Ну что вам рассказать про город томск...

 один из деревянных теремов Томска

        Тамара Русс.
Город любимый, город над Томью
 В свете рекламных и звёздных огней,
 Где бы я ни был, всегда тебя помню,
 Помню о родине милой моей.
 Улицы с детства знакомы и милы,
 Здесь я родился и здесь мой причал,
 Здесь я творил и друзья мои жили,
 Здесь я любил и рассветы встречал...
        Автор эти стихи посвятил Кузбассу, но как
        они близки и моему родному городу Томску...
 

                ( РАССКАЗ ГЛАЗАМИ ОБЫВАТЕЛЯ)
                1.
   Сразу скажу, я  не собираюсь рассказывать вам, уважаемый читатель, ни с точки научных изысков, или математических  выкладок, копаться в исторических справочниках, а расскажу глазами простого обывателя, прожившего в этом старинном замечательном сибирском городе целых 66 лет. Для моих ровесников напомню,  освежу память, для молодых оставлю память о своём родном городе, каким он был многие десятки лет назад, как менялся, а каким стал, вам судить. Это касается, прежде всего, Томичей, а кто не был в Томске, приезжайте и посмотрите, погуляйте  по его проспектам, скверам, аллеям, набережной реки Томи, от имени которой и получил своё имя Томск. Полюбуйтесь невообразимо красивой резьбой по дереву на старинных домах, которых еще много  сохранилось в городе, сотворённой нашими предками. Дерево с годами ветшает и превращается в прах, но отцы города стараются отреставрировать  эту красоту и сохранить для потомков. Но время беспощадно, с этим ничего нельзя поделать, по тому и спешите посмотреть,  какие талантливые были наши предки, и какие таланты живут сейчас.
                2.
   Многие скептики  судачат,  дескать, городу Томску сильно не повезло. В том плане, что при строительстве Транссибирской магистрали в конце 19 века этот город, считавшимся самым крупнейшим городом Сибири, обошли стороной и город начал чахнуть. Зато, в те годы рабочий поселок Ново- Николаевск, через который прошла магистраль, ставший впоследствии  городом Новосибирском, вырос, словно на дрожжах. Хотя, с какой стороны посмотреть на это событие.
      Через Томск проходит старинный Сибирский тракт, который многие годы с момента основания в 1604 году Томска, связывал все людские и торговые нити из Европы в Азию и Дальний Восток страны. В Томске этот тракт с запада именуют Московским трактом,  а в восточном, Иркутским трактом. Эти названия  сохранились,  и посей день. Так, если очень ранним утром, когда большинство водителей еще спят, то из конца в конец Томска, скажем, с коммунального моста на Московском тракте с выездом на Иркутский тракт,  можно пересечь за 30 минут спокойной, не нарушая ПДД, езды. А что бы миновать Новосибирск, растянувшийся на 40 км. по обоим берегам Оби, не хватит и пары часов. Огромный промышленный конгломерат с полутора миллионным населением, разросшийся особенно в последние годы, проехать днем, большая головная боль транзитным водителям. Томск, в три раза меньше по населению, хотя от пробок на транспорте не застрахован и он.  Старинный Томск, а ему в 2004-м году исполнилось ровно 400 лет, получил в наследство много узких и кривых улиц. Так названа даже одна из улиц КРИВАЯ. Что вы хотите, в Томске чтят наследие и память предков. Не сносить же всё подряд. Новые районы, естественно, строятся с широкими проспектами, транспортными развязками, не забывают и о «зелёных легких» города. Зелёных зон в городе больше, чем в других городах  Сибири, так считают гости Томска. В Томске 9 ВУЗов, 15 НИИ, в городе обучается в данный момент 72,2 тысячи студентов, каждый 8-й житель города студент, хотя несколькими годами раньше был каждый 6-й, по разным причинам  произошел отток. У Томска есть и негласное имя «Сибирские Афины». К ВУЗам Томска у меня особое отношение. Я и моя старшая дочь в разное время закончили юрфак Томского государственного университета, сын- механический факультет строительного института, внук и внучка - политехнический  институт.
                3.
   ТОМСК ГЛАЗАМИ 13 ЛЕТНЕГО ПОДРОСТКА в 1948-50 г.г. Длинный путь  по Оби из Барнаула, с пересадкой в Новосибирске до Томска на пароходе, приводимого в движение при помощи щадящей обильным паром и чёрным дымом  паровой машины с огромными по бокам колёсами с лопастями, прибыли мы с мамой в середине июля 1948 года. Плыли мы утомительно долго, со многими остановками и стоянками на длинной и извилистой реке. Покидая Алтайский край-родину моих родителей, мы перебирались на ПМЖ на мою Родину, где я когда то родился, но по воле родителей жил в Казахстане по берегам озера Балхаш, от куда на фронт забрали отца,  на Алтае, где жили все мои предки, и вот мы вновь возвращаемся на круги своя. Не рассказать о публике, плывшей тогда на нашем пароходе, я просто не могу. Минуло всего три года, как закончилась та кровавая война, следы которой так наглядно просматривались на голых от жары искалеченных  телах мужчин. Много без рук, без ног, а были и такие, у которых не было ни того ни другого, с телами, изуродованных жуткими шрамами от ранений. Мне, подростку, не видевшему самой войны, хотя и пережившему все её тяготы, от такой картины хотелось, куда-нибудь забиться и плакать…Но, стояла жара середины лета, в каютах от раскалённого металла не чем было дышать и весь народ проводил время на открытой палубе. Большинство пассажиров ехали семьями, как и мы со скарбом, много было детей.
        Томск нас встретил огромным скоплением судов разного типа, барж, стоящих на погрузке, ведь был пик навигации и северные районы ждали эти грузы, так как другого вида транспорта тогда не существовало. Это сей час на сотни километров во все стороны области, в том числе и в северные районы, протянулись, если не асфальтовые, то хорошие гравийные дороги, и река опустела. Иной раз, сидишь с удочкой на берегу той же Оби, которая в те годы была максимально загружена, если в течение дня пройдут с десяток теплоходов, то это хорошо. Судоходной Томь в те годы была и в верховья реки. До Курлека, конечной пограничной точки Томской области, постоянно курсировали катера, в сторону города сплавлялись плоты древесины, ходили суда в высокую воду и выше, в Кемеровскую область. Но с годами от варварского, бездумного изъятия гравия со дна реки Томь потеряла русло, превратилась в корыто и перестала быть судоходной в верховье от города в любое время сезона. С годами речной грузовой порт из центра города перенесли ниже по реке к городу Северску. Построили современный причал, стоит множество мощных кранов, но и всё это великолепие из-за скудности заказов частично простаивает.
      Кто был на площади Ленина сейчас, не поверите! В те годы это был сквер с  уютными аллеями, скамейками, рядом, где стоит драматический театр и здание областной администрации,  за толстыми кирпичными стенами на берегу Томи функционировал городской рынок.  Стены рынка были настолько прочными, что при сносе применяли взрывчатку.  При вскрытии грунта под коммуникации на будущей площади обнаружили очень старые захоронения жителей этих мест. Оказалось, это древнее кладбище, покойников которого хоронили в долблёных колодах из сосны и лиственницы. У магазина «1000 мелочей», тогда это был универмаг, через речку Ушайку стоял деревянный мост на сваях из лиственницы.
        Еще одна достопримечательность Томска тех лет была, это ипподром на улице Красноармейской на том месте, где стоит  сей час Дворец спорта. Это место притягивало многих горожан и гостей города, что бы посмотреть красивые и зажигательные состязания наездников из многих городов Сибири и Дальнего востока и поставить ставки в тотализаторе на любимых лошадок. Ипподром перенесли за город в район Восточный, но таких зрелищ не стало.
.                4.
   ТРАНСПОРТ и  ДОРОГИ.   Так уж получилось в моей жизни, что я с первых лет жизни в Томске постоянно был связан с автомобилями и обслуживанием их.  Когда мы прибыли в Томск. Шло строительство первой очереди трамвая по улицам от площади Батенкова по  Советской и в сторону вокзала Томск-1. Трамвай в те годы был однопутным, с разъездами на отдельных остановках. Пуск первой линии, как водится, планировали приурочить к 7 ноября 1948г., но из-за ряда промахов и неурядиц перенесли на 1 мая следующего года. Получился, например, казус с трамвайным кольцом на площади Батенкова, оказалось, что радиус рельс меньше возможностей поворота трамвая и колёса трамвая не вписывались в поворот и сходили с рельс. Пришлось задним ходом мотовозом освобождать площадь. На этот раз триумфа не получилось. Автобусных маршрутов тогда  в городе было крайне мало. Окраины города из-за плохого состояния проезжей части были почти не доступны, и трамвай в Томске был нужен еще «вчера».
        ПОНТОННЫЙ МОСТв  Томске, это особая история города. Сам город с момента основания стоит на правом берегу реки Томь с крутым, высоким обрывистым берегом, словно форпост, называемым Лагерным Садом. Все долгие годы левый берег был пустынен и не заселён, не считая деревенек, стоящих в отдалении от города по Сибирскому тракту. Издавна была паромная переправа, а в периоды распутицы и вовсе всякая связь прекращалась. Понтонный мост через Томь стал возводиться каждую навигацию только в 1046 году. Понтоны вначале были деревянные, с хлипкими перилами и отбойными брусами для прохода пешеходов. Река Томь очень капризная и зависит даже от небольших не благоприятных условий в верховьях. Мост, как гусеница, постоянно извивался от течения реки, проседал от тяжелогруженых автомобилей, а иногда просто разрывался на отдельные фрагменты и вместе с транспортом и пешеходами стремился удрать вниз по течению. Со временем понтоны установили из металла и более мощные, усилили крепёж тросов ко дну, но казусы, хотя и очень редко, но возникали и позднее. Первоначально проезд и даже проход по мосту был платным. Сколько платили водители автомобилей, я не выяснил, а вот как пешеход, я сам платил 10 копеек в один конец. Простоял понтонный мост до 1973 года, после того как рядом был возведен первый железобетонный мост через Томь. Любили мы рыбачить удочками с понтонов, хотя нас постоянно дежурные гоняли. Ещё один эпизод из истории этого моста. Где то в 60-е годы прошел слух, что в  верховьях Томи в Кемеровской области рекой размыло могильник крупного рогатого скота, зараженного холерой. Местные власти подсуетились, запретили всякую рыбалку в черте города, выход на реку судов маломерного флота и река опустела. Как то, дежуря в районе моста, а я в те годы работал в ГАИ и зашел погреться в дежурку  охранников моста. Будка стояла в середине моста на носу одного из понтонов, вдали от постороннего глаза, где сидели стражи порядка и хлебали уху из свежее выловленной рыбы. Я удивился, мол, мужики, в воде может холера!  Надо мной посмеялись и предложили составить компанию. Действительно, в городе Томске и ниже по течению, случаев заражения столь страшной болезнью зарегистрировано не было.
      Осенью 1949 года я поступил учиться в Ремесленное училище №5, что находилось на Набережной реки Ушайки  на автослесаря. Проходили мы практику, по мимо собственных ,мастерских, в двух точках города. На переулке Трифонова в автохозяйстве, которое в те годы было, пожалуй, самым большим и единственным в городе, где вместе с грузовиками были маршрутные автобусы и городские такси. Еще на Никитина располагались мастерские Томского Артиллерийского Училища, преобразованного в последствие в Высшее Училище Связи.
       В те годы в городе многие молодые люди ходили в форменной одежде. В Томске было более десятка различных ремесленных, фабрично-заводских училищ (РУ, ФЗУ, ПТУ), где готовили подростков в возрасте от 14 лет и старше рабочим специальностям с получением не полного среднего образования. Учащиеся эти были на полном  государственном обеспечении, по тому и подавляющее большинство там составляли подростки из сел и деревень области, где уровень жизни был гораздо ниже городского.  РУ №5 располагалось в самом центре города на Набережной реки Ушайки. Эта улица была, пожалуй, самой короткой, граничащая Каменным мостом и берегом Томи около устья Ушайки. Все мы ходили в форменной одежде приличного качества, гимнастёрка под ремень с фирменной бляхой и фуражка с лаковым козырьком. Еще в городе было много и студентов в форменной одежде. Особая зависть у нас была к студентам Томского Политехнического Института (ТПИ), которые ходили в красивых пиджаках с блестящими маленькими погонами и нашивками на рукавах. Сейчас этого училища, в котором я учился, нет, его ликвидировали много лет назад, но здания сохранились, занимаемые торговыми точками и различными офисами. Бывали и локальные потасовки между учащимися разных училищ между собой, доходящие до поножовщины. Причин вражды «стенка на стенку» я объяснить не могу, но знаю, к концу учёбы только из нашего училища трое парней вместо производства пошли под суд по хулиганке. Существовали среди учащихся и «дедовщина», где слабых обижали сильные и наглые, не смотря на то, что наборы на учёбу составляли 100% обновление всего состава. Хотя в штате были и мастера групп, отвечающих не только за производственное обучение,  но и воспитание учащихся, но что они могли сделать, отбыв на работе свои 8 часов, а там хоть огнём всё гори. Возраст в 15- 16 лет переломный, требует самоутверждения, В комнатах, проживающих по 15 подростков одновременно в течение двух лет, всегда будут какие то распри, раздоры, кто то стремится выбиться в лидеры, а если их несколько,  то конфликты неизбежны. Было такое и в нашей комнате. Меня спасло такое противостояние тем, что я с первых дней учёбы почти все вечера пропадал в читальном зале библиотеки имени А.Пушкина на переулке Батенкова, которая в 2-х минутах хода от училища, где прочел за это время сотни томов отечественной и зарубежной литературы. Не поверите, я там прочёл аж 12 томов «Тысяча и одна ночь, арабские сказки».
                5.
КАШТАК.   Сейчас на Каштаке проживает 50 тысяч человек населения, а раньше это была большая ровная возвышенность на территории города почти совершенно свободная от построек, где и был возведен первый аэродром Томска, первые воздушные ворота в другие города и районы области. Летали отсюда небольшие суда, типа «Кукурузников», так как взлётная полоса не позволяла принимать большие самолёты. Зимой самолёты принимали и отправляли на лыжах. В те годы почти все районные центры области имели, хотя и очень скромные, аэропорты и принимали из Томска авиарейсы с грузами, почтой и пассажирами. Прожил аэропорт на Каштаке с 1945 по 1970 год, пока не построили совремённый в районе села Богашева. Бывшее здание аэровокзала сохранилось и по сей день на ул. Карла Ильмера, где были сберкасса, парикмахерская,  магазины, сейчас там ортопедический центр. Еще рядом с берёзовой рощей до застройки был небольшой стадион, где проходили турниры команд городов Сибири по футболу на мотоциклах, очень популярному и зрелищному состязанию в те годы.
     Название «Каштак» идёт от примитивно, и тайно от власти, построенного заводика  по производству вина. Из-под Каштачной горы в сторону района Черемошники бьёт много родников, которыми с удовольствием пользуются  многие горожане. Это благо зимой в сильные морозы превращается в бедствие, водоотводящие каналы перемерзают, и вода из родников начинает подтапливать окрестные дома. История Каштака имеет и печальную известность. Еще в петровские времена «Каштачная гора» стала называться «Шведской горой» за то, что там хоронили пленных шведов. После революции это место стало местом массовых расстрелов жертв  гражданской войны и сталинских репрессий. Тела убитых просто сбрасывали в овраги. За 30-е, 40-е годы там было похоронено 40 тыс. репрессированных со всей страны. Для рытья могил нанимали местных жителей. В те годы среди местных даже ходил «черный» юмор: «-Эх пойду я  на Каштак – на высоку  горку –заработаю пятак себе на махорку». В 2004 году на южном мысе Каштачной горы в память о невинно погибших был установлен православный крест.
    Почему я так подробно остановился на этом районе города, да по тому, что я прожил на Каштаке более 30 лет, и он мне стал родным.
                6.
      СЕВЕРСК – это последние годы он для Томичей стал «Северском», а раньше он для нас, обывателей, был «Берёзки», «Томск -7», «ПЯ №5», «Почтовый». Особый статус этот город- спутник, стоящий под боком у Томска, получил в 1954 году. Обнесенный двойным немыслимым с сигнализацией, видио наблюдением ограждением, которое обслуживает три воинских части военнослужащих, город с  населением в 108.436 чел (2015 г.), обходится казне страны в «копеечку». Город имеет 6 КПП, в том числе и на берег реки Томь, так как город вырос на берегу реки. Это самый большой закрытый город в России, с широкими совремёнными проспектами, с аллеями, скверами, хорошим уличным освещением. В Северске есть свой музыкальный театр, детский театр, зоопарк, своя телекомпания «СТ-7» не считая многих других не менее значимых культурных учреждений.  До Горбачёвской «перестройки» мне часто по делам службы доводилось бывать в этом городе,  и  я мог сравнивать снабжение населения продуктами питания и промтоварами.  Витрины магазинов всегда были забиты импортными винами, колбасами многих сортов, фруктами и свежими овощами, большой выбор свежей мясной продукции. Работающим на объектах атомной промышленности  Северчанам не сложно было приобрести автомобиль, начиная от «Запорожца», заканчивая «Волгой». Кому, какие средства позволяли. Для нас, Томичей с пустыми полками магазинов и очередями с вопросом: -Кто крайний? – а уж потом- Что продают?. Было крайне обидно, словно нас считали людьми второго сорта. А позднее пошли и талоны на многие продукты.
      В 1993 году летом в Северске произошел аварийный выброс радиоактивных отходов с объекта атомной станции.  Хвала господу богу и погоде в тот день, что ветер дул в сторону от Томска, захватив лишь две или три не больших деревеньки Томского района. Моя дача в 45 км. от города в деревне Семиозёрки, что близ посёлка Самусь, куда что бы попасть, нужно было пересекать по дороге  заражённый участок. В этом месте с обеих сторон опасной зоны стояли наряды милиции и пожарные машины, из которых после проезда опасной зоны из шлангов обмывали колёса и днища всех автомобилей. У меня был собственный дозиметр и я, ради любопытства, за поворотом дороги от наблюдателей попросил жену открыть дверку автомобиля и подержать дозиметр над дорогой. Дозиметр показал 700 микрорентген в час, при норме для человека 20. Последствия таковы. Подверглось облучению 1946 человек. Жителей деревень, кто хотел, отселили, землю в огородах рекультивировали, дорогу перекрыли тройным слоем асфальта, но обочины дороги, и  лес, через который шла дорога, остались не тронутыми. Некоторое время перед этим участком стояли предупреждающие знаки, а в последствие исчезли и они. Минуло с тех дней 22 года, помнящий и знающий народ об этих событиях, до сих пор проезжает этот участок без остановок и с опаской,  однако, много и тех, кто об этом событии забыли, или просто не знают, всё летнее грибное время пасутся в этих лесах, оставляя машины у обочины дороги. Я, когда ехал на дачу, или возвращался в город, пытался многих урезонивать, предупреждать об опасности, грозящей им. Многие не знали об этом событии, а другие, хотя и знали, соблазнившись обильным урожаем грибов, просто алчно улыбались, махали рукой, мол, бог пронесёт. Но ведь эти грибы наверняка могли появиться и на рынке, неся беду в чужой дом. Я не постовой, а просто проезжий, и мне до слёз обидно было что эта ситуация не напрягает власть предержащих. Поставили хотя бы знаки, таблички всего то!
        То, что люди живут в городе, огороженного со всех сторон колючей проволокой, Северчан вполне устраивает. Более спокойная криминальная обстановка, город компактен, ухожен, нет бомжей и прочего сомнительного люда. Томск под боком, где можно найти работу и там.  Не очень давно прошел слух, что Северск  из- за финансовых трудностей в стране, собираются сделать открытым. Так в городе возникла волна протестов горожан, и даже кое- кто собирает подписи несогласных. Поживём, увидим, что из этого получится.
                7.
       ТРАНСПОРТНАЯ РАЗВЯЗКА- СТРОЙКА ВЕКА. (Комсомольский-Пушкина).  Интересная судьба у этого сооружения. Уже многие последние годы Томск, как и другие города России с ростом автотранспорта на отдельных участках стал задыхаться от «пробок».  Такая судьба давно постигла пересечение улиц Пушкина и Комсомольского проспекта в районе 4-й поликлиники. Еще в далёком 1976 году судьбу этого сооружения начали решать на самом высоком уровне.  Был разработан проект, создана авторитетная комиссия по утверждению этого проекта. В те годы я работал инженером по организации движения транспорта в ГАИ и принимал  непосредственное  участие в этой комиссии. В том проекте предусматривалось вместе с развязками на улице Пушкина сооружение зоны отдыха на берегу реки Ушайки,  создание небольшого водохранилища с пляжем, прокладка пешеходной зоны и освещения в Марьиной роще, установка малых архитектурных форм и аттракционов. Но, как говорят в народе, «»всё гладко было на бумаге, но помешали нам овраги». Проект из-за отсутствия финансирования  положили под сукно на многие годы, а тут грянула «перестройка»., коллапс в стране в лихие 90-е.  Сооружение это  для Томска грандиозно по своим масштабам. Проект много раз дорабатывался и перерабатывался разными институтами, и всё-таки  в  2013 году автомобили побежали по новой магистрали, где еще долго будут доделывать, дорабатывать, подправлять, как часто бывает на таких объектах.
                8.
     Томску есть чем гордиться и на известных людей. Космонавт Николай Рукавишников, дважды герой Советского Союза, наш земляк. Ему в  1978 году в сквере у Белого Озера установили бронзовый бюст. В разное время в Томских ВУЗах учились известные конструкторы вертолётов  Миль и Камов. Не менее загадочна и захватывающая легенда о старце Федоре Кузьмиче (1777-1864). Согласно легенде в середине 19 века император Александр-1 инсценировал свою смерть, стал скитальцем, в последствие поселился в Томском монастыре. Мнения  историков на этот счёт разные. Говорят, что после смерти в келье, где жил старец, забил родник. Легенда она и есть легенда, можно верить в неё, а можно и нет.
   Томск напополам пересекает речка Ушайка, которая играет не маловажное значение в жизни и инфраструктуре города. Я не мог обойти вниманием этот водоём, замечательный особенно при входе в город, где многие годы там купался и решил посвятить этой речке стихи:          КАК РОЖДАЕТСЯ УШАЙКА.
Март на подходе, снежок проседает,
Зайцы в осинниках  мех  обновляют.
А глухари на полянах скрипят,
На токовищах так страсти кипят.
После проталин ручеёк зародился,
Вначале под камень огромный забился,
Потом, чуть пониже, в овраге застрял,
Лосей напоил и быстрей побежал.
Долго петлял по лугам и  лесам ,
Объединяясь с такими,  как сам.
Там, где дорога, под мостик нырнул,
А за мостом кто - то сеть натянул.
В низу на Степановке были  дома,
Которые  в раз подтопила вода.
Ручей, превратившийся в речку крутую,
Всё смыл на пути, даже лодку пустую,
Мостки, где купались,  две бани, дрова,
И дальше бежал, сам не зная куда.
Спокойно прошел под железным мостом,
Где проходили вагоны с угл
Попал в объятия цивилизации,
 Разбавлен был из труб канализации.
Едва не застрял в тоннелях и трубах,
Залил несколько улиц в ближайших окрУгах,
Прошел  под мостами и многих опор:
Так ручей,превратившийся в речку Ушайку,
Стремительно рвется в Томь на простор.
                ***
21.11.2015. Читай продолжение...       


Рецензии
Привет, Михаил! очень интересно написал. Спасибо. Жаль, не указал легенду, по которой Томск оказался в стороне от Транссиба, а в связи с этим и о Заистоке.Я в студенченские годы жил на Татарской.(кажется 48) Дом был во всех альбомах о деревянной архитектуре города.Неплохо было бы, если б ты упомянул о мастерстве томских зодчих. Работал в ГАИ, говоришь? А что же не упомянул своего коллегу Николая Платоновича - легенду томского ГАИ, ему стоит памятник в центре, как раз где твое училище было. Но все-равно, очень познавательно написано. Спасибо.

Николай Барановский   10.04.2016 17:56     Заявить о нарушении
На замечание Н. Барановского я написал как бы продолжение и назвал: "PS:Ну что вам рассказать про город Томск..."

Михаил Мещеряков   06.11.2016 11:53   Заявить о нарушении