вот и пленные прошли  половину пути, а подросток все стоит. Он только махнул рукой.
- Вот изверги. Неужели ноги перебили? Да нет. Иначе бы не стоял.
Пленные враги и чужие воины начали медленно отступать. Когда защитники крепости дошли до вершины горы, стало все понятно. Мальчик был мертв. Сзади него был в землю вбит короткий шест. А к руке привязана веревка. Он продолжал улыбаться. Ратники осторожно отвязали тело и понесли к крепости. Князь приказал собрать только сотников и лекаря. Он долго сидел у тела маленького воина, решившего в одиночку ответить на вопрос, заданный на площади. Что может сказать мертвый? А ведь он наверняка знал ответ. Поэтому его и убили в последний момент.
- Что думаете? Как нам узнать то, что знал мальчик.
- Это невозможно, Князь. Еще ни один мертвый не заговорил вновь.
- Я, по праву лекаря, осмотрел его. Ноги в пыли. Его  пытали. Но не сильно. Одни царапины. Но, … много водили. Глаза не тронуты. Значит, все видел.
- Учителя ко мне. Быстро.
- Я здесь. Спрашивай Князь.
- Назови имя самого умного ученика из его друзей.
- Десятилетний отрок Бал.
- Ко мне его. Женщин всех увести.
 Когда мальчика привели, то сам князь обратился к нему.
- Я уже второй раз нарушаю запрет разговора с тобой. Табу временно отменяю. Говори.
 Мальчик подошел к телу друга.
- Разденьте его. Только осторожно… у врагов три сотни воинов. Коней вполовину меньше и еды не хватает. Обозов нет. Он знал, что его убьют. Наверное, он сказал правду хану. Что пришел узнать количество врагов. Тот, и приказал показать ему всех. Ему и показали, чтобы потом убить. Все это время он делал пометки на своем теле   острым камнем. Крестики это сотни. Черточки под ними - лошади. А на животе большой пустой круг. Все. Еще места дозора помечены.

        Князь приказал готовиться к бою. Ночью все силы города обошли врагов и напали на них со всех сторон. Хана взяли живым. Он и сказал, что основные силы еще на подходе. 
- Тартарийцы никогда не нападали первыми.  Почему в этот раз вы нарушили свои обычаи. Мне будет легче умирать, если я узнаю правду. Неужели вы умеете разговаривать с мертвыми?...
Ты убил ребенка. Этим нарушил все правила войны. Имя твое сотрется в веках. Ты погубил не только воинов и себя. Мои следопыты уже идут по следу твоего гонца. Они найдут твой род. А имя мальчика останется вечным. Отныне эта местность, Каменного Пояса, будет называться Земля  у Рала.

        Горы иногда беседуют.
- Еще одно имя нам дали.  Надолго ли?
- Что может случится?
- Все что угодно. Мать-Земля повернется на другой бок… Жители уйдут. Потом вернутся. Люди всегда возвращаются. И имя это вспомнят. Чтобы узнать прошлое существуют тысячи способов. У будущего – только один…    
 
       


Рецензии